Борис ОБНОСОВ: «Важнейшая задача – выполнение гособоронзаказа»
Предприятия в составе КТРВ объединены общими целями, но каждое предприятие индивидуально

Продукция АО «КТРВ» обеспечивает адекватный ответ на любые военные угрозы.

Сегодня Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» является одним из мировых лидеров в создании высокоточного оружия и стабильно входит в сотню крупнейших производителей военной продукции. О текущем состоянии дел, перспективах и задачах, стоящих перед Корпорацией, журналу «Национальная оборона» рассказал генеральный директор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис ОБНОСОВ.

Интервью

Игорь КОРОТЧЕНКО

— Борис Викторович, каковы показатели финансовоэкономической деятельности Корпорации в 2018 году?

— Объем выручки в целом по Корпорации и ее дочерним предприятиям в 2018 году превысил 229 млрд. рублей. Можно отметить рост выручки по сравнению с 2017 годом, когда итоговый показатель составил 211 млрд. рублей. Сюда не включены показатели АО «Концерн «Гранит-Электрон», процесс вхождения которого в КТРВ завершился только в марте текущего года. Чистая прибыль за 2018 год составила 28,5 млрд. рублей. Общая рентабельность – 12,6%, это хороший показатель для предприятий ОПК. Общая численность сотрудников Корпорации на сегодняшний день – около 56 тыс. человек.

В целом эти цифры свидетельствуют о стабильном финансово-экономическом состоянии холдинга как единого целого. Но в нашем контуре есть и проблемные предприятия, например, АО «Красный гидропресс» (г. Таганрог). Несомненно, предприятию оказывается поддержка как со стороны головной, так и дочерних компаний. Выражается она в предоставлении либо беспроцентных, либо низкопроцентных займов. В совокупности за последние несколько лет мы предоставили «Красному гидропрессу» займов более чем на 1,5 млрд. рублей. Предприятию также был передан перечень документации на продукцию, производство которой они освоили.

Генеральный директор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Викторович ОБНОСОВ

К настоящему времени в рамках федеральной целевой программы там запущены несколько объектов, один из которых – стенд для проверки опреснительных установок. Сегодня эта продукция используется в морской технике. А перспектива для развития – мобильные опреснительные установки для регионов, где на них есть спрос – Крым, Дальний Восток.

Остались некоторые проблемы на заводе «Дагдизель». Но там уже произошли коренные изменения. За последние 2-3 года был запущен современный цех. Предприятие безукоризненно выполняет гособоронзаказ. Замечаний нет. У нас налажен рабочий диалог с главой Республики Дагестан Владимиром Васильевым. Мы конструктивно взаимодействуем и работаем над увеличением загрузки предприятия.

— Как обстоят дела с экспортной составляющей?

— Объемы экспорта носят волнообразный характер. Прошлый год стал для нас рекордным с точки зрения выручки от поставок продукции инозаказчикам. Но экспорт – вещь ненадежная. Крупные заказы в основном появляются тогда, когда у России закупают носители для высокоточного оружия. В перспективе мы рассчитываем на дальнейший рост этого направления, потому что предлагаем не только авиационные средства поражения, но и морское оружие. Но тем не менее считаю, что будущее за такими высокотехнологичными компаниями, как Brahmos. Это классическое совместное предприятие, которое доказало свою жизнеспособность не на бумаге, а реальной работой на протяжении 20 лет, образец взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Наши партнеры изучают успешный опыт организации исследовательской и производственной деятельности компании. Это приемлемый вариант для нашей страны и инозаказчиков.

— Каковы последние разработки ВПК «НПО машиностроения»?

— Продукция ВПК «НПО машиностроения» широко известна. Это противокорабельная сверхзвуковая ракета среднего радиуса действия «Яхонт», береговой ракетный комплекс «Бастион». Он, кстати, очень хорошо дополняется еще одним нашим береговым ракетным комплексом – «Бал-Э» с противокорабельной ракетой Х-35УЭ. В результате их взаимодействия эффективно обеспечивается защита береговой линии. ПКР Х-35УЭ достаточна для поражения с высокой вероятностью всех надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. тонн.

Также предприятием создана система дистанционного зондирования Земли на базе малых космических аппаратов «Кондор-Э». Эта продукция очень востребована. Но в основном работа ВПК «НПО машиностроения» сегодня сосредоточена на ракетной тематике.

