Плодотворное сотрудничество
ПСЗ «Янтарь» построил серию фрегатов для ВМС Индии

Фрегат Teg – головной постройки ПСЗ «Янтарь».

Образованный в 1945 г. Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» сегодня – одно из крупных предприятий кораблестроения в Северо-Западном регионе России. После распада СССР калининградская верфь вместе со многими индустриальными предприятиями пережила нелегкие годы. Участие завода в различных коммерческих заказах, к сожалению, не привело к ожидаемой стабильности в силу высокой стоимости основных фондов и своего технологического предназначения строить и ремонтировать военные корабли.

Несмотря на то что к началу 2005 г. завод располагал четырьмя оборонными заказами, он не мог работать в полную силу из-за скудного их финансирования. В результате предприятие оказалось на грани банкротства. Вмешательство президента РФ, который в июле 2005 г. поручил правительству и ряду ведомств урегулировать сложившуюся ситуацию с целью недопущения потери «Янтаря» для российского судостроения, выправило положение. Правительство предложило предоставить предприятию пятилетний срок для решения финансово-экономических проблем, и с этим условием арбитражный суд Калининграда вынес постановление о заключении мирового соглашения с кредиторами.

К концу 2005 г. «Янтарь» имел экспортный потенциал и представлял его на выставках в Париже, Ганновере, Сингапуре, Малайзии. Его предложения вызвали интерес со стороны потенциальных заказчиков. Совместно с «Рособоронэкспортом» завод принимал участие в тендерах на строительство боевых кораблей для ряда зарубежных партнеров. Попытки реализации экспортных программ военного кораблестроения, как известно, не приносят мгновенных результатов. На протяжении нескольких лет завод участвовал в совместной постройке специальных кораблей и гражданских судов с судостроительными фирмами Германии, Голландии и Норвегии. Это позволило сохранить технические и технологические возможности завода, а также квалифицированный персонал, способный обеспечить строительство кораблей должного качества.

Пуск ракеты BRAHMOS фрегатом Tarkash.

В конце концов настойчивость руководства ПСЗ «Янтарь» и поддержка российского правительства привели к положительным результатам. Завод получил заказ на строительство кораблей для ВМС Индии. Наличие на достройке кораблей для ВМФ России, уменьшение численности персонала, серьезные изменения в комплектующем оборудовании, предложенные индийскими специалистами, вызывали сомнения в определенных кругах российской судостроительной промышленности. Много спорили о том, достаточно ли у «Янтаря» организационных и технологических возможностей для выполнения индийского заказа. Тем не менее решение было принято в пользу калининградского завода, и в июне 2006 г. контракт был подписан.

Важность этого заказа для ПСЗ «Янтарь» обусловлена тем, что индийская сторона с пониманием подошла к проблемам организации постройки и с самого начала активно включилась в разработку основополагающих документов – совмещенных графиков проектирования, материально-технического снабжения, строительства, испытаний и поставки запасных частей.

Сотрудничество с Индией позволило в определенной степени обновить завод, особенно в плане компьютеризации и совершенствования программного обеспечения проектирования корабля. Время и новые технологии поставили завод перед необходимостью наладить довольно развитую компьютерную сеть. Это позволило на должном уровне взаимодействовать с проектантом и контрагентами. Важным положительным фактором стало то обстоятельство, что вопреки скептическим оценкам «Янтарь» не растерял высококвалифицированных специалистов и под полученный заказ смог вернуть значительное количество профессионалов, уволившихся в лихие 90-е годы.

Нужно отметить, ВМС Индии весьма тщательно контролировали ход строительства. На предприятие была направлена постоянно действующая группа наблюдения покупателя, состоящая из специалистов, которые уже имели опыт эксплуатации российской военно-морской техники. С членами этой группы еженедельно шли консультации специалистов завода, что позволило оперативно решать задачи всех этапов строительства.

Более сложные вопросы решались на обзорных совещаниях, которые проходили раз в полгода с участием индийских специалистов, а также на заседаниях межправительственной группы по судостроению. Такой тщательный контроль обеспечил, в конечном счете, решение большинства возникавших проблем своевременно и с достойным результатом.

Серьезной проверкой профессионализма заводчан стала работа с поставленным индийской стороной комплектующим оборудованием. Благодаря своевременной подготовке, обеспечению этих работ и взаимодействию со специалистами заказчика удалось с высоким качеством смонтировать все поставленное оборудование.

Конструктивное взаимодействие с ОАО «Рособоронэкспорт», проектантом кораблей – Северным ПКБ, большим количеством других российских и зарубежных предприятий позволили Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» внести свой вклад в военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с другими государствами.

В итоге ВМС Индии получили от ПСЗ «Янтарь» современные фрегаты проекта 11356 с ракетным комплексом BRAHMOS. Teg («Сабля») был передан заказчику в апреле 2012 г, Tarkash («Колчан») – в ноябре прошлого года. Третий корабль – Trikand («Лук») – успешно завершил все испытания и буквально за несколько дней до открытия VI Международного военно-морского салона – 29 июня передан индийским морякам.

О чем необходимо сказать, оглядываясь на начальный этап сотрудничества с индийским заказчиком:

– завод «Янтарь» подтвердил как на внутреннем, так и на внешнем рынках способность качественно строить сложные проекты кораблей, оборудованных новейшей техникой;

– значительно вырос количественный состав и квалификационный уровень сотрудников предприятия, прежде всего судостроительных специальностей, причем набор специалистов продолжается;

– Министерство обороны РФ, увидев успехи в выполнении контракта, заказало заводу серию фрегатов для отечественного ВМФ, строительство которых идет в настоящее время;

– учитывая старение оборудования предприятия и растущие объемы производства, необходимость освоения новых проектов, завод начал осуществлять масштабную программу обновления основных фондов, которая рассчитана как на собственные средства завода, так и на федеральные средства;

– за годы выполнения серийного заказа Республики Индия ПСЗ «Янтарь» накопил богатый и актуальный опыт, что позволяет калининградскому предприятию и в дальнейшем участвовать в программах строительства кораблей для ВМС зарубежных государств.

marketing@shipyard-yantar.ru

www.shipyard-yantar.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100