На передовых рубежах военного кораблестроения
Научно-исследовательскому институту кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (1 ЦНИИ МО РФ) – 80 лет

Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (НИИ?КВ ВМФ), преобразованный и переименованный из 1 ЦНИИ МО РФ, является головной научной организацией ВМФ в области кораблестроения и вооружения. 1 ЦНИИ МО РФ с момента своего образования находится в непрерывном взаимодействии с органами военного управления, занятыми вопросами создания вооружения и военной техники.

Андрей АРХИПОВ

Датой образования института является 3 сентября 1932 г. В этот день в соответствии с приказом начальника Морских сил РККА начали функционировать научно-исследовательские институты ВМФ, в том числе Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК), Артиллерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ) и Научно-исследовательский минно-торпедный институт (НИМТИ).

Решая общие задачи создания кораблей, основы боевой мощи флота, институты кораблестроения и вооружения в течение нескольких десятилетий развивались самостоятельно. Затем в результате ряда реорганизаций они были объединены на базе института кораблестроения в единый 1 Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России.

Андрей Викторович АРХИПОВ – начальник Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

С самого начала, в процессе своего становления НИИВК стал авторитетным научным учреждением, занявшим лидирующее положение во многих сферах кораблестроения. Эта традиция сохраняется и по сей день. В настоящее время в институте трудятся высококвалифицированные научные кадры, среди которых 3 заслуженных деятеля науки России, 46 докторов и 138 кандидатов наук, 30 профессоров, 33 лауреата Государственной и правительственной премий. В институте функционируют два докторских диссертационных совета: по проблемам кораблестроения и вооружения. Учеными института созданы научные школы, которые вносят существенный вклад в теорию и практику отечественного кораблестроения, а также развитие вооружения ВМФ. По ряду позиций они и сегодня занимают передовые позиции в мире. В институте создана и постоянно совершенствуется система автоматизированного исследовательского проектирования, а также корпоративная информационная система. Многолетние комплексные исследования, обобщение опыта отечественного и зарубежного кораблестроения и вооружения, решение научно-технических проблем, возникающих в процессе создания и эксплуатации кораблей, оружия и техники, позволили коллективу института создать уникальный научный потенциал, не имеющий аналогов ни у нас в стране, ни за рубежом.

Главной задачей НИИ КВ ВМФ сегодня является формирование облика перспективных кораблей и обоснование тактико-технических заданий (ТТЗ) на создание кораблей и образцов вооружения и техники. Объектами исследований института являются подводные лодки, надводные корабли, вспомогательные суда всех классов, комплексы их вооружения, корабельная энергетика, системы автоматического управления, обитаемость кораблей, медицинское обеспечение личного состава, международный рынок морских вооружений и военно-техническое сотрудничество.

После утверждения тактико-технических заданий основной задачей института становится военно-научное сопровождение проектирования и строительства головных кораблей, а также создания для них новых образцов вооружения и техники. Суть этого вида научной деятельности заключается, прежде всего, в обеспечении безусловного выполнения промышленностью требований ТТЗ. И это не просто контрольная функция, а научный, технический и конструкторский поиск совместно с промышленностью при решении задач, постоянно возникающих не только в процессе проектирования, но и при строительстве головных кораблей. Такие задачи, как правило, не имеют однозначных ответов и могут решаться по-разному. Да и позиции флота (заказчика) и промышленности (исполнителя) в процессе их решения совпадают далеко не всегда. Задача института заключается в том, чтобы все возникающие вопросы решать оптимальным образом для флота, обеспечивая кораблю максимальные боевые возможности. Дается это, как правило, непросто и требует высокого профессионализма и эрудиции военных специалистов.

С завершением строительства головных кораблей институт участвует в разработке программ государственных испытаний и их проведении. Одной из основных функций НИИ КВ ВМФ является также оказание помощи флоту в освоении новых кораблей. Естественно, все сказанное о кораблях в полной мере относится и к новым образцам оружия и техники.

Сегодня отчетливо наблюдается тенденция к сокращению Вооруженных Сил. Это привело к уменьшению численности научно-исследовательских организаций ВМФ и потребовало максимальной концентрации их научного потенциала.

В соответствии с решением правительства Российской Федерации в 2009 г. был создан Военный учебно-научный центр ВМФ (ВУНЦ), объ-единяющий на базе Военно-морской академии военно-учебные заведения и научно-исследовательские институты ВМФ. 1 ЦНИИ, наряду с 24 ЦНИИ и 40 ГНИИ, структурно вошел в состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» в качестве структурного подразделения. 15 марта 2012 г. приказом министра обороны изменено название института – Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Являясь современной динамично развивающейся научно-исследовательской организацией, имеющей деловые связи практически со всеми научными, конструкторскими и производственными организациями, связанными с флотом и судостроением, а также со многими высшими учебными заведениями страны, институт готов к установлению новых творческих контактов с целью решения главной задачи – укрепления и развития Военно-морского флота России.

С 1994 г. институт открыл новое направление деятельности по научному обеспечению экспорта военно-морской техники. В это направление входит:

• выявление существующего и потенциального спроса заказчика ВМТ посредством комплексного исследования состояния мирового рынка и перспектив его развития, а также анализ перспективных направлений в области кораблестроения и ВМТ;

• определение оптимального соотношения облика в целом и отдельных тактико-технических характеристик кораблей, вооружения и технических средств, создаваемых для ВМФ и поставляемых на экспорт (проекты 12322, 11430, 20382, «Гепард» и др.);

• определение перспективных проектов кораблей для осуществления строительства в рамках одной серии на экспорт и для отечественного ВМФ, что делает их значительно более дешевыми (проекты 11356 и 636);

• формирование перспективных планов экспортного кораблестроения и согласование их с национальными программами;

• осуществление взаимодействия посредством проведения совещаний, подготовки отчетов и выработки практических рекомендаций с предприятиями ОПК и государственными органами – ФСВТС и ОАО «Рособоронэкспорт».

Работы по этому направлению получили высокую оценку руководства страны, за что сотрудники института были удостоены Государственными премиями РФ, премиями Правительства РФ и национальными премиями «Золотая идея».

Высокая квалификации специалистов института дает уверенность в том, что и в XXI веке качество кораблей отечественного флота будет определять его передовые позиции в мире.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100