ПКР Х-35УЭ достаточна для поражения с высокой вероятностью всех надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. тонн.

— Как вы видите перспективы гиперзвуковых технологий?

— Темой гиперзвука сегодня занимаются практически все развитые страны мира. Это не дань моде, а важнейшее направление научно-технического развития. Когда мы говорим о гиперзвуковом оружии, то речь идет о достижении гиперзвуковых скоростей в плотных слоях атмосферы, но не о скорости как таковой. Например, ракета за счет своих двигательных установок достигает максимальной скорости, далее от нее отделяется боевая часть и по аэробаллистическим управляемым траекториям спускается к назначенной цели. В ходе этого спуска происходит неизбежное торможение ее скорости. Маневренность в таком случае обеспечивается, но в определенных пределах.

А есть авиационный гиперзвук, когда двигатель работает на протяжении всего полета ракеты. Максимальная скорость естественно меньше, но она достаточно высока – 6-7 Махов. Это позволяет осуществлять маневрирование в плотных слоях атмосферы и с большей скоростью подходить к цели. Есть путаница между этими двумя понятиями гиперзвука, но оба этих направления требуют решения своего класса научно-технических задач с точки зрения применяемых материалов, боевых частей, головок самонаведения. С точки зрения двигателей они принципиально отличаются друг от друга. В настоящее время один двигатель не способен обеспечить разгон ракеты с нуля до 6-8 Махов и сохранить эту скорость на протяжении всего полета. Поэтому последовательно используются несколько двигателей, каждый из которых работает в своем диапазоне скоростей.

Интеграция их в единую двигательную установку – задача архисложная. Решение этой задачи не легче, чем запуск первого человека в космос. Оно требует очень серьезных капитальных вложений. Натурные пуски очень затратные. Сегодня мы применяем математическое моделирование, полунатурное моделирование. Для этого требуются огромные вычислительные мощности. В Китае три года назад был запущен самый мощный на тот период суперкомпьютер, США тоже не отстают в этом направлении.

Необходимо быть в курсе всех новинок, применяемых для решения подобных задач, чтобы с высокой степенью достоверности моделировать на земле данные процессы компьютерными методами. Для решения этих задач требуется свой математический аппарат. Нужно разрабатывать национальные вычислительные коды, что тоже крайне важно. Это первый этап. Далее идет переход к полунатурному моделированию. Чем ближе воспроизводимые при моделировании условия к натурному полету, тем более достоверны результаты моделирования. Китай опять же лидирует в этом направлении и запускает в 2020 году гигантскую аэродинамическую трубу. Это грандиозное сооружение, которое позволяет на земле моделировать многие реальные режимы полета. Об этих вещах не нужно забывать.

Береговой ракетный комплекс «Бал-Э» с противокорабельной ракетой Х-35УЭ.

— Государство оказывает необходимую поддержку в этом направлении?

— Президент России Владимир Путин уделяет большое внимание этому вопросу. На данном этапе необходимо только одно – полная концентрация усилий для достижения цели и контроль сделанной работы.

— Как вы оцениваете структуру Корпорации с точки зрения ее управляемости?

— Вопрос непростой. Предприятия в составе КТРВ объединены общими целями, но каждое предприятие индивидуально. У нас нет отдельно выделенной управляющей компании, что существенно снижает издержки. С самого начала своего существования головная компания являлась и управляющей, и производящей, что позволило функционировать за счет заработанных нами самими, а не дочками, средств.

В ходе своего развития мы регулярно проводим технический и технологический аудит. Нужно достаточно эффективно распределять те трудовые ресурсы, которыми располагаем. У нас налажены все экономические и технические связи. В дальнейшем, по мере роста задач, мы, возможно, придем к выделению компактной управляющей компании. Но предварительно это будет всесторонне рассмотрено на совете директоров Корпорации.

Крылатая ракета BrahMos – яркий пример успешного военно-технического сотрудничества России и Индии.

В рамках оптимизации важно снизить издержки везде, в том числе и при закупках. В 2008 году была образована уполномоченная компания «ТРВ-Инжиниринг», положение о которой было утверждено на совете директоров Корпорации. Она занимается централизацией закупок в рамках федерального закона №223-ФЗ. Для чего это делается? К примеру, закупку у ВСМПО-АВИСМА 100 кг титана невозможно сравнить с многотонными закупками Boeing. Такой заказ попадает в третью очередь. А когда мы объединили заказ на все предприятия, то получаются уже тонны титана. Это касается и электрорадиоизделий, и покупных комплектующих изделий. Поэтому нам предоставляют лучшие условия по цене. Да, «ТРВ-Инжиниринг» берет какую-то маржу себе, но эта маржа меньше предоставленной скидки. Кроме того, «ТРВ-Инжиниринг» в ряде случаев осуществляет еще и опережающее кредитование. «Насильно» никого под эту схему не загоняем.

