№3 март 2020

Коронавирус COVID-19: мир уже никогда не будет прежним

Перспективы развития кораблей на воздушной подушке скегового типа
Эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее

МРК на воздушной подушке «Самум» типа «Бора».

Развитие кораблей на воздушной подушке скегового типа (скеговых КВП) – высокоскоростных и мореходных – весьма перспективно. Основной конструктивной особенностью этой гидродинамической схемы является сочетание воздушной подушки, отделяющей корпус корабля от водной поверхности, и сохранение контакта с водной поверхностью за счет бортовых скегов. Они имеют очень малое сопротивление движению корабля, но существенно снижают потерю воздуха из зоны воздушной подушки, частично разгружают ее, повышают устойчивость на курсе и управляемость корабля.

Александр ШЛЯХТЕНКО

Владимир ГАВРИЛОВ

В СССР над созданием скеговых судов работали несколько проектных организаций, были построены несколько крупномасштабных самоходных моделей и пассажирских судов. В ЦМКБ «Алмаз» создан боевой скеговый КВП – малый ракетный корабль (МРК) «Бора».

Разработка технического проекта началась в 1976 г. с широкого круга поисковых работ. В кратчайшие сроки предстояло решить ряд сложнейших технических проблем, выполнить комплекс испытаний буксируемых и самоходных моделей. Испытания 50-тонной самоходной модели «Икар-2» подтвердили удивительно высокие мореходные качества скеговых КВП.

В результате всестороннего анализа достоинств и недостатков различных вариантов двигательно-движительного комплекса выбрали дизель-газотурбинную главную энергетическую установку: экономический ход под дизелями, полный ход – при совместной работе газовых турбин и дизелей. Для движения на высоких скоростях применили поворотные опускные колонки с гребными винтами, приводимыми во вращение газовыми турбинами.

Совокупность нестандартных технических решений, принятых в техническом проекте, позволила создать уникальный МРК, не имеющий аналогов в мировом кораблестроении. Общая компоновка и размеры бортовых скегов обеспечивают ему движение на плаву с клиренсом, позволяющим безопасно идти на волнении до 5 баллов. При включении нагнетателей воздушная подушка дает возможность развивать ход более 50 узлов. Кроме того, возможны промежуточные режимы хода с уменьшенной подачей воздуха в зону воздушной подушки. Это называется «многорежимность движения» – свойство, не реализованное ни на одном другом корабле в мире.

Сегодня уровень технологий кораблестроения и комплектующего оборудования в нашей стране позволяет развивать достигнутый успех в создании боевых скеговых КВП для российского флота. Сохраняя принципиальные технические решения, «обкатанные» на МРК «Бора» (обводы корпуса, принцип подачи и распределения воздуха в зону ВП, схема уборки гибких ограждений, дизель-газотурбинная ГЭУ), возможно создание модификации проекта с повышенными тактическими свойствами и расширенным диапазоном применения.

Общий вид возможной модификации скегового корабля на воздушной подушке.

Опираясь на опыт эксплуатации МРК «Бора», в ЦМКБ «Алмаз» рассмотрены альтернативные варианты компоновки движительного комплекса и наиболее подробно – применение водометных движителей, что резко упрощает схему обеспечения движения корабля и управление движением на всех режимах. Исключение поворотно-опускных колонок освобождает кормовую часть для размещения взлетно-посадочной площадки и раздвижного ангара, а применение беспилотных летательных аппаратов при решении ударных задач повышает эффективность решения задачи и безопасность для корабля.

Высокая скорость в сочетании с выдающейся управляемостью корабля позволяют ему принимать эффективное участие в операциях по подготовке и огневой поддержке высадки морских десантов с использованием реактивных установок залпового огня.

Конструктивной особенностью корпуса скегового корабля являются два горизонтальных киля на всю длину корпуса, на которые в прибрежной полосе или на мелководье он может вставать как на стационарные опоры. Корабль, двигаясь на воздушной подушке, может преодолевать отмели и приближаться к необорудованному берегу до глубины 1 м, где, сев на свои кили, может осуществлять погрузочно-разгрузочные, спасательные или специальные операции.

