Кировский филиал АО «Концерн «Океанприбор»
Глубокая модернизация технологического и инженерного оборудования

Катер БЛ-840 – носитель многоцелевых мобильных комплексов.

Кировский филиал – территориально обособленное структурное подразделение головного предприятия интегрированной структуры акционерного общества «Концерн «Океанприбор» – лидера российской гидроакустики. Концерн был создан в 2006 г. и объединяет сегодня в своем составе девять научных и производственных предприятий.

История образования Филиала связана с двумя организациями, входившими в 70-80-х гг. прошлого века в Ленинградское научно-производственное объединение «Океанприбор»: ЦНИИ «Морфизприбор» и заводом «Ладога».

Приборостроительный завод «Ладога» был построен в г. Кировске Ленинградской области в конце 1960-х гг. с целью серийного изготовления гидроакустической техники, разработанной в ЦНИИ «Морфизприбор». В целях освоения производства гидроакустических комплексов и станций, сконструированных Институтом, приказом Минсудпрома СССР от 01.10.1977 г. на территории завода было образовано Кировское научно-исследовательское конструкторское отделение (КНИКО) ЦНИИ «Морфизприбор».

Со временем на отделение были возложены задачи модернизации серийных изделий, выполнение составных частей НИОКР, внедрение в производственный процесс средств автоматизации и контроля. В 2000 г. КНИКО получило статус Филиала.

Кировский филиал при активном взаимодействии с конструкторскими бюро кораблей и судостроительными заводами обеспечивал программу серийного изготовления целого ряда изделий для флота: «Арфа», «Рубикон», «Жгут», «Винт», «Градиент», а с начала 1980-х гг. – новейших для того времени гидроакустических комплексов с цифровой обработкой сигналов «Скат-КС», «Скат БДРМ», «Скат-3».

В конце 1980-х гг. Филиалу была поручена разработка автономных тренажеров для подготовки на флотах операторов-гидроакустиков. Создание такой техники потребовало наличия специалистов по разработке алгоритмов, специализированного программного обеспечения и эксплуатации ЭВМ.

В период с 1987 по 1989 гг. в Кировском филиале была начата ОКР по созданию уникального тренажера гидроакустических средств обитаемых подводных аппаратов (ОПА), которая завершилась в 1999 г. установкой тренажера в учебном центре.

С 1994 по 2006 гг. Филиал занимался разработкой, изготовлением, испытаниями гидроакустической станции (ГАС) для новейшего обитаемого подводного аппарата. Все эти годы ГАС активно эксплуатировалась флотом и сегодня проходит глубокую модернизацию.

Александр Анатольевич ВОЙТОВ.

С 2000 по 2005 гг. Филиал разработал и изготовил целый ряд гидроакустических средств для Управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ. Организовано серийное изготовление разработанных изделий и обеспечены поставки на строящиеся гидрографические катера и суда промерного и многоканального эхолота, гидрографического ЛЧМ-профилографа, измерителя скорости звука в воде.

В тесном взаимодействии с головным предприятием разработана, изготовлена, испытана и поставлена заказчику навигационная гидроакустическая станция освещения ближней обстановки (ГАС ОБО). В период 2007-2013 гг. выполнена работа по созданию малогабаритной ГАС ОБО для отечественного флота – это поисково-обследовательские комплексы МК МПД-100 и МК МПД-300, созданные по заказу Министерства обороны РФ.

МК МПД-100 и МК МПД-300 представляют собой модификации изделия под общим наименованием «Мобильный комплекс мониторинга поверхности дна» и различаются особенностями технологии его применения. Комплексы предназначены для поиска и обнаружения малоразмерных и крупноразмерных донных объектов с фиксацией глубины их местонахождения с последующим нанесением координат этих объектов на карту, для определения стратификации донных отложений в прибрежной зоне моря и внутренних водоемах до глубин соответственно 100 и 300 метров.

Комплекс МК МПД-100 размещается на катере типа БЛ-840 и предназначен для обследования участков прибрежной зоны с глубинами от 3 до 100 м. Функционально бортовая часть комплекса состоит из трех основных частей:

• навигационное оборудование, предназначенное для определения текущих навигационных параметров судна-носителя в процессе обследования и координат обнаруженных донных объектов;

• гидроакустическое оборудование, предназначенное для обследования рельефа и строения морского дна, для поиска, обнаружения и идентификации подводных объектов;

• пакет прикладных программ, предназначенных для приема, обработки и регистрации навигационных и гидроакустических параметров формирования батиметрических моделей обследуемого участка морского дна и гидролокационных (теневых) картин морского дна, определения характеристик обнаруженных донных объектов.

