Тяжелее в учении – легче на душе
Современные средства тренировки расчетов ЗРК становятся необходимым элементом обеспечения безопасности не только в военное, но и в мирное время

Непрерывное совершенствование оружия, шедшее на протяжении всей истории человечества, уже давно создало проблему «дружественного огня». После того как дальность действия средств поражения превысила возможности точной идентификации цели, люди регулярно «бьют не тех, кого нужно».

Особенно сильно эта тенденция проявилась в войнах минувшего столетия, когда войска всех противоборствующих сторон регулярно открывали огонь «по своим», а мирных жителей погибло больше, чем военнослужащих. И до сегодняшнего дня гибель гражданских лиц от «случайной пули» остается печальной практикой применения практически любого оружия – от противопехотных мин до зенитных ракетных комплексов. Особенный резонанс вызывает уничтожение гражданских самолетов – поскольку в данных случаях сразу гибнет большое количество людей. Подобные ошибки допускают ВВС и ПВО разных стран. Так, например, в 1973 г. ВВС Израиля сбили ливийский Boeing 727 над Синаем, в 1980 г. истребителями (предположительно – французскими или итальянскими) сбит итальянский Douglas, в 1988 г. ЗРК американского крейсера Vincennes поразил иранский Airbus A300 над Персидским заливом, в 2001 г. силы ПВО Украины сбили над Черным морем российский Ту154. К сожалению, список продолжается: 8 января 2020 г. иранскими ПВО сбит украинский Boeing 737, вылетевший из Тегерана в Киев.

8 января 2020 г. украинский Boeing 737 был сбит иранской системой ПВО. Причина – ошибка оператора ЗРК.

Иранские власти довольно быстро признали, что Boeing 737 был сбит ракетами стоящего на вооружении КСИР ЗРК «Тор-М1». Причина – ошибка оператора ЗРК. Правда, почти сразу некоторые высокопоставленные иранские военные попытались переложить вину с «человеческого» фактора на «технический». Появились заявления о том, что ЗРК сам классифицировал цель как крылатую ракету. Это, разумеется, не соответствует действительности – средства обнаружения ЗРК с радиокомандной системой наведения (как, например, «Тор-М1») работают иначе. Станция обнаружения целей определяет место, скорость, курс и ЭПР цели (эффективную поверхность рассеяния – величину объекта в радиолокационном диапазоне). Система распознавания «свой-чужой», опираясь на информацию, поступающую с самой цели – через ее транспондеры, сообщает оператору сведения о принадлежности борта, вошедшего в зону поражения. То есть, если говорить о техническом факторе, то можно предполагать технический сбой на борту самого лайнера (неработающий/отключенный транспондер), а не ЗРК. Но даже при отсутствии информации от цели ошибка оператора совершенно очевидна, поскольку ЭПР огромного лайнера много больше, чем у КР и даже истребителя – отметка на средствах отображения информации в разы крупнее. К тому же и курс, и скорость, и высота полета взлетающего Boeing 737 были абсолютно нехарактерны для тактики применения КР или боевых самолетов. Тот факт, что, по заявлению иранского руководства, у оператора было только 5 секунд на принятие решения, не является оправданием: современный воздушный бой скоротечен и подготовленный расчет ЗРК должен уметь принимать грамотные решения за 5 секунд.

Тренажер 9Ф678М способен имитировать налет одиночных и групповых современных средств воздушного нападения всех типов и моделировать соответствующую им визуальную обстановку с отражением ее на средствах отображения информации.

Интерфейс инструктора позволяет использовать готовые сценарии налета либо создавать собственные.

Итак, главной причиной инцидента, несомненно, стала недостаточная техническая подготовка и низкие морально-волевые качества оператора иранского ЗРК. И если с последней проблемой армии всех стран привыкли справляться (или – не справляться) самостоятельно, то техническая подготовка требует технических же средств. И они есть.

