БРПЛ «Булава» – главный калибр «Бореев»
Кооперация предприятий во главе с Московским институтом теплотехники успешно решила задачу государственной важности

Завершение испытаний и передача ВМФ РФ первого «Борея-А» полностью новой постройки – это, безусловно, рубежное событие для российского судостроения и флота. Тем самым завершается переходный период в развитии морской составляющей российских стратегических ядерных сил, программа строительства новых РПКСН полностью переходит на серийные рельсы.

Иван КАРЕВ

При этом главный калибр «Бореев» – БРПЛ «Булава» давно уже находится в серийном производстве. Фактически оно началось еще до принятия ракетного комплекса на вооружение – чтобы к моменту включения в состав ВМФ головного подводного крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» (это, напомним, произошло в начале 2013 г.) обеспечить его основным вооружением. Тогда это решение (как, впрочем, и вся программа создания новой твердотопливной БРПЛ) в определенных кругах активно критиковалось, однако, как предшествовавшие, так и последовавшие пуски показали: те проектные решения, которые были заложены в ракету конструкторским коллективом Московского института теплотехники, оказались правильными. 

Об этом в одном из своих интервью журналу «Национальная оборона» говорил генеральный конструктор стратегических твердо-топлевных ракетных комплексов, академик РАН Юрий Соломонов. Можно, конечно, сказать, что его взгляд на ход разработки «Булавы» – пристрастный. Однако в силу закрытости данных, связанных со стратегическими ядерными силами, других достоверных и объективных источников информации о программе создания БРПЛ этого типа у нас просто нет.

Вкратце напомним историю разработки «Булавы». Идея создания твердотопливной баллистической ракеты морского базирования, унифицированной по ряду узлов, агрегатов и технологий с сухопутной МБР «Тополь-М», восходит к 1997 г. В декабре 1998 г. было принято решение о начале ОКР по теме «Булава». До этого у Московского института теплотехники не было опыта в создании ракет стратегического назначения морского базирования, концепция которых по ряду моментов значительно отличается от концепции построения комплексов для Ракетных войск стратегического назначения. При этом важно отметить, что, став головным предприятием по созданию новой БРПЛ, МИТ практически сохранил кооперацию разработчиков корабельных ракетных комплексов, ранее сложившуюся вокруг ГРЦ им. академика В.П. Макеева. На тот момент, после прекращения работ по комплексу «Барк», эти предприятия фактически остались не у дел, однако участие в программе создания «Булавы» позволило им сохранить свою специализацию.

Защита эскизного проекта «Булавы» состоялась в первой половине 2000 г. А уже 27 сентября 2005 г. был осуществлен первый запуск натурного изделия. Конструкторы посчитали возможным отказаться от этапа наземных стендовых испытаний. Это было обусловлено рядом обстоятельств, среди которых необходимость снижения затрат на разработку играла отнюдь не последнюю роль. Существенное значение имел и тот факт, что в начале 2000х годов России важно было во что бы то ни стало продемонстрировать сохраняющийся потенциал в создании перспективных средств ядерного сдерживания; старение РПКСН, разработанных и построенных в советские времена, также диктовало необходимость интенсификации процесса создания новых подлодок и новой БРПЛ для них.

При этом следует отметить, что под стендовыми испытаниями подразумевается испытательный пуск ракеты из заглубленного в землю на полигоне цилиндра, имитирующего корпус подводной лодки. Отказ от стендовых испытаний именно этого типа позволил сократить срок создания комплекса «Булава» на 2-3 года. Но стендовые испытания отдельных систем, конечно же, проводились. 

В частности, Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ) создало стенд наземных бросковых испытаний СМ-Э336 и гидрогазодинамический стенд СМ-Э330, на которых велась наземная экспериментальная отработка технических решений по системе старта ракеты. На стенде СМ-Э336 успешно была проведена комплексная отработка в натурном масштабе минометного старта «Булавы» и подтверждена возможность безопасного увода макета ракеты от подводной лодки в обеспечение начала этапа бросковых испытаний из надводного положения. На стенде СМ-Э330 с использованием натурной материальной части при воспроизведении натурной глубины проводилась комплексная полномасштабная отработка функционирования системы старта в начальный период старта, подтверждена работоспособность разрушаемой крышки транспортно-пускового контейнера. С учетом результатов испытаний на стенде СМ-Э330 было принято решение о возможности перехода к этапу испытаний «Булавы» из подводного положения.

При проектировании «Булавы» были применены уникальные конструктивно-схемные решения, в частности, компоновочная схема, ранее не использовавшаяся ни на одной отечественной или зарубежной ракете. В этой БРПЛ внедрены реализованные в МБР «Тополь-М» мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности, в том числе в условиях развертывания перспективной противоракетной обороны. Сокращенный по времени и протяженности активный (разгонный) участок траектории, а также возможность осуществления противоракетного маневра сводят к минимуму уровень потерь от воздействия ракет-перехватчиков и других средств космического эшелона ПРО, а также от средств ПРО морского и передового наземного базирования.

Стрельбы «Булавой» со штатных носителей – ракетных крейсеров типа «Борей» – были начаты в июне 2011 г. В 2011-2019 гг. произведены пуски этой БРПЛ с РПКСН «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Владимир» из акваторий Белого и Баренцева морей, в том числе два залповых пуска двумя ракетами и один залповый пуск четырьмя ракетами. Один из пусков был на максимальную дальность – по акватории Тихого океана в район Гавайских островов. Всего произведено 34 испытательных пуска БРПЛ «Булава». Крайнее испытание состоялось 30 октября 2019 г. Судя по некоторой информации в СМИ, планируется начать ракетные стрельбы «Булавой» в западном направлении – с «Бореев» Тихоокеанского флота по ракетному полигону Чижа в Архангельской области.