— Как обстоят дела с финансированием НИОКР?

— Все сегодняшние ОКР в лучшем случае практически близки к нулевой рентабельности. А в ряде случаев они даже имеют отрицательную рентабельность. И без вложений в них собственных средств мы не сможем завершить ряд тематик. Поэтому задача номер один – использование чистой прибыли на завершение либо инициативных разработок, либо тех, которые мы уже проводим. Это требует достаточно крупных вложений.

Не нужно забывать и про социальные программы, про которые много говорят, но порой мало делают. Если человек пришел на предприятие ОПК, он должен иметь твердую уверенность, что будет обеспечен жильем, не временным, а постоянным. С середины прошлого десятилетия мы занялись решением данного вопроса. Мы построили несколько домов в Королеве, где по себестоимости, которая ниже коммерческой цены в 2-3 раза, предоставили работникам головной площадки возможность купить жилье. Подобные проекты мы также реализовали в Рязани, Оренбурге. Все желающие работники РКБ «Глобус», ПО «Стрела» приобрели льготное жилье. В определенной степени по тому же пути идет Пермский завод «Машиностроитель».

— Какое вооружение получит Су-57?

— Внутрифюзеляжное размещение вооружения является одним из требований к истребителям пятого поколения. Это накладывает существенные ограничения на габаритные параметры и условия пуска. Для нас это был определенный вызов. Налажено конструктивное взаимодействие с руководством Компании «Сухой». Ведется очень напряженная работа в этом направлении, поиск дополнительных технических решений.

Комплекс «Пакет-Э/НК» предназначен для поражения подводных лодок в ближней зоне корабля, а также для уничтожения торпед, атакующих корабль.

— Как вы оцениваете продукцию КТРВ по сравнению с иностранными производителями?

— В 60% различных авиационных средств поражения мы в паритете, а где-то впереди зарубежных конкурентов. К сожалению, есть отставание по ракетам малой дальности в части головок самонаведения и не решен вопрос по миниатюризации элементной базы. Одно дело разместить на носителе 2-3 ракеты, а другое – 12 сравнимых по своей эффективности ракет. Я считаю, что это – одно из важнейших направлений нашей работы.

— Что можно сказать о линейке разработок морского оружия КТРВ, предлагаемой на экспорт?

— На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле этого года мы представим изделия, которые сегодня поставляются на экспорт. Это комплекс «Пакет-Э/НК», предназначенный для поражения подводных лодок в ближней зоне корабля, а также для уничтожения торпед, атакующих корабль. Это сложнейшее по своему классу изделие. Также продемонстрируем авиационную противолодочную ракету АПР-3МЭ, которая применяется на самолетах и вертолетах морской авиации. Вообще, мы существенно нарастили объемы работ по этому направлению.

— Показатели КТРВ в рейтинге 100 крупнейших производителей продукции военного назначения по версии Defense News постоянно растут. Это свидетельство успешной работы?

— Любой рейтинг – вещь условная и достаточно относительная. Многое зависит от различных факторов, например, курса национальной валюты. Для меня намного важнее – смело смотреть коллективу в глаза. И это не пустые слова.

КТРВ как ответственный работодатель уделяет существенное внимание решению социальных вопросов. Построено несколько домов в Королеве, где по цене в 2-3 раза ниже рыночной предоставлена возможность работникам головной площадки купить жилье. Подобные проекты также реализованы в Рязани, Оренбурге, Перми для сотрудников дочерних предприятий холдинга.

— Какие основные задачи стоят перед Корпорацией в 2019 году?

— Важнейшая задача – выполнение гособоронзаказа. Вторая, но не менее важная, – продвижение по пути диверсификации. Это для нас не просто лозунг. Мы существенно обновили производственные средства предприятия, и как следствие – повысили производительность труда. Но это влечет за собой снижение потребности в рабочей силе при отсутствии новых заказов. Поэтому также актуален вопрос дозагрузки тех мощностей, которые мы создали.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100