Для непосредственной подготовки расчетов боевых машин ЗРК семейства «Тор» на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей») выпускается тренажер 9Ф678М, который обеспечивает обучение и индивидуальную тренировку командиров и операторов БМ ЗРК с выполнением всех операций боевой работы во всех режимах обзора воздушной обстановки, обнаружения, сопровождения целей и их перехвата. Тренажер способен имитировать налет одиночных и групповых современных средств воздушного нападения всех типов (КР, БПЛА, бомбардировщик, истребитель, вертолет и др.) и моделировать соответствующую им визуальную обстановку с отражением ее на средствах отображения информации. Имитационная стрельба осуществляется в диапазоне боевых возможностей ЗРК семейства «Тор», учитывается вероятность поражения, соответствующая конкретному типу цели и условиям ее обстрела. Интерфейс инструктора позволяет ему использовать готовые сценарии налета либо создавать собственные. Тренажерная система позволяет вести подготовку боевых расчетов как по отдельности, так и в составе подразделения. Тренажер 9Ф678М обеспечивает интенсивное освоение и постоянное поддержание навыков ведения боевой работы расчета ЗРК без расхода боеприпасов и моторесурса техники и объективную оценку уровня подготовленности расчета ЗРК. Тренажеры выпускаются как в классном варианте (для учебных центров), так и в мобильном (для использования в полевых условиях).

Мобильный вариант тренажера для использования в полевых условиях.

УМТК «Адъютант» способен создавать разнообразные, труднопредсказуемые для зенитных расчетов траектории полета мишеней.

Также на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» создан универсальный мишенно-тренировочный комплекс 9Ф6021 «Адъютант», предназначенный для тренировки расчетов всего спектра существующих зенитных комплексов – от ЗРС большой дальности до ПЗРК и ЗАК. В состав комплекса входят мишени четырех типов: ракетного типа с турбореактивным двигателем, самолетного типа с турбореактивным двигателем, самолетного типа с винтовым двигателем и вертолетного типа. Все они созданы на базе БПЛА и обладают малой ЭПР. Для имитации массированного налета до 6 мишеней могут использоваться одновременно.

УМТК «Адъютант» способен создавать разнообразные, труднопредсказуемые для зенитных расчетов траектории полета мишеней, с максимально возможной идентичностью имитировать широкий спектр современных и перспективных средств воздушного нападения, в условиях, максимально приближенных к боевым. Мишени имитируют широкий спектр СВН – от высокоскоростных малоразмерных маневрирующих целей до вертолетов, зависших на малой высоте или использующих маневр «подскок», возможно их использование в различных комбинациях. При этом создается реальная картина воздушного боя, когда расчеты не знают, какого типа будут цели, сколько их будет, откуда они вылетят, куда и как будут лететь. Совершенные алгоритмы работы УМТК позволяют существенно осложнить работу по перехвату мишеней и тем самым повысить уровень подготовки зенитчиков.

Зенитчики Северного флота выполнили стрельбы из арктических зенитных ракетных комплексов «Тор-М2ДТ» на архипелаге Новая Земля. Создание мишенной обстановки для арктических «Торов» обеспечил универсальный мишенно-тренировочный комплекс 9Ф6021 «Адъютант».

При тренировках зенитных расчетов в режиме «облет» (с обнаружением и условным поражением целей, без пуска ЗУР) мишени могут использоваться многократно. Для запуска используется простая в техническом плане катапульта, управление осуществляется с мобильного наземного пункта. В зависимости от типа, мишени могут находиться в воздухе от 30 минут до 4 часов. Также в состав УМТК 9Ф6021 входят выносные средства отображения воздушной обстановки, системы связи и средства жизнеобеспечения персонала.

Сегодня ИЭМЗ «Купол» предлагает заказчикам не только непосредственно ЗРК семейства «Тор», но и комплекс средств для подготовки расчетов боевых машин.

УМТК «Адъютант» был разработан в инициативном порядке АО «ИЭМЗ «Купол» совместно с АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и в тесном сотрудничестве со специалистами Министерства обороны России. Комплекс прошел все испытания и в 2019 г. успешно работал по созданию мишенной обстановки в ходе испытаний и учений различных средств ПВО – от ЗРС С-300В4 до ЗРК «Тор-М2ДТ» в различных климатических условиях – от Крайнего Севера до южных степей. Новый тренировочный комплекс уже успели оценить не только российские военные специалисты, но и их коллеги из стран ОДКБ – Белоруссии и Казахстана.

Современные средства подготовки и тренировки расчетов ЗРК эффективно решают задачу обеспечения безопасности и в военное и в мирное время. В том числе и задачу недопущения «дружественного огня».


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100