№5 май 2020

Президент Азербайджана Ильхам Алиев: «9 мая – день нашей общей Великой Победы!»

Для удара по Тайваню и не только
Пекин приступил к формированию авианосного флота

Фото: republic.com.ua

Первый китайский авианосец «Ши Ланг» вышел на ходовые испытания. Очевидно, не позже следующего года этот корабль войдет в состав ВМС НОАК.

Александр ХРАМЧИХИН

 

Как известно, «Ши Ланг» - это бывший «Варяг», который должен был стать вторым кораблем пр. 11435 в ВМФ СССР. Головным кораблем данного проекта является «Адмирал Кузнецов», входящий сейчас в состав Северного флота РФ. Формально эти корабли классифицируются как авианесущие крейсера (так же, как и корабли предыдущего проекта 1143, на которых базировались только СВВП Як-38).

Основания для такой нестандартной классификации имеются, поскольку данные корабли не являются классическими авианосцами. Они строились в СССР не как ядро АУГ для проведения операций в открытом океане, а для ПВО районов развертывания РПК СН, т.е. в относительной близости от собственных берегов. Корабли не имели ударных самолетов, их роль выполняли 12 ПКР «Гранит» в подпалубных УВП. Уже хотя бы благодаря наличию таких ПКР корабли пр. 11435 не могли считаться классическими авианосцами, поскольку авианосцы не имеют собственного ударного оружия, а лишь средства ПВО для самообороны. Соответственно, классификация кораблей пр. 11435 как авианесущих крейсеров была оправданной.

Еще одной особенностью кораблей пр. 11435 является наличие носового трамплина вместо катапульты. Это единственные в мире корабли, которые используют такой трамплин для взлета самолетов с традиционным взлетом и посадкой. За рубежом такие трамплины используются лишь на легких авианосцах, оснащенных СВВП «Харриер» (английских, итальянских, испанском, индийском, таиландском). Соответственно, на кораблях пр. 11435 отсутствует катапульта, что ограничивает их возможности с точки зрения темпа выпуска самолета в воздух и делает невозможным взлет самолета при одновременной посадке другого (американские авианосцы, имеющие 2 катапульты, могут выпускать и принимать самолеты одновременно).

До распада СССР «Варяг» не был достроен, а Россия его выкупить отказалась. После этого он был продан Украиной (все советские авианесущие корабли строились в Николаеве) Китаю по цене металлолома без вооружения и оборудования и без половины ГЭУ (общая степень готовности корабля составляла 65-70%). Официально «Варяг» был приобретен для переделки в плавучий развлекательный центр (подобно авианесущему крейсеру пр. 1143 «Минск»), но в прошлом году стало известно, что корабль достраивается в Даляне как авианосец, получивший название «Ши Ланг».

Теперь этот процесс практически завершен, но говорить, что КНР стала авианосной державой, пока рано. Для этого есть ряд причин.

1. Как было сказано выше, корабли пр. 11435 вообще не являются классическими авианосцами, поскольку строились по очень специфической концепции (кроме того, командование советского ВМФ в момент создания данной концепции весьма слабо представляло себе теорию использования авианосцев и, тем более, не имело никакой практики в данной области). В частности, отсутствие катапульт понижает боевые возможности корабля. А поскольку корабль поступил в Китай без вооружения, то командованию ВМС НОАК надо разрабатывать уже собственную концепцию использования корабля под собственное вооружение и собственную морскую стратегию.

При этом, в силу указанной специфики, «Ши Ланг» не может стать прототипом для строительства новых авианосцев и практически наверняка останется в единственном экземпляре. «Полноценные» авианосцы Китай должен будет создавать самостоятельно, хотя и с использованием иностранного опыта.

2. Неясно, какое вооружение будет установлено на авианосце. Он заведомо не будет иметь ПКР «Гранит», что, впрочем, можно считать определенным положительным моментом: это увеличит объем ангара и вообще позволит в большей степени считать «Ши Ланг» именно авианосцем, а не авианесущим крейсером. В качестве ЗРК самообороны на корабле будет применяться FL-3000N, являющийся, видимо, копией немецко-американского ЗРК RAM.