Для визуального дообследования и идентификации обнаруженных объектов в состав комплекса введен телеуправляемый подводный осмотровый комплекс (ПТОК) «Супер ГНОМ-ПРО» с телевизионной камерой.

Транспортировка многоцелевого мобильного комплекса.

Гидроакустическое и навигационное оборудование унифицировано для обеих модификаций. Отличие заключается в используемых для буксировки ГБО лебедках и устройствах крепления гидроакустических антенн (забортного оборудования).

Средствами МК МПД обеспечивается: доставка и мобильное развертывание комплекса в районе проведения работ; проведение батиметрической съемки с использованием многолучевого эхолота; определение стратификации донных отложений с помощью профилографа; проведение поисково-обследовательских работ с использованием двухчастотного гидролокатора бокового обзора; дообследование обнаруженных объектов с использованием телеуправляемого подводного аппарата; планирование поисково-обследовательских работ; обработка результатов съемки и обследования, построение планшетов и формирование отчетных материалов.

Решение задач обследования донной обстановки производится с учетом требований правил гидрографической службы к формированию плана обследования (формирование системы плановых галсов) и к процессу съемки и постобработки, что позволяет учесть все необходимые поправки для компенсации погрешностей измерений глубин и координат. Результаты обследования дна представляются на гидрографическом или грунтовом планшете, а также в виде трехмерной модели рельефа дна или многослойной трехмерной модели строения грунта.

Комплекс МК МПД и береговой пост представляют собой систему информационного обеспечения морской деятельности в прибрежной зоне. Система может обеспечивать такие важные направления, как безопасность судоходства в прибрежной зоне, строительство портовых сооружений, спасательные работы в местах морских катастроф, поиск, обнаружение и высокоточное координирование с нанесением на карту донных объектов, прокладка и мониторинг подводных информационных систем (кабелей), нефте- и газопроводов.

Цех печатных плат.

Благодаря сформированной и постоянно пополняемой базы данных, система позволяет осуществлять мониторинг состояния донной обстановки, выявлять различные изменения (появление новых или исчезновение старых донных объектов).

Использование системы при регулярных гидрографических обследованиях позволит использовать полученную информацию для корректуры крупномасштабных навигационных карт и планов.

Основная часть системы – датчики навигационной и гидроакустической информации отечественного производства.

Программное обеспечение отечественной разработки выполнено в среде отечественной операционной системы ОС МСВС и является универсальным с точки зрения набора датчиков информации.

При выполнении разработки в интересах импортозамещения за основу создания МК МПД было принято использование оборудования отечественного производства. С этой целью для решения основных задач комплекса обследования рельефа и грунта морского дна, поиска, обнаружения и идентификации объектов, лежащих на морском дне, созданы и включены в состав МК МПД отечественные гидроакустические приборы, соответствующие мировому уровню и удовлетворяющие современным требованиям.

Новизна таких мобильных комплексов заключается в объединении в единую программно-аппаратную систему различной измерительной аппаратуры, что существенно повышает качество обследования, снижает время выполнения работ и, как следствие, экономические затраты.

Разработанные комплексы приняты на снабжение Министерством обороны РФ. Они показали свою эффективность при выполнении поисковых работ в рамках «Вахты памяти». С их помощью в Баренцевом, Балтийском и Черном морях найдены затонувшие объекты: 9 подводных лодок, 5 судов, 4 самолета, останки исторических объектов: парусно-винтового фрегата «Олег», античного судна, перевозившего амфоры.

Один из комплексов активно использовался для обследования района строительства Крымского моста. В результате были найдены: 25 затонувших металлических судов и их элементов, самолет – предположительно «Киттихаук» («Р-40»), 3 фрагмента самолетов, 5 донных мин, 1 группа снарядов, 2 района скопления металлических и бетонных бочек, 102 различных объекта искусственного происхождения.

