Фрегат «Адмирал Григорович» для Черного моря
Черноморский флот нуждается в пополнении кораблями нового качественного уровня с современным вооружением.

Известно, что Черноморский флот, равно как и все другие объединения российского ВМФ, нуждается в новых кораблях. Следует признать, у нашей страны – дряхлый флот. На пальцах можно пересчитать боевые единицы, которым меньше 20 лет. Новых кораблей строится, во всяком случае пока, мало. Вот почему закладка каждой боевой единицы – неординарное событие. Именно поэтому начало строительства на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» фрегата «Адмирал Григорович» проекта 11356 разработки Северного ПКБ привлекло внимание всех, кого заботит судьба отечественного ВМФ.

Александр ФЕДОРОВ

 

Решение о строительстве фрегатов этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает фрегаты сразу двух типов – проектов 22350 и 11356, что противоречит ранее провозглашенной политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты 22350 (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона» №11/2010) – корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. А фрегаты проекта 11356 уже хорошо освоены промышленностью. Напомним, что три корпуса этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и успешно эксплуатируются. Еще три корабля строятся на «Янтаре» и намечены к сдаче заказчику в 2011 г. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов, «корпус – такой же, а вот начинка вся – отечественного производства».

Сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135.

Сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М.

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 – эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Черном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что фрегаты проекта 11356 – глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 г. большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». ВМФ и морские части КГБ СССР в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только три корабля – «Ладный» и «Пытливый» на Черном море и «Пылкий» на Балтике – в строю. По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют несколько «нереев».

Фрегат Talwar ВМС Индии – головной проекта 11356, построенный Балтийским заводом.

Фрегаты проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оснащение. Так же как и на «нереях», у них появилась взлетно-посадочная площадка для вертолета Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 – многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения. Их ударный потенциал включает 8 вертикальных пусковых установок (ВПУ) комплекса «Оникс» или «Калибр-НК», ракеты которого могут поражать надводные, береговые и подводные цели, а также автоматическую универсальную 100-мм артиллерийскую установку. Оборонительный арсенал состоит из 36 ракет ЗРК «Штиль-1» в ВПУ, двух установок ЗРАК «Кортик» или «Палаш». Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

Сторожевой корабль «Пылкий», модернизированный по проекту 11352 (было обновлено радиоэлектронное вооружение и зарезервированы места для двух счетверенных пусковых установок ПКР «Уран» вместо РБУ-6000).

Пограничный сторожевой корабль «Воровский» проекта 11351.

Индийцы по достоинству оценили многофункциональность этих кораблей и не только заказали вторую серию из трех единиц в России, но и, скопировав проект, стали их строить на своих верфях (фрегаты типа Shivalik).

Наконец, не стоит забывать еще об одном обстоятельстве. Прототипом для фрегатов проекта 22350 послужили как раз корабли проекта 11356. То есть они близкие «родственники». На них используется немало схожих или одинаковых узлов и агрегатов. Вот почему появление в составе ВМФ РФ фрегатов этих двух типов не столь уж драматично отразится на материально-техническом снабжении и обслуживании этих кораблей.

Морской министр Российского императорского флота адмирал И.К. Григорович.

Несколько слов о названии головного корабля для Черноморского флота. Иван Константинович Григорович (1853-1930) имел богатую военно-морскую биографию. После окончания Морского училища в мичманском звании участвовал в так называемой Цимбрийской экспедиции 1878 г., когда большая группа русских моряков на зафрахтованном пароходе «Цимбрия» отправилась в США, где составила экипажи четырех крейсеров, закупленных на верфи фирмы William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1883 г. Григорович в чине лейтенанта принял командование своим первым кораблем  – портовым судном «Колдунчик». Потом в разных должностях плавал на нескольких кораблях Российского императорского флота. В 1896-1898 гг. был морским агентом (атташе) в Великобритании. С дипломатического паркета поднялся на мостик броненосца «Цесаревич», который привел в Порт-Артур. За спасение этого корабля во время минной атаки японцев 26 марта 1904 г. был произведен в контр-адмиралы и назначен командиром Порт-артурского порта.

Благодаря недюжинным организационным талантам Ивана Константиновича, 1-я Тихоокеанская эскадра до конца осады крепости не знала недостатка в средствах материально-технического снабжения. С 1905 г. Григорович – на различных командно-штабных должностях. В 1909 г. ему присвоено звание вице-адмирала. В 1911 г. Григорович назначен морским министром, одновременно с производством в адмиралы. Он стал одним из самых эффективных управленцев и строителей отечественного Военно-морского флота. Достаточно сказать, что к началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ 100% линкоров, 40% крейсеров и 30% эсминцев были построены или заложены по программам, составленным Григоровичем. В 1924 г. он эмигрировал во Францию, где и скончался в Ментоне на Лазурном берегу. В 2005 г. урна с прахом адмирала была доставлена на Родину кораблями российского флота и перезахоронена в соответствии с завещанием Григоровича в семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Внучка адмирала И.К. Григоровича Ольга Петрова и его праправнук Артем Московченко.

Два других фрегата проекта 11356, предназначенных для Черноморского флота, получат имена выдающихся российских флотоводцев конца XIX-начала ХХ веков: Николая Оттовича фон Эссена и Степана Осиповича Макарова.

По условиям контракта первый из фрегатов проекта 11356 должен быть построен «Янтарем» за три года. На строительство всей серии из трех единиц отведено четыре года.

На торжественной церемонии закладки корабля присутствовали представители правительства Калининградской области и Объединенной судостроительной корпорации, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир Королев, а также внучка адмирала Ивана Григоровича Ольга Петрова и его праправнук Артем Московченко. Как заявил генеральный директор ПСЗ «Янтарь» Игорь Орлов, для заводчан «большая честь и радость – строить современные корабли родному флоту». Как отметил Владимир Королев, Черноморский флот «нуждается в пополнении кораблями нового качественного уровня с современным вооружением. Именно таким будет сторожевой корабль новой серии, которая заметно усилит надводные силы России в южном регионе».

Фрегат проекта 11356, построенный для ВМС Индии на «Янтаре».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100