№5 май 2020

Президент Азербайджана Ильхам Алиев: «9 мая – день нашей общей Великой Победы!»

«Пятидневная война»: три года спустя
НАТО не опасно в качестве противника и совершенно бесполезно в качестве союзника

Фото: пресс-служба НАТО

Случившаяся три года назад российско-грузинская война имела очень большое геополитическое значение, выходящие за пределы Кавказа. Главным уроком тех событий стало то, что НАТО совершенно не опасно в качестве противника и совершенно бесполезно в качестве союзника. Этого фундаментального вывода, к сожалению, никто до сих пор не сделал, хотя он лежит на поверхности.

Александр ХРАМЧИХИН

 

Как известно, до войны 08.08.08 руководство Грузии проявляло исключительную активность в плане интеграции в Североатлантический альянс, который, в свою очередь, оказывал организационную, консультационную и материальную помощь грузинским Вооруженным Силам. В 2004-2008 гг. трудно было найти за пределами альянса страну, более лояльную НАТО, чем Грузия. На референдуме в январе 2008 г. три четверти грузинского населения  проголосовали за вступление страны в НАТО (и это было вполне реальное волеизъявление). И Брюссель вместе с Вашингтоном в ответ заявляли, что Грузия в НАТО обязательно будет, причем очень скоро. А потом случилась война.

На словах НАТО и почти все входящие в него страны по отдельности полностью и однозначно поддержали Грузию. Какими должны были быть конкретные действия альянса, если бы он был, как считают у нас почти все, мощной и сплоченной военной силой?

1. Нанести удар по «русским агрессорам». Не по территории России, разумеется (это уже очевидное безумие), а по ее войскам на территории «жертвы агрессии», т.е. Грузии. Как мы помним, со стороны НАТО не было сделано ни малейшего движения в данном направлении, хотя в тот момент у власти в США были не «голубь» Обама, а «ястреб» Буш и совершенно «отмороженный» Чейни.

2. Если прямо воевать с Россией (пусть и за пределами ее территории) все же рискованно, то уж точно можно было организовать «воздушный мост» для поставки в Грузию вооружения и техники, которых в арсеналах НАТО пока еще достаточно. Как известно, на практике лишь США вернули в Грузию на своих военно-транспортных самолетах бригаду грузинских ВС, воевавшую в Ираке. Интересно, что это было сделано в тот день, когда война закончилась полным разгромом Грузии. Больше ни малейшей помощи ей оказано не было.

3. Допустим, что организовать «воздушный мост» не успели (хотя такая отговорка, на самом деле, несостоятельна). Но уж точно ничто не мешало форсированно принять Тбилиси в НАТО вскоре после окончания войны (максимум в течение года). Кстати, в Грузии в первые послевоенные месяцы ни у кого не было ни малейших сомнений, что именно так и произойдет. Сегодня, по прошествии трех лет только ребенок не понимает, что в НАТО Грузию никто принимать не собирается. Даже по чисто формальным признакам – у нее не урегулированы территориальные споры с другими государствами и на ее территории находятся иностранные военные базы. Тут надо подчеркнуть, что страны НАТО не признают независимость Абхазии и Южной Осетии не столько из-за нелюбви к России, сколько из-за того, что, если считать их грузинской территорией, можно именно по формальным признакам (наличие иностранных военных баз) не принимать Грузию в НАТО никогда.

4. Если уж не принимать Грузию в НАТО, чтобы не зависеть от «странностей» президента Саакашвили, совершенно ничто не мешало альянсу восполнить потери Грузии в вооружениях и технике и даже нарастить ее потенциал по сравнению с довоенным. Это можно было сделать буквально за пару месяцев, причем, по сути, бесплатно (страны Восточной Европы передали бы Грузии технику советского и собственного производства, от которой им все равно надо избавляться). В реальности НАТО ввело негласное, но предельно жесткое эмбарго на поставку в Грузию даже чисто оборонительных вооружений (ПТРК и ЗРК), не говоря уж о наступательных (бронетехнике, авиации). Встречающиеся у нас утверждения о том, что потенциал ВС Грузии после войны был восстановлен, не имеют никаких фактических подтверждений.

Наконец, страны НАТО могли бы ввести против «агрессора» (России) экономические санкции. Например, отказаться закупать у нас нефть и газ, что стало бы для российской экономики катастрофой. Но и на это не было даже намека. Даже никакого совместного заявления НАТО сделать не сумело.

Сегодня в том, насколько бессмысленно надеяться на НАТО, убеждаются ливийские повстанцы. Они ведь наверняка были уверены, что триумфально войдут в Триполи через пару недель после вмешательства Североатлантического альянса в гражданскую войну. Но вот уже 4,5 месяца позади, но не то, что в Триполи, даже в Сирт войти так и не удалось.

