№5 май 2020

Президент Азербайджана Ильхам Алиев: «9 мая – день нашей общей Великой Победы!»

Новые рубежи «Альтаира»
Установка «Гибка» фактически является новым корабельным ЗРК

Турельная установка «Гибка».

Военные конфликты конца ХХ – начала ХХI веков еще раз убедительно подтвердили важность традиционной задачи флота по обеспечению противовоздушной обороны территории страны и корабельных соединений силами ВМФ, в том числе выдвинутыми на передовые рубежи. Многократное количественное увеличение и качественное совершенствование воздушных группировок требуют адекватного повышения характеристик и уровня организации взаимодействия средств корабельных систем ПВО.

Иван ДОБРИК

Аркадий БОРЗУНОВ

 

При этом необходимо иметь в виду, что проектирование корабельных средств ПВО имеет ряд особенностей. Одна из самых важных – необходимость учета ограничений по условиям корабельного размещения систем вооружений. Это требует от разработчиков еще на стадии проектирования корабля системной увязки (интеграции) корабельных средств ПВО (наряду с другими корабельными средствами) в единую систему «корабль – оружие».

Иван Иванович ДОБРИК – заместитель генерального директора ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» – Директор Центра «МНИИРЭ «Альтаир»

Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники (МНИИРЭ) «Альтаир» вот уже более шестидесяти лет является головным разработчиком корабельных ЗРК. Предприятием накоплен значительный опыт и создан большой задел для решения новых научно-технических задач. Созданные в «Альтаире» корабельные многоканальные ЗРК большой дальности «Риф-М», ЗРК средней дальности «Штиль-1», ЗРК малой дальности «Клинок» по своей сути являются зенитными ракетными системами, способными управлять приданными огневыми средствами и решать задачу противовоздушной обороны корабля (соединения кораблей) в целом. Отличительными особенностями таких систем являются применение комбинированного боезапаса разнокалиберных ЗУР и, прежде всего, ЗУР с вертикальным подпалубным стартом, применение многофункциональных РЛС с фазированными антенными решетками и управляющих ЦВС с открытой архитектурой, разветвленным математическим и программным обеспечением. Последнее обстоятельство позволяет безболезненно интегрировать такие ЗРС в состав локальных, региональных и федеральных систем более высокого иерархического уровня, а также вводить в их состав другие комплексы для координации их действий при организации корабельных систем ПВО. Характерным примером такой зенитной ракетной системы может служить ЗРК «Штиль-1».

Корабельный ЗРК средней дальности «Штиль-1» уже давно получил признание военных моряков и специалистов во всем мире. На сегодняшний день этот комплекс, пожалуй, лучший в своем классе. Используя для стрельбы данные корабельных РЛС кругового обзора, ЗРК «Штиль-1» обеспечивает всенаправленную оборону корабля-носителя и соединения кораблей от массированных атак современных ударных самолетов, противокорабельных и противорадиолокационных ракет. Благодаря своей уникальной, не имеющей аналогов в мире, радиальной модульной структуре комплекс оказался не только надежным и пригодным для установки на широкий класс кораблей, но и способным к многочисленным модернизациям. Поддерживая традиции известных российских корабельных комплексов ряда «Кашмир» – «Штиль», ЗРК «Штиль-1» продолжает совершенствоваться. Недавно в составе комплекса появились новая зенитная управляемая ракета с вертикальным стартом – ЗУР 9M317MЭ (разработчик – ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие) и новый, с существенно улучшенными характеристиками, телевизир. Новая ЗУР размещается в транспортно-пусковом контейнере, в модульных подпалубных пусковых установках сотового типа и имеет «холодный» (с запуском двигателя в воздухе) вертикальный старт. ЗУР 9M317MЭ и пусковая установка вертикального старта придали комплексу совершенно новое качество. Существенно повысилась огневая производительность ЗРК, увеличился темп стрельбы, снизилось время реакции, масса и габариты комплекса, снизилась заметность его палубных конструкций в радио и оптическом диапазонах, повысилась надежность и другие эксплуатационные характеристики. То есть эффективность комплекса и его эксплуатационные характеристики приобрели новое качество. Раскрылась его способность к интеграции с кораблем, что позволило предлагать ЗРК «Штиль-1» для размещения на кораблях относительно малого водоизмещения типа «корвет» с сохранением заявленных характеристик.