Параллельно с разработкой автономных тренажеров Филиалом создавались и создаются учебно-тренировочные режимы и обучающие программы практически для всех создаваемых в Концерне «Океанприбор» ГАК и ГАС.

Сегодня разработка систем ОБО ГАК ПЛ – одно из основных тематических направлений Кировского филиала.

Все эти годы в Филиале достаточно уверенно развивалось тренажерное направление. Успехи в создании тренажеров в 1990-е гг. вылились в новые работы – для современных гидроакустических комплексов и станций. Таких автономных тренажеров Филиалом создано уже более десятка. Параллельно с разработкой автономных тренажеров создавались и создаются учебно-тренировочные режимы и обучающие программы практически для всех создаваемых в Концерне ГАК и ГАС.

С 2008 г. по решению головной организации в Кировский филиал передано еще одно направление – разработка гидроакустических лагов, определителей скорости звука всех классов и навигационных гидроакустических систем с донными маяками ответчиками.

Такие изделия, разработанные Филиалом, устанавливаются сегодня на всех подводных лодках и обитаемых подводных аппаратах РФ, в том числе предназначенных для спасения экипажей затонувших кораблей.

В настоящее время научно-исследовательские подразделения Кировского филиала выполняют проектирование широкой номенклатуры гидроакустических средств по направлениям: ГАС  обитаемых подводных аппаратов, специализированные гидроакустические средства, ГАС ОБО и режимы ОБО в составе ГАК ПЛ, ГАС освещения ледовой обстановки, автономные и в составе ГАК ПЛ.

В Филиале разработан комплект для градуировки и поверки измерителя скорости звука в воде (КДГ), который серийно выпускается и поставляется в эксплуатирующие организации ВМФ РФ.

Сотрудники Филиала участвовали в проведении экспедиции «АРКТИКА-2012» по обоснованию континентальной природы поднятия Менделеева в Северном Ледовитом океане. Поиск и комплексное обследование эскарпов проводились с использованием многолучевого эхолота, высокочастотного акустического профилографа, гидролокаторов бокового и кругового обзора, разработанных и изготовленных в Филиале.

По результатам экспедиции «АРКТИКА-2012» у России появились доказательства того, что наша страна имеет полное право претендовать на 1,2 миллиона квадратных километров территории Арктического шельфа.

Отдельного упоминания заслуживают гидроакустические средства, разрабатываемые Филиалом для перспективных автономных необитаемых подводных аппаратов, которым сегодня уделяется особое внимание. Это и средства обеспечения безопасности плавания, и поисковые средства, и альтиметры, и определители скорости звука.

В настоящее время в Филиале создается научно-технический задел по перечисленным гидроакустическим средствам. Начиная с 2010 г. Филиалом выполнен ряд НИОКР, в результате которых разработана гидроакустическая аппаратура с малыми массогабаритными характеристиками, решающая обследовательские и навигационные задачи с высоким качеством.

Сегодня на каждой строящейся и модернизируемой российской ПЛ устанавливается аппаратура, созданная Кировским филиалом. Специалисты КФ участвуют в работах по созданию и модернизации заказов на судостроительных заводах АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», АО «Адмиралтейские верфи».

В Кировском филиале были разработаны базовый многофункциональный гидроакустический комплекс для надводных судов и навигационный эхолот «Корвет НЛК» для ледоколов и судов ледового класса.

В 2015 г. в рамках участия Концерна в федеральных целевых программах в Филиале создано новое современное высокотехнологичное производство – цех печатных плат. Цех оснащен самым современным оборудованием и обеспечивает выпуск всех видов печатных плат для нужд предприятий Концерна и сторонних предприятий.

В 2019 – начале 2020 г. произведена глубокая модернизация технологического и инженерного оборудования. Это позволило внедрить дополнительные технологические возможности, автоматизировать ряд технологических операций, значительно повысить качество продукции и увеличить производительность цеха в целом.

До 2028 г. предусмотрена дальнейшая реконструкция технологического и инженерного оборудования, в задачи которой входит увеличение производительности производства, замена изношенного и морально устаревшего оборудования на современное, высокотехнологичное. Это подразумевает внедрение автоматизированного управления и цифровизации производства, увеличение технологических возможностей, снижение себестоимости продукции.

Александр ВОЙТОВ - Директор Кировского филиала АО «Концерн «Океанприбор»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100