Экономичные и эффективные
Новые автоматизированные котлоагрегаты типа КВГ 6М открывают перспективы освоения котлопаротурбинных установок на флоте

Специальное конструкторское бюро котлостроения, в настоящее время – ОАО «СКБК», основано в 1946 г. в структуре Министерства судостроительной промышленности с целью создания отечественных морских паровых котлов для кораблей и судов всех классов и назначений. К настоящему времени изготовлены и прошли длительный курс эксплуатации более 10 тысяч корабельных и судовых паровых котлов.

Вадим ПИЛЬДИШ

 

Котлы КВГ-2М, КВГ-3, КВГ-4 и КВГ4-1 разработки СКБК, применяемые на кораблях крупного и среднего водоизмещения, представляют собой автоматизированные малогабаритные высоконапорные агрегаты с естественной циркуляцией. Подача воздуха на горение в высоконапорных котлах осуществляется компрессором с приводом от газовой турбины, работающей на уходящих газах котла. Компрессор совместно с газовой турбиной и паровой (добавительной) турбиной, работающей на малых нагрузках котла, сблокированы в единый турбонаддувочный агрегат (ТНА).

Вадим Григорьевич ПИЛЬДИШ – главный конструктор ОАО «СКБК», кандидат технических наук, лауреат премии правительства РФ в области науки и техники

Изменение температуры перегретого пара при уменьшении нагрузки котла зависит от расположения пароперегревателя в тепловой схеме котла. Чем ближе к топке котла установлен пароперегреватель, тем меньше отклонение температуры перегретого пара от спецификационной. При расположении пароперегревателя в определенной зоне температур дымовых газов может быть обеспечена постоянная температура перегретого пара на всех нагрузках котла.

У прямоточных котлов постоянство температуры перегретого пара на всех эксплуатационных режимах обеспечивается изменением соотношения «топливо-вода», однако из-за высоких требований к качеству питательной воды их использование в энергетических установках кораблей нецелесообразно. Постоянная температура перегретого пара на всех эксплуатационных режимах позволяет повысить КПД энергетической установки и, в результате, оперативный радиус действия корабля.

Для создания корабельных котлотурбинных энергетических установок (КТЭУ), конкурентоспособных с газотурбинными установками (ГТЭУ), современные котлы должны отличаться экономичностью, надежностью, малыми массогабаритными характеристиками и высокой степенью автоматизации.

Это может быть достигнуто за счет:

— повышения величин давления и температуры перегретого пара;

— поддержания постоянной температуры перегретого пара на всех эксплуатационных режимах;

— повышения уровня автоматизации котла, обеспечивающего безвахтенное обслуживание;

— применения современного высокоэкономичного вспомогательного оборудования;

— применения современных материалов и технологического оборудования.

Указанные задачи решались в первую очередь при разработке высоконапорного автоматизированного котлоагрегата КВГ 6М.

Он предназначен для выработки перегретого пара в составе энергетической установки корабля. В комплект его поставки входят:

— малогабаритный высоконапорный паровой котел с комбинированной циркуляцией, работающий на дизельном топливе;

— турбонаддувочный агрегат (ТНА) для подачи воздуха в котел;

— автоматизированная система управления, обеспечивающая регулирование, защиту и сигнализацию, выполненная на базе современной микропроцессорной техники;

— арматура ( регулирующая, дистанционно-управляемая и др.).

Котлоагрегат КВГ 6М.

По способу организации рабочего процесса горения паровой котел – высоконапорный, сжигание топлива осуществляется при избыточном давлении воздуха.

При создании котлоагрегата ОАО «СКБК» учитывало опыт многолетней эксплуатации свыше 400 высоконапорных котлов как в корабельных установках, так и в стационарной энергетике, где конверсионные варианты этих котлов достигли наработки свыше 80 тысяч часов.

К положительным особенностям котлоагрегата КВГ 6М относятся:

— повышенные, по сравнению с принятыми в настоящее время, параметры пара с давлением 8,0 МПа и температурой 515°С повышают эффективность энергетической установки;

— постоянная величина температуры перегретого пара в диапазоне нагрузок от 15 до 100%, исключает падение эффективности установки на сниженных нагрузках (см. график);

— уменьшение температуры уходящих газов до 420°С на номинальной нагрузке обеспечивает повышение КПД котла на 3,5-5%;

— применение усовершенствованных топочных устройств приводит к снижению коэффициента избытка воздуха, увеличению глубины регулирования, улучшению экологических характеристик. Снижение коэффициента избытка воздуха с 1,35 до 1,15 увеличивает КПД котла на 2%.

