Медведь погружается: российские обитаемые подводные аппараты
В течение последних лет наблюдается возрождение обитаемых подводных аппаратов в России

Обитаемый глубоководный аппарат АС-39 проекта 16811 «Консул».

Ведущий американский военно-морской журнал Proceedings в номере за май этого года опубликовал статью бывшего моряка-подводника, ныне занимающегося океанографией, Дона УОЛША. Она посвящена советским и российским глубоководным аппаратам. Предлагаем эту публикацию вниманию читателей.

У России нет недостатка технических знаний в области проектирования и строительства подводных аппаратов. Свидетельство тому – более 400 подводных лодок, построенных Советским Союзом за годы «холодной войны».

Несмотря на это, на протяжении большей части времени с 1945 по 1991 гг. в Советском Союзе никогда не имелось больше трех или четырех полностью дееспособных обитаемых глубоководных подводных аппаратов (ГПА). Начиная с привязных аппаратов середины 1950-х гг., русские «самодельные» подводные аппараты имели упрощенную конструкцию и применялись не очень успешно. В открытой литературе сообщалось, что большинство таких аппаратов раннего периода использовались для исследований рыбопромысловых районов. В действительности, они, вероятно, применялись и в военных целях (на Западе обитаемые подводные аппараты не привлекались для проведения аналогичных исследований).

ГПА «Мир» перед штурмом глубин Арктики.

Успех пришел с покупкой обитаемых аппаратов за границей. В середине 1970-х годов канадская компания HYCO International построила два подводных аппарата класса Pisces для Академии Наук СССР. Они эксплуатировались Институтом океанологии имени П.П. Ширшова. Одной из их самых известных стала экспедиция на Байкал – самое глубокое озеро в мире. Там аппараты Pisces совершили погружение на глубину 5387 футов (1642 м), самое глубокое место на Байкале.

К концу 1970-х гг. русские ученые захотели погружаться глубже, и был разработан аппарат для научных и военных миссий, способный «нырять» до 20000 футов (более 6000 м). Его предполагалось заказать за пределами СССР, поскольку в годы «холодной войны» судостроительные заводы в России строили в основном военные корабли. Однако существовали серьезные ограничения на передачу технологий между большинством западных стран и Советским Союзом, и было трудно найти строителя подводных аппаратов, не связанного этими ограничениями. После долгих поисков была выбрана финская судостроительная компания Rauma Repola Shipbuilding Company. Было также решено построить два подводных аппарата – хорошая идея, ведь один мог бы страховать другой во время погружений.

Оба аппарата были названы «Мир». Работа по контракту стоимостью $50 млн. началась в середине 1980-х гг., и в 1987 г. два подводных аппарата были спущены на воду и испытаны. Вскоре после этого в качестве судна-носителя ГПА был приспособлен научно-исследовательский корабль «Академик Келдыш».

ГПА Pisces были закуплены СССР в Канаде.

Со времени спуска на воду, несмотря на распад Советского Союза, «миры» совершили большое количество разнообразных успешных погружений по всему миру под руководством доктора технических наук Анатолия Сагалевича.

В течение последних четырех лет наблюдается примечательное возрождение обитаемых подводных аппаратов в России. Вероятно, это началось с погружения аппарата «Мир», пилотируемого Сагалевичем, ко дну океана в районе Северного полюса в 2007 г. На борту был известный русский исследователь Арктики Артур Чилингаров. В 1986 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза за свои полярные исследования. Чилингаров был главным научным сотрудником экспедиции на Северный полюс и находился на борту аппарата «Мир-1», когда тот достиг точки истинного Северного полюса на глубине 14000 футов (4287 м), где он установил флаг своей страны. Впоследствии Чилингаров получил медаль Героя России из рук президента Владимира Путина.

В 2010 г. ВМФ России объявил о ходовых испытаниях двух подводных аппаратов «Консул» и «Русь», способных погружаться на глубину 20000 футов. Из имеющейся информации известно, что они строились с конца 1980-х гг., то есть со времени исхода «холодной войны».

 

«Лошарик» у причала.

Еще более удивительным стало то, что правительство России объявило о существовании атомного батискафа «Лошарик», способного работать на глубинах до 10000 футов (более 3000 м). Как сообщается, второй такой корабль находится в стадии строительства. Президент Путин объявил, что они будут использоваться для продолжительных исследований в российской Арктике.

Однако «Лошарик» не является принципиально новым подводным аппаратом. В 1970-х гг. циркулировали слухи о том, что в СССР разрабатывается аналог американского атомного глубоководного аппарата NR-1 ВМС США. Были и другие сведения, будто Советский Союз построил четыре обычных батискафа с глубиной погружения 20000 футов, по одному для каждого из своих флотов. Эти слухи были отчасти верны. Упомянутый Путиным подводный аппарат, вероятно, находится в эксплуатации с начала 1980-х гг. О нем не было известно на Западе из открытых источников, поскольку он использовался военными в секретных проектах. Теперь Путин считает, что несекретные операции в Арктике будут более полезны для того, чтобы продемонстрировать крупные инвестиции России в развитие этого региона. Сообщается, что и второй атомный подводный аппарат будет использоваться аналогичным образом.

Русский медведь действительно «ныряет», однако большая часть технологических и эксплуатационных возможностей может рассматриваться как «старое вино в новых бутылках». После своего известного погружения на Северном полюсе доктор Чилингаров предложил построить в России аппарат, способный погружаться на полную океанскую глубину 36000 футов (10972 м). Если он будет построен, то это будет означать новый крупный прогресс. Между тем, очень способные «миры» продолжают свои эффективные подводные работы.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100