3. Важнейшим вопросом является авиационное вооружение «Ши Ланга», ради которого, собственно, авианосец и строится (авианосец без самолетов вообще не является боевой единицей). Как известно, Москва отказалась продавать Китаю свой палубный истребитель Су-33, опасаясь копирования технологий, а, возможно, и применения в будущем таких самолетов против самой России. Купленный Китаем на Украине самолет Т-10К (скопирован под названием J-15) не является полноценным палубным истребителем, это лишь прототип Су-33. Вообще, надо отметить, что пока лишь США, Франция и СССР/Россия имеют опыт создания палубных реактивных истребителей с обычным взлетом и посадкой, поскольку это очень сложная задача (палубный истребитель постоянно находится в агрессивной внешней среде, испытывает гораздо большие, чем самолет наземного базирования, ударные нагрузки и т.д.). При этом имеются сведения, что Китай создал и уже испытал палубный вариант легкого истребителя J-10, однако это вызывает определенные сомнения.

4. Как известно, авианосец, имея крайне ограниченные возможности для самообороны, требует значительного количества кораблей охранения. Из-за этого на сегодняшний день Китай может сформировать не более одного полноценного авианосного соединения, если только не предполагается действовать в непосредственной близости от своих берегов. Если речь идет о проецировании силы на значительные расстояния, полноценную охрану авианосцев могут осуществлять лишь эсминцы пр. 052 различных модификаций, которых в ВМС НОАК пока слишком мало. У многочисленных фрегатов слабое вооружение (особенно ПВО) и недостаточная дальность плавания. Эсминцы пр. 956 также имеют достаточно слабую ПВО (хотя и очень мощное ударное вооружение) и недостаточную дальность плавания. Впрочем, для операции против Тайваня этих ограничений нет, поскольку она будет проходить вблизи от берегов КНР.

Учитывая перечисленные четыре проблемы, можно с большой долей уверенности предположить, что «Ши Ланг» не будет использоваться как полноценный боевой корабль, он станет учебно-экспериментальным. На нем будут отрабатываться концепция боевого применения авианосцев и палубной авиации, испытываться палубные самолеты и вертолеты, обучаться летчики и моряки. Заодно китайское командование примет окончательное решение, какой самолет выбрать для базирования на авианосце: J-15, палубный вариант J-10 или оба сразу.

Боевое применение «Ши Ланга» вряд ли подразумевается, хотя оно и не исключено. Из-за ограниченности своих возможностей, против России, Индии, Японии и, тем более, США он может применяться только во взаимодействии с авиацией берегового базирования (т.е. на небольшом удалении от территории Китая), в одиночку действовать против ВВС и ВМС этих стран он не способен. Однако «демонстрировать флаг» (и возросшую мощь ВМС НОАК) в западной части Тихого и Индийского океанов он вполне может. Нет сомнений, что вскоре после ввода в строй «Ши Ланг» будет направлен в Индийский океан для «борьбы с пиратством».  

Вполне возможно и применение «Ши Ланга» против Тайваня. Если КНР решится на агрессию против острова, авианосец будет действовать к югу и востоку от него, обеспечивая блокаду в дальней зоне силами надводных кораблей и ПЛ. Наличие авианосца в составе сил дальней блокады существенно затруднит действия ВВС и ВМС Тайваня против них и сделает блокаду острова абсолютной и непроницаемой. Потенциал авианосца для нанесения ударов по самому острову ограничен, тем не менее, этот вариант тоже возможен. Наиболее вероятно, что в момент форсирования первой волной десанта Тайваньского пролива, авианосное соединение во главе с «Ши Лангом» нанесет удар по Тайваню с востока, чтобы отвлечь на себя часть ВВС и ВМС Тайваня и, таким образом, снизить интенсивность их ударов по десантным силам.