Таким образом, на основе высокоскоростной и мореходной универсальной «платформы» могут быть созданы ударные ракетные корабли, корабли огневой поддержки десанта, спасательные корабли быстрого реагирования, десантно-высадочные корабли, специальные и малые корабли разного назначения.

Научно-технический задел ОАО «ЦМКБ «Алмаз» дает основание для более широкого подхода к созданию скеговых КВП. Проектные проработки высокоскоростных кораблей скегового типа, выполненные по результатам испытаний самоходной модели «Стрепет», подтвердили возможность создания кораблей водоизмещением около тысячи тонн со скоростями более 100 узлов. Скоростные качества и боевые возможности таких кораблей становятся соизмеримыми с характеристиками экранопланов, атаки которых не обнаруживаются со спутников и имеют предельно высокую вероятность выполнения поставленной задачи. При этом следует учесть, что эксплуатация скеговых кораблей по сравнению с экранопланами несравнимо проще, дешевле и надежнее.

Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор – генеральный конструктор ОАО «ЦМКБ «Алмаз»

Владимир Григорьевич ГАВРИЛОВ – ведущий конструктор по перспективному проектированию

office@almaz-kb.sp.ru

www.almaz-kb.ru


 

НОВОСТИ

В Доме правительства Российской Федерации состоялось совещание под руководством члена коллегии Военно-промышленной комиссии РФ М.В. Осыко в рамках подготовки Конгресса «Диверсификация ОПК в интересах национальных проектов. Трансформация производственной базы».
Совместная делегация Министерства обороны Российской Федерации и ООО?«Международные конгрессы и выставки» (МКВ) находится в Бразилии со специальным визитом с целью проведения презентации Международного военно-технического форума «Армия-2020» перед представителями Минобороны Бразилии, руководством бразильской оборонной ассоциации ABIMDE и входящими в нее предприятиями оборонно-промышленного комплекса Бразилии.
Заместитель председателя правительства России Юрий Борисов с рабочим визитом посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»).
В рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований (ФПИ) и Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) разработан перспективный авиационный односекционный турбированный роторно-поршневой двигатель (РПД).
Первый образец двигателя для ПАК ДА планируется изготовить и передать на стендовые испытания в 2020 г., сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко во время визита на ПАО «Кузнецов» в Самаре в рамках проверки хода выполнения гособоронзаказа 2020 г. По плану перспективный стратегический бомбардировщик поступит на вооружение до 2027 г. и заменит самолеты Ту-95МС.
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) в течение трех лет поставит Вооруженным Силам России 10 разведывательных комплексов с обновленными беспилотными летательными аппаратами (БЛА) «Форпост-Р», сообщил заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко во время визита на УЗГА.
Авиаполк, дислоцированный на авиабазе в Канске (Красноярский край), до 2024 г. получит истребители МиГ-31К, оснащенные гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Об этом, как передало РИА «Новости», сообщил командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Александр Лапин.
Заместитель министра обороны РФ генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров проверил готовность к вводу в эксплуатацию объектов Центра боевой подготовки ЗВО в поселке Мулино (Нижегородская область).
«Сегодня Армию России уже не представить без прекрасной половины человечества. В Вооруженных Силах проходят службу свыше 41 тысячи военнослужащих-женщин. Из них около четырех тысяч – офицеры, в том числе 44 полковника, – сообщил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу в ходе селекторного совещания, проведенного в начале марта. – Более 30 тысяч женщин проходят службу по контракту на должностях солдат и?сержантов, около семи тысяч имеют воинские звания прапорщиков и мичманов. Почти 1460 являются федеральными государственными гражданскими служащими, порядка 272 тысяч работают в воинских частях и организациях ВС РФ».
На Комсомольском-на-Амуре авиазаводе им. Ю.А. Гагарина введена в эксплуатацию новая печь российского производства для вакуумной термообработки деталей.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100