Котел водотрубного типа работает по принципу комбинированной циркуляции. Часть поверхностей нагрева – экраны топки и фестон – используют принцип естественной циркуляции, тогда как экономайзер и парообразователь работают по принципу принудительной циркуляции от напора, создаваемого питательным насосом.

В итоге это позволяет уменьшить расход топлива на котел более чем на 10%, а выполнение работ по другим элементам энергетической установки с учетом повышения параметров пара и поддержания постоянной величины температуры перегретого пара уменьшит суммарный расход топлива на величину около 20% на всю установку, что позволит существенно увеличить оперативный радиус действия корабля.

Котлоагрегат КВГ 6М (КВГ 6М-1) Современная микропроцессорная система автоматического управления (АСУ), обеспечивает работу котла и турбонаддувочного агрегата в автоматическом или дистанционном режимах без постоянной вахты. АСУ котлоагрегата адаптируется с корабельной системой управления верхнего уровня.

При проведении модернизационных работ на кораблях, находящихся в эксплуатации, взамен котла КВГ-3 предлагается модификация котлоагрегата КВГ 6М-1 с параметрами пара Р=6 МПа и Тпе=470°С, принятыми в настоящее время в корабельной энергетике, при сохранении постоянной температуры перегрева на всех эксплуатационных нагрузках. Такой котлоагрегат будет полностью взаимозаменяем с используемым в настоящее время котлоагрегатом КВГ-3.

Использование котлоагрегата КВГ 6М-1, работающего на дизельном топливе, увеличит оперативный радиус действия корабля приблизительно на 10%.

Котлоагрегат КВГ 6М разработки СКБК является высокоэффективной современной конструкцией, конкурентоспособной с газотурбинными и дизельными установками и отвечающей современным требованиям к корабельнам энергоустановкам.

ОАО «СКБК»

Россия, 199106, г. Санкт-Петербург,

23 линия Васильевского острова, 2

info@skbk.ru


 

НОВОСТИ

Генеральным директором Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева (входит в состав ГК «Роскосмос») назначен Игорь Озар.
«Государственные испытания колесной боевой платформы «Бумеранг» завершатся в 2021 г., идет подготовка к ее серийному производству», – заявил РИА «Новости» гендиректор ООО «Военно-промышленная компания» Александр Красовицкий.
Работники головного предприятия Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в подмосковном Королеве принимают новые квартиры в доме, построенном в рамках программы по?предоставлению жилья сотрудникам Корпорации.
Заместитель министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления ВС России генерал-полковник Андрей Картаполов принял участие в церемонии выпуска офицеров Военного университета Минобороны РФ.
Расчеты средств РЭБ Западного военного округа (ЗВО) заступили на боевое дежурство по охране и обороне воздушного пространства в прилегающей территории аэродромов базирования авиации в Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Смоленской, Московской, Тверской, Ленинградской областях и Республике Карелия.
Корректировки законодательства в сфере закупок для ГОЗ обсудят профильные специалисты Минобороны России и предприятий оборонно-промышленного комплекса в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2020».
Проблематику обеспечения энергетической, экономической, технологической и экологической безопасности, а также принципы борьбы с фальсификацией и дезинформацией в информационном пространстве планируется обсудить в ходе круглого стола «Современный миропорядок и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации».
Участники круглого стола «Герои и антигерои. Правда и вымыслы о Второй мировой войне» проанализируют формы и способы противодействия фальсификации событий Великой Отечественной войны, дадут экспертный анализ современных подходов к изучению событий на советско-германском и советско-японском фронтах.
С 27 апреля началась продажа билетов и автомобильных пропусков на Международный военно-технический форум «Армия-2020». Билеты можно приобрести на официальном сайте форума (rusarmyexpo.ru).
В ходе испытаний российский истребитель пятого поколения Су-57 (разработан компанией «Сухой», радиолокационный комплекс создан в НИИП им. В.В. Тихомирова) подтвердил практически все требования тактико-технического задания в полном объеме. Об этом в интервью РИА «Новости» заявил заместитель председателя правительства России Юрий Борисов.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100