Сам факт, что Китай достраивает и предполагает ввести в строй корабль, который, как было сказано, не является полноценным авианосцем и не может служить прототипом для новых кораблей, однозначно свидетельствует о том, что Китай придает исключительно большое значение развитию своих ВМС и собирается строить авианосный флот. В противном случае, учебный авианосец ему бы не понадобился. Соответственно, в обязательном порядке в ближайшее время в КНР начнется (с учетом опыта достройки и эксплуатации «Ши Ланга») строительство уже «настоящих» авианосцев, причем Китай заведомо построит их не менее 3-4 (возможно – 5-6), поскольку строить 1-2 авианосца для такой страны, как Китай, бессмысленно. Автоматически это будет означать необходимость строительства еще не менее 20 эсминцев пр. 052 или каких-то новых проектов. В случае реализации этой программы ВМС НОАК станут господствующей силой в бассейнах Тихого и Индийского океана (за исключением вод вблизи западного побережья США), что создаст принципиально новую геополитическую ситуацию не только в АТР, но и в мире в целом.

Создание океанского авианосного флота будет направлено на нейтрализацию ВМС США, России, Японии, Индии и Южной Кореи и обеспечение бесперебойных поставок в Китай сырья с Ближнего Востока и из Африки, а также для поддержки возможных военных акций НОАК в этих регионах. В случае агрессии Китая против России роль авианосцев будет вспомогательной и отвлекающей. Скорее всего, они будут наносить авиационные удары или даже обеспечивать высадку десантов на Курилах и Камчатке, способствуя распылению ВС РФ и отвлечению их от отражения основного, наземного вторжения на Дальний Восток и в Забайкалье.

Разумеется, учитывая сложности проектирования и строительства авианосцев, полноценный авианосный флот в КНР появится никак не раньше 2030-2040 гг. Пока же всерьез напрягаться по поводу выхода в море «Ши Ланга» нужно только Тайваню.


 

НОВОСТИ

В рамках военно-технического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией группа специалистов ВВС Азербайджана посетила предприятия ОПК России, где производятся боевые самолеты МиГ-35 и Су-35 (РЛК для него разработан специалистами НИИП им.?В.В. Тихомирова).
Компания «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех») не приостанавливает продвижение российской продукции военного, двойного и гражданского назначения, а также исполнение взятых на себя обязательств перед заказчиками в условиях глобальных ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
Во второй половине апреля подразделения радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Южного военного округа (ЮВО) выполнили специальную обработку 62 предприятий оборонно-промышленного комплекса. О выполнении задач подразделениями специальной обработки сообщил командующий войсками ЮВО генерал-полковник Александр Дворников.
Руководство сводного отряда Вооруженных Сил России, задействованного в борьбе с эпидемией коронавирусной инфекции на территории Сербии, принял президент страны Александр Вучич.
Специалисты органов военного управления, научного сообщества и представителей ОПК России в рамках научно-деловой программы форума «АРМИЯ-2020» обсудят перспективы применения новых инфокоммуникационных технологий для Ракетных войск стратегического назначения.
Конференция, посвященная двум значимым юбилеям атомной отрасли России, состоится на полях Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020». В 2020 г. исполняется 75 лет атомной отрасли России и 70 лет со дня образования 12-го Центрального научно-исследовательского Краснознаменного института Минобороны России им.?В.А.?Болятко.
Экспертная комиссия Министерства обороны России отобрала 15 инновационных проектов для демонстрации в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» на V юбилейной выставке «День инноваций Военно-воздушной академии» в Воронеже.
В рамках трансформации индустриальной модели ОАК и развития кооперации создан центр специализации «Панели фюзеляжа» на производственной базе ульяновского предприятия Дивизиона транспортной авиации ОАК – АО?«Авиастар-СП».
Завершена окраска очередного серийного транспортного самолета Ил-76МД-90А, построенного в АО «Авиастар-СП» (в?составе Дивизиона транспортной авиации ОАК). Воздушное судно, построенное в рамках контракта с Министерством обороны России, передано на летно-испытательную станцию АО «Авиастар-СП».
На базе ЛИИ им. Громова в Жуковском возобновились регулярные полеты самолета МС-21-300 в рамках программы летных испытаний. Краткосрочный перерыв в полетах, связанный с выполнением рекомендаций органов власти и профильных служб по противодействию COVID-19, завершился. Самолет МС-21-300 проходит программу сертификационных испытаний по российским и европейским нормам.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100