Пропавшим без вести не числится
Эта история больше похоже на чудо, тем более случилась она накануне Нового года

Матрос Виктор Владимирович Савинов числился пропавшим без вести с 4 ноября 1943 г.

Матрос Виктор Владимирович Савинов числился пропавшим без вести с 4 ноября 1943?г. В прошлом году во время экспедиции «Большой десант» место его гибели было обнаружено в Керченском проливе, всего в двух километрах от Крымского моста: здесь в ночь с 3 на 4 ноября 1943 г. затонул катер СКА-053. Чтобы найти родственников погибших, поисковики размещали информацию на радио и в газетах. А сработала многотиражка Ижевского электромеханического завода «Купол». Ветеран труда «Купола» Лев Николаевич Богданов, не растерявший навыка внимательного чтения печатной прессы, нашел племянницу матроса Татьяну Николаевну Савинову. Дело было так…

Регина ОБУХОВА

УЛИЦА СВОБОДЫ, 156

Как признался Лев Николаевич, зацепил адрес: г. Ижевск, улица Свободы, 156, где в течение 20 лет жил он сам и откуда призывался на срочную службу Виктор Савинов, они были соседями. Двухэтажный дом был построен еще до революции и располагался неподалеку от здания цирка. Самого Виктора заводчанин не знает: он ушел на срочную службу еще до его рождения, а вот его брата Бориса и сестер Клавдию и Зинаиду, маму Татьяны Николаевны, знал хорошо. Рассказывает, что, несмотря на раннюю смерть родителей, все дети смогли получить хорошее образование – Борис работал военврачом, Зинаида посвятила себя педагогической деятельности. Немного о Викторе знает и Татьяна Николаевна: послевоенное время было сложное, поэтому о прошлом в семье старались не упоминать. Запомнилось только, что он был красив и не вернулся с войны. Известие о том, что удалось найти место гибели экипажа, где служил ее дядя, стало для Татьяны Николаевны неожиданностью.

Эти чудом сохранившиеся артефакты были найдены в ходе поисковой операции. Иллюминатор, к крышке которого прилепился кусочек газеты от октября 1943 г., стал еще одним доказательством того, что найденное судно – СКА-053.

ПРОГУЛКИ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ

Как рассказал член поискового отряда «Батарея 29БИС» Александр Шестириков, уже в ходе подъема затонувшего катера поисковикам стало ясно: это нерядовое военное судно, поскольку на нем был установлен американский двигатель «Дельфин», мощная рация, и все это было упаковано в корпус из красного дерева. Кроме прочего его еще «выдавали» и детали: все иллюминаторы на катере, к примеру, были выполнены из бронзы, тогда как обычно их устанавливали из железа. Обратились за консультацией к Андрею Кузнецову, автору книги «Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция», участниками которой были члены экипажа, заглянули в архивы, и вот что выяснилось: построенное в 1935 г. по спецзаказу НКВД судно изначально предназначалось для охраны с моря дач первых лиц государства, а также отдыха членов советского правительства на Черном море – судно базировалось в Батуми. На нем, как предполагает Александр, вполне могли совершать морские прогулки Иосиф Сталин, Клим Ворошилов и Семен Буденный. Из чего следует, что экипаж погранкатера был не только высококвалифицированным, но и состоял из благонадежных военных.

ПОДОРВАЛСЯ НА МИНЕ

С началом войны он стал фронтовым и выполнял функции «морского охотника», в том числе и доставкой командующих Черноморского флота до мест назначения. В ночь гибели судна на его борту вместе с членами экипажа как раз находился командир 3-го ДСКА капитан-лейтенант Георгий Дмитриевич Пупков, руководивший высадкой десанта на одном из этапов Керченско-Эльтигенской операции. Он погиб вместе с 11 членами экипажа в так называемой Кузьминской промоине, накануне заминированной немцами: судно следовало из Керчи в Тамань.

ЧУДОМ СОХРАНИВШИЙСЯ АРТЕФАКТ

Идентифицировать находку помогли предметы, найденные в ходе поисковой операции. К примеру, был поднят ящик с инструментами и поясной ремень, принадлежавшие, как предполагают поисковики, мотористу Исхаку Вахитову, а также  останки носового катера и иллюминатор, к крышке которого прилепился кусочек газеты от октября 1943 г. Этот чудом сохранившийся артефакт стал еще одним доказательством того, что найденное судно – СКА-053.

В прошлом году 9 мая в Керченском проливе побывали родственники погибших краснофлотцев из Уфы и Краснодара. В сопровождении пограничного катера ФСБ России они проследовали на место гибели родных и возложили памятные венки. В год 75-летия Победы на церемонии, возможно, побывает и племянница боцмана СКА-053 Виктора Савинова, чтобы почтить память дяди по старинному морскому обычаю.

Материал размещен при поддержке АО «ИЭМЗ «Купол»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100