Время «северных ветров»
Севмаш усилил Военно-морской флот четырьмя современными АПЛ стратегического назначения

«Новейшая российская подводная лодка способна уничтожить целый город, находясь от него на расстоянии в 9 тысяч 300 км. «Князь Владимир» может… погрузиться на глубину 400 метров, что делает АПЛ практически не поддающейся обнаружению». Это цитата из британского издания Daily Mail 2017 г. Прогнозы по характеристикам корабля иностранные СМИ делали до детализации, хотя объект обсуждений тогда был только выведен со стапеля Севмаша, еще не начал испытания и тем более не нес боевую службу.

Екатерина ПИЛИКИНА

Однако внимание к этому кораблю было пристальное. Причем задолго до иностранной публикации. Старт строительству атомного подводного ракетного крейсера «Князь Владимир» дал Владимир Путин. Глава государства в 2012 г., находясь на Севмаше, выразил уверенность в том, что корабли этого класса станут одним из символов российских Вооруженных Сил. Как складывалась дальнейшая судьба корабля и близки ли были иностранные эксперты к истине, рассказывая о современном ракетоносце?

Для начала вспомним историю. 2012 год обозначился в жизни крупнейшей верфи страны не только закладкой головной атомной подводной лодки проекта «Борей-А» (проектант – ЦКБ МТ «Рубин»). На Севмаше «на выходе» была группировка «Бореев». Зимой того года на предприятии подписали приемный акт головного ракетоносца «Юрий Долгорукий». Два следующих года флоту сдавали по «Борею» – «Александр Невский» (2013), «Владимир Мономах» (2014). «Князь Владимир» открыл линейку кораблей с литерой «А». Фактически это значит, что корабли этой серии должны были сделать шаг вперед по всем своим характеристикам – от физических полей до обитаемости. Немаловажный факт: не раз упоминалось в СМИ, что атомные подводные лодки проекта «Борей» строились с использованием задела подлодок предыдущего поколения. «Князь Владимир» – полностью корабль 21-го века. Полностью российский корабль. Все комплектующие, системы, комплексы, предназначенные для насыщения АПЛ, произведены отечественными предприятиями. Большое количество деталей было изготовлено непосредственно в цехах Севмаша. Это касается и изделий машиностроения, и даже судовой мебели. Специально для кораблей 4-го поколения на предприятии разработали травмобезопасную мебель из практически негорючего материала. «На этом корабле учтены последние научные и технические разработки, проведены десятки опытных конструкторских работ по новому оборудованию и системам, – рассказывает генеральный директор АО «ПО «Севмаш» Михаил Будниченко. – Тактико-технические характеристики этого корабля намного улучшены по сравнению с «Бореем». Большое внимание уделено автоматике и электронике».

1 июня, в День Северного флота, акт об успешном завершении испытаний и передаче атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» в состав ВМФ России был утвержден Главнокомандующим Военно-морским флотом Николаем Евменовым.

Таким образом, «Князь Владимир» – это в первую очередь умный корабль. Министерство обороны подчеркивает: у этого крейсера улучшена маневренность и уменьшена шумность. Концерн «Техмаш» разработал для атомных подводных лодок 4-го поколения специальное покрытие, которое дает возможность усовершенствовать столь важную характеристику корабля. Над проблемой уменьшения шумности с помощью покрытия из резины ученые начали биться еще в период Второй мировой войны. Немецкая наука тогда преуспела. Но сегодня отечественные предприятия сделали в этом направлении значительный шаг. По словам гендиректора АО «ЧПО имени В.И. Чапаева» Александра Лившица, разработчикам удалось приблизить «шумность» к фоновым значениям моря.

«За счет особой конструкции они эффективно поглощают шум различных частот и на различной глубине, тем самым затрудняя обнаружение подлодки», – сказал Лившиц. Более того, «Князь Владимир» стал не только едва различим в воде, но и приобрел колоссальную «подводную дальнозоркость». Разработчики одного из основных информационных блоков корабля – гидроакустического комплекса – Концерн «Океанприбор» – совершили фактически прорыв в масштабах мирового кораблестроения. «Государственные испытания показали значительный прирост (практически в полтора раза) гидроакустического комплекса по основному параметру – дальности обнаружения подводных целей. Этого результата удалось добиться благодаря новым конструкциям антенн комплекса, введению в него новых режимов, новых алгоритмов обработки, а также усилиям всего коллектива разработчиков, ученых и специалистов нашего концерна», – так описывает генеральный директор компании «Океанприбор» Андрей Шатохин в своей поздравительной телеграмме на имя Михаила Будниченко техническую и интеллектуальную победы в создании новейшего корабля.

