Новый облик ЗРК малой дальности корабельного базирования
На ИЭМЗ «Купол» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей») активно идет работа по созданию «морского» «Тора»

Обеспечение противовоздушной обороны надводных кораблей и корабельных соединений, а также судов и конвоев – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед Военно-морским флотом. Ее значение непрерывно возрастает, в том числе и по причине развития и совершенствования средств воздушного нападения. В последние годы принят на вооружение или находится на завершающих стадиях разработки целый ряд противокорабельных ракет, чьи возможности значительно превосходят предшественников.

Роман ИЗМАЙЛОВ

Одним из приоритетных направлений совершенствования ПКР западного производства является увеличение дальности стрельбы. Так, если ПКР «Гарпун» в своей исходной версии – RGM-84A – имела дальность стрельбы до 140 км, то в версии RGM-84D – уже до 220 км, а у идущей ей на смену ПКР LRASM дальность составляет 930 км. Это позволяет морской авиации осуществлять пуск ракет, не входя в зону действия средств ПВО большой и средней дальности, принуждая обороняющуюся сторону перехватывать не носители высокоточного оружия, а непосредственно само ВТО. А поскольку применение в борьбе с ВТО зенитных ракетных комплексов большой и средней дальности не является оптимальным по причине высокой стоимости и крупных размеров их ЗУР (и как следствие – ограниченного их числа на корабле), постольку резко возрастает значение средств ПВО малой дальности, чьим основным назначением как раз и является перехват ВТО. И совершенствование ЗРК малой дальности корабельного базирования является одной из приоритетных задач обеспечения ПВО ВМФ РФ.

ЗРК семейства «Тор» могут быть применены и на ранее построенных боевых и вспомогательных кораблях ВМФ РФ без вывода их из эксплуатации. Этот вариант предполагает оснащение кораблей автономным боевым модулем «Тор-М2КМ», который может быть быстро установлен на палубе.

Работу по созданию современного ЗРК МД корабельного базирования вот уже на протяжении ряда лет ведет Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»). Первые результаты были продемонстрированы уже в 2015 г., когда, работая с прибрежной полосы, ЗРК «Тор-М2У» успешно обнаружил и поразил цели, идущие над водной поверхностью. В 2016 г. автономный боевой модуль «Тор-М2КМ», установленный на палубе фрегата «Адмирал Григорович», успешно отработал в открытом море при ходе корабля со скоростью 8 узлов. Комплекс перехватил две мишени, одна из которых имитировала высокоскоростное СВН, а другая – противокорабельную ракету типа «Гарпун», летящую на сверхмалой высоте (4,5-5 м над уровнем моря). Серьезной трудностью в работе против низколетящих целей в открытом море является наличие естественных помех от водной поверхности. Эти трудности в процессе разработки были преодолены, что подтвердили испытания нового алгоритма боевой работы ЗРК «Тор-М2КМ», прошедшие в 2019 г. на берегу Воткинского водохранилища.

В ходе данных испытаний мишени, шедшие над водой на сверхмалой высоте, были своевременно обнаружены и условно поражены, высота их полета определялась точно и однозначно, несмотря на наличие помех. К настоящему времени облик перспективного корабельного комплекса в значительной мере сформирован.

ЗРК «Тор-МФ» должен стать корабельной версией новейшего российского ЗРК малой дальности «Тор-М2». Этот комплекс способен обнаруживать СВН на дальности до 32 км – до границы радиогоризонта. Количество одновременно обрабатываемых отметок от целей – до 144, одновременно сопровождаемых приоритетных целей – до 10. Время реакции комплекса – 5-10 сек. На дальности не менее 15 км комплекс способен перехватывать цели, летящие на околозвуковой скорости (скорость большинства ПКР стран НАТО, в том числе новейшей ПКР LRASM, не превышает скорость звука). Высота перехвата – от 5 м до 12 км. На дальности 7-8 км гарантированно перехватываются цели, имеющие эффективную площадь рассеяния в 0,1 м2 и летящие со скоростью 2 Маха. (Максимальная скорость воздушных целей, перехватываемых ЗРК семейства «Тор», в ходе эксплуатации составляла 3 Маха.) Точность перехвата близка к 100%, что подтверждено не только многочисленными испытаниями, но и реальной боевой работой по обеспечению ПВО российской авиабазы Хмеймим в Сирии, в ходе которой были уничтожены десятки воздушных целей.

Вариант размещения боевого модуля ЗРК «Тор-МФ».

Одновременно может быть обстреляно до 4 целей, интервал пуска ЗУР составляет менее 3 сек. Курсовой параметр перехватываемых целей – ±9,5 км, что позволяет применять комплекс не только для самообороны корабля, но и для прикрытия соединения, в том числе идущего в рассредоточенном ордере.

ЗРК «Тор-МФ» предназначен для вновь строящихся и направленных на капитальный ремонт кораблей и полностью интегрирован в конструкцию корабля. Система управления (антенный пост) комплекса устанавливается на стабилизированную платформу на палубе либо надстройках корабля. Боевой пост комплекса (операторский отсек) размещается в подпалубном пространстве и содержит рабочие места командира и оператора, тренажер, средства сопряжения с корабельными системами. Унифицированные пусковые установки, несущие по несколько пакетов (кассет), с 4 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах в каждом, размещаются в подпалубном пространстве в количестве по требованию ВМФ и предусмотренном проектом корабля.

Весной текущего года успешно завершились испытания модернизированного комплекта средств связи ЗРК «Тор-М2», позволяющего применять боевую машину в качестве командного пункта для средств ПВО нижестоящего уровня. Это позволяет предположить, что и ЗРК «Тор-МФ» может быть задействован не только для выполнения «своих прямых обязанностей», но и для управления корабельной артиллерией и ЗРК ближнего действия.

ЗРК семейства «Тор» могут быть применены и на ранее построенных боевых и вспомогательных кораблях ВМФ РФ без вывода их из эксплуатации. Этот вариант предполагает оснащение кораблей автономным боевым модулем «Тор-М2КМ», который может быть быстро установлен на палубе.

В США продолжается процесс внедрения новейших ПКР AGM-158C LRASM.

Работы по созданию ЗРК «Тор-МФ» ведутся в инициативном порядке ИЭМЗ «Купол», который является головным предприятием не только по производству, но и по разработке зенитных ракетных комплексов малой дальности семейства «Тор». ИЭМЗ «Купол» уже имеет богатый опыт создания ЗРК, унифицированных по большинству узлов и приборов и готовых к эффективному применению в различных областях. В том числе – и в интересах ВМФ РФ: в подразделениях Северного флота несут боевую службу ЗРК «Тор-М2ДТ». 19 июня 2020 г. перспективные разработки конструкторских бюро ИЭМЗ «Купол» по морской тематике были представлены на закрытом показе заместителю министра обороны РФ А.Ю. Криворучко и получили высокую оценку.

Принятие на вооружение ЗРК «Тор-МФ» даст флоту надежный и эффективный комплекс ПВО малой дальности, которым можно будет оснащать корабли как большого и среднего, так и малого водоизмещения, что позволит обеспечить их надежную защиту от летящих на сверхмалых высотах ПКР, управляемых авиационных бомб, противорадиолокационных ракет, беспилотных летательных аппаратов, самолетов и других средств воздушного нападения.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100