Аркадий Васильевич БОРЗУНОВ – главный конструктор направления Центра «МНИИРЭ «Альтаир» ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Оснащение ЗРК «Штиль-1» новым телевизиром повышает его помехозащищенность и позволяет в зоне до 20 км получать точные координаты целей, в том числе совершающих интенсивный маневр, а также управлять приданной малокалиберной зенитной артиллерией и проводить оценку факта поражения цели. Последнее обстоятельство повысило эффективность комплекса и обеспечило оптимальный расход боезапаса ЗУР.

Открытая радиальная модульная структура ЗРК «Штиль-1» позволяет интегрировать в структуру комплекса дополнительные модули и корабельные системы, обеспечивая создание на основе ЗРК «Штиль-1» высокоэффективных эшелонированных многорубежных систем противовоздушной обороны надводных кораблей. Такая возможность реализуется наличием в корабельной системе управления (центрального элемента структуры ЗРК «Штиль-1») автоматической системы полной обработки информации (АСПОИ) и автоматизированного командного пункта (КП).

Подсистема АСПОИ производит обработку первичной цифровой или видеоинформации от различных радиолокационных и оптических источников. Она вырабатывает на этой основе данные о воздушной обстановке и данные точного целеуказания для всех приданных огневых средств. КП, в свою очередь, имея в своем составе управляющую цифровую вычислительную систему с унифицированными приборами цифровой и аналоговой связи с разветвленным математическим и программным обеспечением, обеспечивает интеграцию периферийных подсистем и устройств комплекса, а также приданных огневых средств, набор которых может быть индивидуален и оптимизирован под каждый проект корабля.

Представляет большой интерес создание на базе ЗРК «Штиль-1» трехрубежной системы ПВО за счет интеграции с ним малокалиберной зенитной артиллерии и турельной установки «Гибка».

Турельная установка «Гибка», разработанная ОАО «МНИИРЭ «Альтаир» за счет собственных средств, успешно прошла все виды испытаний на одном из кораблей ВМФ РФ. Основу установки «Гибка» представляет собой малогабаритное опорно-поворотное устройство с установленными на ней оптико-электронным приемным устройством (ОЭПУ) и от 4-х до 8-ми пусковых контейнеров с ЗУР типа «Игла». По внешнему целеуказанию опорно-поворотное устройство за короткое время разворачивает ОЭПУ и ЗУР в направлении цели. Сигнал с ОЭПУ обрабатывается вычислительной системой специализированного автоматизированного рабочего места (АРМ), цель автоматически или вручную (оператором) захватывается и осуществляется ее сопровождение с необходимой точностью. После захвата цели оптической головкой самонаведения ракета стартует и наводится на цель.

Модульная подпалубная пусковая установка сотового типа для ракет 9M317MЭ комплекса «Штиль-1».

Турельная установка «Гибка» не только вошла в славную плеяду корабельных зенитных ракетных комплексов, но и обеспечила решение задач корабельной ПВО в зоне сверхмалых дальностей.

Интеграция в ЗРК «Штиль-1» установки «Гибка» повышает совокупные тактико-технические характеристики. За счет снижения дальности до ближней границы увеличивается глубина суммарной зоны поражения, увеличивается огневая производительность интегрированной системы, а за счет получения своевременного и точного целеуказания от средств ЗРК «Штиль-1» снижается время реакции установки «Гибка».

Сосредоточение и обработка всех данных по целям в одном автоматическом устройстве управления гарантирует обстрел и поражение всех атакующих целей.