Над строительством «Князя Владимира» работали сотни отечественных предприятий, конструкторских бюро, организаций. Успешно проведя весь цикл испытаний систем и механизмов корабля, 28 мая на Севмаше был подписан приемный акт. А 12 июня, в День России, на атомном подводном крейсере «Князь Владимир» подняли Андреевский флаг. Этот ракетоносец стал 133-й АПЛ Севмаша, который укрепил границы России. «Крейсер «Князь Владимир» открыл линейку кораблей усовершенствованного проекта «Борей». Испытания показали – этот корабль будет надежно служить России. У него совершенно новые тактико-технические характеристики, которые позволят флоту быть впереди планеты всей», – сказал на торжественной церемонии генеральный директор Михаил Будниченко.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко лично участвовал в испытаниях АПЛ «Князь Владимир».

В день подъема Андреевского флага Главком ВМФ Николай Евменов подчеркнул: «Мы открываем новую эпоху, за которой пойдет серия таких же замечательных кораблей. Я как Главнокомандующий ВМФ счастлив, что в ряды Военно-морского флота вливается новый стратегический крейсер. Эта традиция будет продолжаться – корабли будут сдаваться с высоким качеством и в срок. Предполагаем принять в этом году несколько подобных кораблей». Выдающийся образец военной техники, в который вложили свой талант, силы и душу корабелы Севмаша, специалисты конструкторского бюро «Рубин» и контрагенты, сейчас находится в месте приписки – в Гаджиево на Северном флоте. На протяжении 30-40 лет он будет нести службу в северных широтах. А в ближайшие годы к нему присоединятся его «собратья» – корабли проекта «Борей-А». Сегодня на стапелях Севмаша в разных стадиях строительства находятся еще четыре АПЛ проекта – «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Корабли, название проекта которых в переводе с греческого означает «северный ветер», ждет море!


 

НОВОСТИ

«С начала 2020 года в войска поступило 776 основных образцов новейшего и модернизированного вооружения, в том числе 58 самолетов и вертолетов, свыше 140 боевых бронированных машин и 510 многоцелевых автомобилей», – заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом Вооруженных Сил, на котором были подведены итоги первого полугодия.
В Военном инновационном технополисе «ЭРА» состоялся четвертый торжественный выпуск операторов научных рот. 99 молодых ученых завершили прохождение службы в его стенах.
Состоялось первое заседание Комитета по развитию внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения Союза машиностроителей России на тему «Актуальные проблемы законодательства в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
В Тверской области экипажи военно-транспортной авиации (ВТА) на самолетах Ил-76МД выполнили полеты, отработав посадку на грунтовую взлетно-посадочную полосу.
Для всех россиян 2020 год особенный – Год памяти и славы. Это год 75-летия Великой Победы и 100-летия отечественного танкостроения.
Военные парашютисты-спасатели авиационных частей Центрального военного округа (ЦВО) получили на вооружение по гособоронзаказу более 20 комплектов парашютных управляемых систем специального назначения «Арбалет-2», а также спортивные парашюты «Мальва-24».
Расчеты новейших комплексов радиоэлектронной борьбы «Поле-21М» и «Борисоглебск-2» проверены условными атаками с применением беспилотных летательных аппаратов.
Силами военнослужащих экологического взвода Центрального военного округа (ЦВО) планируется убрать 676 тонн мусора на территории в 4 га на мысе Марре-Сале полуострова Ямал. К работе привлечены 32 военнослужащих, а также 23 единицы техники. Личный состав обеспечен специальной формой одежды: зимними и летними техническими костюмами, утепленной обувью.
В соответствии с контрактом с МО РФ на Заводе имени Дегтярева началось производство 5,45-мм автомата А-545 (индекс 6П67), сообщил РИА «Новости» источник в ОПК. А-545 создан для экипировки «Ратник» и будет использоваться наряду с автоматом АК-12.
В общевойсковую армию Восточного военного округа (ВВО), штаб которой дислоцирован в Амурской области, поступил новейший комплекс формирования электронных топографических карт.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100