Соответственно, из тех кавказских событий трехлетней давности следует еще один фундаментальный вывод: свобода действий России на постсоветском пространстве ограничена исключительно нашими собственными ресурсами и возможностями (политическими, экономическими, военными). Дополнительным подтверждением этого стала безропотная сдача Западом своих «оранжевых» союзников на Украине.

Что касается Саакашвили, то он попал в странное положение «полуизгоя». Настоящим изгоем он не стал только потому, что для Запада это стало бы полной потерей лица. На самом деле, там не дождутся, когда грузинский президент уйдет. Увы, оппозиция в этой стране пока демонстрирует полную несостоятельность. Она не способна ни объединиться, ни предложить хоть какой-нибудь положительной программы развития страны. Одного лозунга «Долой Саакашвили!» слишком мало для того, чтобы это «долой» реализовалось на практике.

Разумеется, ни о каком грузинском военном реванше не может быть и речи. В 2008-м Саакашвили, видимо, совершенно серьезно считал, что Россия либо не вмешается в конфликт, либо будет побеждена, а уж в крайнем случае на помощь придет НАТО. Теперь ни одной из этих иллюзий не осталось. На территории Абхазии и Южной Осетии находятся уже не российские миротворцы с легким вооружением, а полноценные боевые части. Южный военный округ за истекшие три года получил танки Т-90, РСЗО «Смерч», ЗРК «Тор» и ЗРС С-300П, истребители-бомбардировщики Су-30 и ударные вертолеты Ми-28Н. Конечно, грузинский президент может окончательно сойти с ума, но победы ему это в любом случае не принесет.

Признание Россией (а затем еще тремя странами) независимости Абхазии и Южной Осетии означало окончательное крушение Ялтинско-Потсдамской системы. Конечно, было бы наивно надеяться на массовое признание этих стран мировым сообществом в ближайшем будущем. Но и нельзя считать такой вариант совершенно нереальным. Дело в том, что у Москвы есть возможность «разменять» эти страны на Косово. Вполне вероятно, что в ближайшее время Белград признает Приштину, поскольку вернуть Косово нереально, а в ЕС сербам хочется. Мы, естественно, не можем быть большими сербами, чем сами сербы, но мы можем сделать условием российского признания независимости Косово признание странами Запада независимости Абхазии и Южной Осетии. И после первого возмущения там постепенно начнут задумываться. Тем более что Абхазия даже по меркам Freedom House является «полностью свободной» страной. Она гораздо состоятельнее в институциональном плане Косово. Или Грузии. Поэтому все возможно.


 

НОВОСТИ

В рамках военно-технического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией группа специалистов ВВС Азербайджана посетила предприятия ОПК России, где производятся боевые самолеты МиГ-35 и Су-35 (РЛК для него разработан специалистами НИИП им.?В.В. Тихомирова).
Компания «Рособоронэкспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех») не приостанавливает продвижение российской продукции военного, двойного и гражданского назначения, а также исполнение взятых на себя обязательств перед заказчиками в условиях глобальных ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
Во второй половине апреля подразделения радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты Южного военного округа (ЮВО) выполнили специальную обработку 62 предприятий оборонно-промышленного комплекса. О выполнении задач подразделениями специальной обработки сообщил командующий войсками ЮВО генерал-полковник Александр Дворников.
Руководство сводного отряда Вооруженных Сил России, задействованного в борьбе с эпидемией коронавирусной инфекции на территории Сербии, принял президент страны Александр Вучич.
Специалисты органов военного управления, научного сообщества и представителей ОПК России в рамках научно-деловой программы форума «АРМИЯ-2020» обсудят перспективы применения новых инфокоммуникационных технологий для Ракетных войск стратегического назначения.
Конференция, посвященная двум значимым юбилеям атомной отрасли России, состоится на полях Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020». В 2020 г. исполняется 75 лет атомной отрасли России и 70 лет со дня образования 12-го Центрального научно-исследовательского Краснознаменного института Минобороны России им.?В.А.?Болятко.
Экспертная комиссия Министерства обороны России отобрала 15 инновационных проектов для демонстрации в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2020» на V юбилейной выставке «День инноваций Военно-воздушной академии» в Воронеже.
В рамках трансформации индустриальной модели ОАК и развития кооперации создан центр специализации «Панели фюзеляжа» на производственной базе ульяновского предприятия Дивизиона транспортной авиации ОАК – АО?«Авиастар-СП».
Завершена окраска очередного серийного транспортного самолета Ил-76МД-90А, построенного в АО «Авиастар-СП» (в?составе Дивизиона транспортной авиации ОАК). Воздушное судно, построенное в рамках контракта с Министерством обороны России, передано на летно-испытательную станцию АО «Авиастар-СП».
На базе ЛИИ им. Громова в Жуковском возобновились регулярные полеты самолета МС-21-300 в рамках программы летных испытаний. Краткосрочный перерыв в полетах, связанный с выполнением рекомендаций органов власти и профильных служб по противодействию COVID-19, завершился. Самолет МС-21-300 проходит программу сертификационных испытаний по российским и европейским нормам.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100