О том, что собой представляет БРПЛ «Булава» – вследствие все той же секретности – информации в открытых источниках крайне мало. Ракета – трехступенчатая, твердотопливная, может нести разделяющуюся головную часть с ядерными боевыми блоками индивидуального наведения (6 блоков мощностью по 150 кт, способных маневрировать по курсу и высоте). Старт ракеты, как уже упоминалось, – минометный. 

Сложнейшей задачей, реализованной в ходе создания «Булавы», стала минимизация массы ракеты при сохранении показателей по дальности и точности, достигнутых в предыдущих комплексах с БРПЛ. По имеющейся информации, стартовая масса ракеты – 36,8 т (у БРПЛ «Синева», которыми вооружены модернизированные атомоходы проекта 667БДРМ «Дельфин» – 40,3 т). Максимальная дальность полета, достигнутая в ходе пуска в акваторию Тихого океана, – 9300 км.

Разработку системы управления БРПЛ «Булава» вело НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова. При создании системы управления был принят целый ряд принципиально новых технических решений, позволивших, по сравнению с предыдущими разработками, в полтора раза сократить массу системы управления в целом и в два раза массу комплекса командных приборов в частности. Короткий активный участок существенно усложнил для разработчика решение вопросов по астро- и радиоизмерениям, однако в итоге эти проблемы были решены.

ФГУП «ФЦДТ «Союз» в тесном сотрудничестве с академическими и отраслевыми организациями разработало смесевое ракетное твердое топливо (СРТТ) пятого поколения с высокими энергомассовыми характеристиками. СРТТ создано на основе активного горючего связующего с большим содержанием мощных взрывчатых веществ. По информации ФЦДТ «Союз», достигнут новый уровень характеристик специального низкотемпературного топлива для двигателя боевой ступени с глубоким регулированием тяги. Кроме того, ФЦДТ «Союз» разработал заряды к четырем двигательным установкам специального назначения и новый пороховой аккумулятор давления для обеспечения старта ракеты.

Помимо уже упоминавшихся соисполнителей в реализации проекта создания БРПЛ «Булава» принимали участие такие предприятия, как НПЦ АП им. Н.А. Пилюгина, НИИ полимерных материалов, ЦНИИСМ, ФНПЦ «Алтай», НПЦ «Искра» и многие другие.

По мнению академика Юрия Соломонова – а он, еще раз повторим, по существу, единственный авторитетный источник, который может профессионально комментировать создание твердотопливных ракетных комплексов стратегического назначения, «Булава» на сегодняшний день – это самый современный и совершенный комплекс среди РК подводного класса в тех условиях потенциального применения, для которых он был спроектирован. На последнюю часть этой фраза стоит обратить особое внимание – возможно, для других, более теплых морей, для других АПЛ, за другие деньги, для другой страны можно было бы разработать альтернативный образец морской межконтинентальной баллистической ракеты. Но изначально непростую и исключительно важную задачу создания нового поколения БРПЛ для Российского флота в сложный для страны период пришлось решать кооперации предприятий во главе с Московским институтом теплотехники. И эта задача была решена с честью.


 

НОВОСТИ

«С начала 2020 года в войска поступило 776 основных образцов новейшего и модернизированного вооружения, в том числе 58 самолетов и вертолетов, свыше 140 боевых бронированных машин и 510 многоцелевых автомобилей», – заявил министр обороны России Сергей Шойгу на селекторном совещании с руководящим составом Вооруженных Сил, на котором были подведены итоги первого полугодия.
В Военном инновационном технополисе «ЭРА» состоялся четвертый торжественный выпуск операторов научных рот. 99 молодых ученых завершили прохождение службы в его стенах.
Состоялось первое заседание Комитета по развитию внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения Союза машиностроителей России на тему «Актуальные проблемы законодательства в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
В Тверской области экипажи военно-транспортной авиации (ВТА) на самолетах Ил-76МД выполнили полеты, отработав посадку на грунтовую взлетно-посадочную полосу.
Для всех россиян 2020 год особенный – Год памяти и славы. Это год 75-летия Великой Победы и 100-летия отечественного танкостроения.
Военные парашютисты-спасатели авиационных частей Центрального военного округа (ЦВО) получили на вооружение по гособоронзаказу более 20 комплектов парашютных управляемых систем специального назначения «Арбалет-2», а также спортивные парашюты «Мальва-24».
Расчеты новейших комплексов радиоэлектронной борьбы «Поле-21М» и «Борисоглебск-2» проверены условными атаками с применением беспилотных летательных аппаратов.
Силами военнослужащих экологического взвода Центрального военного округа (ЦВО) планируется убрать 676 тонн мусора на территории в 4 га на мысе Марре-Сале полуострова Ямал. К работе привлечены 32 военнослужащих, а также 23 единицы техники. Личный состав обеспечен специальной формой одежды: зимними и летними техническими костюмами, утепленной обувью.
В соответствии с контрактом с МО РФ на Заводе имени Дегтярева началось производство 5,45-мм автомата А-545 (индекс 6П67), сообщил РИА «Новости» источник в ОПК. А-545 создан для экипировки «Ратник» и будет использоваться наряду с автоматом АК-12.
В общевойсковую армию Восточного военного округа (ВВО), штаб которой дислоцирован в Амурской области, поступил новейший комплекс формирования электронных топографических карт.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100