Невидимый щит для мирного атома
Высокое качество ижевских УПВК обусловлено спецификой «Купола». Предприятие «заточено» под выпуск изделий для оборонной отрасли.

Ростовская АЭС была первым проектом в России, где были установлены устройства перекрытия вентиляционных каналов производства ИЭМЗ «Купол».

Есть знаменитый стих о короле, проигравшем битву, «потому что в кузнице не было гвоздя». Он о том, насколько важной может быть любая, как мы иногда считаем, «мелочь». И чем сложнее объект, тем таких «мелочей» больше. В этом плане атомная электростанция - почти эталонный пример.

Сам реактор, в разной степени достоверное представление о котором имеют практически все, занимает в комплексе хоть и центральное место, но далеко не весь объем. Вокруг него огромное количество коммуникаций, обеспечивающих функционирование и безопасность станции. Вентиляционные каналы, посредством которых объект снабжается воздухом, составляют до 60% всего этого комплекса. В случае взрыва (снаружи или изнутри) они должны быть мгновенно заблокированы во избежание повреждения системы или экологической катастрофы. Эту задачу выполняют специальные устройства перекрытия вентиляционных каналов.

Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз - Антей») - ведущий производитель таких устройств в нашей стране. В начале 2000-х годов именно ему было доверено приступить к освоению и выпуску современных УПВК. «Мы довольно долго сближались с разработчиком данного изделия - Федеральным ядерным центром. Люди они основательные, недоверчивые. Поэтому «притирка» шла около двух лет. Первый проект мы реализовали в 2005 году. Это была поставка для АЭС в Бушере (Иран). Потом была поставка в Индию, для атомной станции Куданкулам, на оба блока. Эта АЭС запущена, также, как и в Бушере, все работает. После этого мы переориентировались на российский рынок. Здесь первый проект - Ростовская АЭС. До нас там ставили устройства другого производителя, которые оказались неэффективными, не удовлетворяли современным требованиям, а также не в полной мере защищали вентиляционные проемы. В итоге Росатом принял решение заменить эти устройства на наши. В результате на данный момент нами поставлены УПВК для Ростовской АЭС на все блоки, также на все блоки Калининской АЭС, для вновь построенного четвертого энергоблока Белоярской АЭС, для Нововоронежской АЭС. Сейчас продолжаем поставки для Ленинградской атомной станции. В качестве зарубежного проекта в позапрошлом году выполнен заказ для Белорусской АЭС», - рассказал руководитель проекта ВентАЭС управления развития гражданской продукции «Купола» Андрей Пестов.

Высокое качество ижевских УПВК обусловлено спецификой «Купола». Предприятие «заточено» под выпуск изделий для оборонной отрасли.

В настоящее время ИЭМЗ участвует в конкурсе на поставку УПВК для АЭС Руппур в Бангладеш. Также идет подготовка к борьбе за контракты, связанные с Курской атомной станцией и АЭС Аккую (Турция).

Сейчас аналогичные модели УПВК можно найти и у других производителей. Впрочем, успешного опыта поставок у них на данный момент нет. Это связано с тем, что рынок комплектующих для АЭС очень консервативен. Здесь контроль качества практически такой же, как и в космической отрасли. Заказчик скрупулезно проверяет все полученные им изделия на соответствие жестким нормативам. В результате рассчитывать на контракт могут только предприятия с безупречной репутацией, которым полностью доверяют. ИЭМЗ же свою надежность доказывал неоднократно.

«Мы всегда выдерживаем сроки. Ни разу за все время поставок «Купол» не подвел в этом плане ни одного из заказчиков. Кроме того, отсутствуют претензии по качеству нашей продукции. Мы ответственно подходим к этому вопросу. Еще одно наше конкурентное преимущество - гибкая ценовая политика», - пояснил Андрей Пестов.

Высокое качество ижевских УПВК обусловлено спецификой «Купола». Предприятие «заточено» под выпуск изделий для оборонной отрасли. Поэтому система контроля за производством здесь соответствующая и она прекрасно подходит для выполнения самых сложных задач. Конечно, на этапе освоения нового изделия были определенные трудности. Приходилось учиться многому. Ведь при кажущейся простоте конструкции в УПВК важен тонкий баланс пружин, обеспечивающих мгновенное запирание створок в ту или иную сторону в зависимости от направления взрывной волны. В настоящее время технологические вопросы решены полностью. Производство устройств перекрытия вентиляционных каналов поставлено «Куполом» на поток с сохранением требуемого уровня качества.

В случае взрыва на АЭС (снаружи или изнутри) вентиляционные каналы должны быть мгновенно заблокированы во избежание повреждения системы или экологической катастрофы. Эту задачу выполняют УПВК.

Надо отметить, что рынок комплектующих для атомных станций не только консервативен в плане отношений между поставщиком и подрядчиком, но и достаточно стабилен в плане заказов. Здесь нет резких скачков спроса и предложения. Станции строятся относительно медленно и потребность в УПВК возникаем в соответствии с характерным для отрасли ритмом. По этой причине, даже имея возможности значительно нарастить объем выпускаемой продукции, «Купол» не делает этого в ожидании новых контрактов. Тем не менее, задача на расширение производства комплектующих для атомной энергетики перед предприятием стоит. Ведь отрасль нуждается не только в устройствах перекрытия вентиляционных каналов. Ей требуются, в частности, рециркуляционные установки, клапаны избыточного давления, дроссель-клапаны и многое другое. Высокотехнологичный ИЭМЗ может наладить выпуск всей этой продукции и, более того, уже имеет планы на разработку необходимых производственных процессов. Уже заключен контракт на изготовление и поставку рециркуляционных установок. Еще несколько коммерческих проектов находятся в проработке.

Идет поиск новых рынков и для устройств перекрытия вентиляционных каналов. Ведь взрывы и другие экстремальные события могут угрожать не только атомным станциям. В частности, это может касаться военных объектов, комплексов, относящихся к гражданской обороне. Безопасность газовых платформ также может быть значительно усилена за счет применения УПВК.

ИЭМЗ «Купол» продолжает держать курс на диверсификацию производства. В планах предприятия ежегодное увеличение объемов выпуска гражданской продукции на 30%. Проект ВентАЭС - яркий пример успешной реализации такого рода задач. Он был начат практически с нуля, и на сегодня «Купол» является лидером на рынке устройств перекрытия вентиляционных каналов. Помимо этого, в рамках проекта просматривается ряд дополнительных перспектив, что позволит предприятию продолжить работу по переводу производственных мощностей на мирные рельсы.

АО «Концерн ВКО «Алмаз - Антей»

121471, г. Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: (495) 276-29-65

Факс: (495) 276-29-69

antey@almaz-antey.ru

www.almaz-antey.ru

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол»

426033, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 3

Тел.: (3412) 72-51-25

Факс: (3412) 72-68-19

iemz@kupol.ru

www.kupol.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100