Следует отметить, что установка «Гибка» фактически является новым корабельным ЗРК, который может применяться автономно и в различных сочетаниях, в том числе с артиллерийскими системами, образуя при этом надежную систему ПВО сверхмалой дальности. Будучи размещенной на любом корабле или судне, такая система обеспечит высокоэффективную круговую оборону от прорвавшихся к кораблю СВН, обстрел и поражение самолетов и вертолетов.

Но жизнь не стоит на месте. Прогрессирующее развитие средств воздушного и космического нападения, появление на свет их новых видов фактически стерли существовавшую ранее между ними грань. Это поставило перед отечественной наукой и промышленностью задачу разработки современных средств воздушно-космической обороны (ВКО) и создания единой системы ВКО страны.

На Центр МНИИРЭ «Альтаир» Головного системного конструкторского бюро (ГСКБ) Концерна ПВО «Алмаз-Антей» возлагается разработка средств воздушно-космической обороны корабельного базирования и создание морской компоненты ВКО. Новые корабельные ЗРС планируется создавать на базе перспективных ЗУР 9М96Е, 9М96Е2, 9М317МЭ, 48Н6Е2 и других ЗУР с повышенными характеристиками. На повестке дня также стоит вопрос об их интеграции в систему ВКО страны. Сегодня нет сомнения в том, что МНИИРЭ «Альтаир» готов к решению этих задач.

Открытое акционерное общество «Головное системное конструкторское бюро

Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина» (ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей»)

Россия, 125190, г. Москва,

Ленинградский пр-т, 80, корп.16

Тел.: +7 (499) 158-7413,+7 (499) 158-9676

Факс: +7 (495) 780-5464


 

НОВОСТИ

В рамках военно-технического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией группа специалистов ВВС Азербайджана посетила предприятия ОПК России, где производятся боевые самолеты МиГ-35 и Су-35 (РЛК для него разработан специалистами НИИП им.?В.В. Тихомирова).
Компания «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех») не приостанавливает продвижение российской продукции военного, двойного и гражданского назначения, а также исполнение взятых на себя обязательств перед заказчиками в условиях глобальных ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
Во второй половине апреля подразделения радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Южного военного округа (ЮВО) выполнили специальную обработку 62 предприятий оборонно-промышленного комплекса. О выполнении задач подразделениями специальной обработки сообщил командующий войсками ЮВО генерал-полковник Александр Дворников.
Руководство сводного отряда Вооруженных Сил России, задействованного в борьбе с эпидемией коронавирусной инфекции на территории Сербии, принял президент страны Александр Вучич.
Специалисты органов военного управления, научного сообщества и представителей ОПК России в рамках научно-деловой программы форума «АРМИЯ-2020» обсудят перспективы применения новых инфокоммуникационных технологий для Ракетных войск стратегического назначения.
Конференция, посвященная двум значимым юбилеям атомной отрасли России, состоится на полях Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020». В 2020 г. исполняется 75 лет атомной отрасли России и 70 лет со дня образования 12-го Центрального научно-исследовательского Краснознаменного института Минобороны России им.?В.А.?Болятко.
Экспертная комиссия Министерства обороны России отобрала 15 инновационных проектов для демонстрации в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» на V юбилейной выставке «День инноваций Военно-воздушной академии» в Воронеже.
В рамках трансформации индустриальной модели ОАК и развития кооперации создан центр специализации «Панели фюзеляжа» на производственной базе ульяновского предприятия Дивизиона транспортной авиации ОАК – АО?«Авиастар-СП».
Завершена окраска очередного серийного транспортного самолета Ил-76МД-90А, построенного в АО «Авиастар-СП» (в?составе Дивизиона транспортной авиации ОАК). Воздушное судно, построенное в рамках контракта с Министерством обороны России, передано на летно-испытательную станцию АО «Авиастар-СП».
На базе ЛИИ им. Громова в Жуковском возобновились регулярные полеты самолета МС-21-300 в рамках программы летных испытаний. Краткосрочный перерыв в полетах, связанный с выполнением рекомендаций органов власти и профильных служб по противодействию COVID-19, завершился. Самолет МС-21-300 проходит программу сертификационных испытаний по российским и европейским нормам.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100