№3 март 2020

Коронавирус COVID-19: мир уже никогда не будет прежним

Почему «Торы» летают как птицы
Теперь у Минобороны России есть все необходимое для доставки зенитных ракетных комплексов «Тор» в труднодоступные районы Крайнего Севера

Разработанный специалистами ИЭМЗ модуль универсален. Его можно использовать для погрузки в самолет самых разных несамоходных грузов и объектов.

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор», выпускаемые Ижевским электромеханическим заводом, не созданы для полетов. Скорее, наоборот – их главная задача помогать вражеским воздушным объектам спускаться на «грешную» землю. Тем не менее жизнь вносит свои коррективы. Не в том, конечно, смысле, что «Торы» изменили главному своему предназначению. Нет, они поражали и будут поражать воздушного врага со свойственной им эффективностью. Правда, с одним важным уточнением – теперь еще и там, куда «только самолетом можно долететь», то есть в Арктике, где нет ни шоссейных, ни железных дорог. Зато есть военные аэродромы, способные принимать тяжелые грузовые самолеты, такие как Ил-76.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Ил-76 рассчитан на транспортировку груза весом до 60-ти тонн. То есть самолет теоретически может поднять в воздух ЗРК «Тор», в том числе и его «арктическую» модификацию. Однако на практике это невозможно из-за того, что грузовой отсек Ил76 недостаточно высок. Единственно возможный вариант – транспортировать боевой модуль «Тора» и шасси порознь. И тут возникает проблема – боевой модуль остается без колес и по этой причине заехать внутрь самолета не может. Нужен специальный механизм для доставки его к грузовому отсеку. В России до недавнего времени только одна фирма имела такое оборудование. Как монополист она предоставляла его сторонним организациям исключительно на своих не всегда приемлемых условиях. И это при том, что используемая ею система относительно громоздка, а также недостаточно удобна и гибка в плане эксплуатации.

СДЕЛАЙ САМ

В сложившейся ситуации руководство ИЭМЗ решило, что лучше разработать собственный погрузочный модуль, более совершенный и менее дорогой. Соответствующая задача была поставлена перед группой сотрудников особого конструкторского бюро. К работе команда приступила в конце 2016 г. Первым делом конструкторы изучили все немногие существующие варианты аналогичных приспособлений и поняли, что ни один из них не удовлетворяет требованиям техзадания. В итоге собственный модуль пришлось разработать практически с нуля. Конструкторы учли тот факт, что на полу грузового отсека Ил-76 есть роликовые дорожки. Поэтому решили, что тянуть рельсы внутрь фюзеляжа, как это у конкурентов, не нужно. Достаточно довести груз до края отсека с помощью специальной подвижной эстакады. Она ставится на рельсы, которые регулируются для нивелировки неровностей площадки аэродрома с помощью винтовых домкратов. Размещение регулируемых по высоте опор в шпалах позволяет изменять высоту положения направляющих погрузочного устройства и соответственно высоту самой эстакады.

Конструкция погрузочного модуля имеет небольшой наклон в три градуса с связи с особенностями параметров грузового отсека Ил-76.

Удобное расположение зоны регулирования высоты направляющих погрузочного устройства винтовыми опорами исключает необходимость использования лестниц и аналогичных приспособлений для доступа к ним. При погрузке возможно регулирование положения в вертикальной плоскости направляющих устройства без снятия груза с верхней площадки эстакады. Размещение опор, регулируемых по высоте, вне эстакады упрощает ее конструкцию, повышая ее надежность. Образно говоря, конструкция погрузочного модуля – это такая железная «телега» на рельсах. С ее помощью можно осуществить все необходимые операции без применения дополнительных приспособлений и силовых приводов, обеспечивая при этом надежность и безопасность перемещения груза, в том числе на временных полевых аэродромах. Изделие выполнено таким образом, что собрать его может расчет одной боевой машины.

ПРОВЕРКА ПРАКТИКОЙ

Первые испытания модуля состоялись практически через полгода после начала конструкторских изысканий – летом 2017 г. Как и в любом новом деле, не все шло гладко. Например, в апреле этого года выяснилось одно важное обстоятельство. Дело в том, что сзади над грузовым люком Ил-76 в виде этакого клюва нависает кабина стрелка. Если пытаться загрузить боевой модуль «Тора» с площадки, которая параллельна земле, то он упрется в нижний край этого «клюва». Решение проблемы было найдено оригинальное. Конструкторы не стали усложнять устройство модуля – они просто придали верхней площадке наклон в три градуса. Теперь ее задняя часть несколько ниже передней. Как показали испытания на аэродроме «Чкаловский», небольшого наклона вполне достаточно, чтобы вся операция прошла успешно. Специалисты «Купола» справились с задачей, создав в итоге уникальную конструкцию для погрузки спецпродукции предприятия в транспортные самолеты ВВС России.

ПРОСТОЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

Купольский грузовой модуль сделан из стандартизированных материалов, таких как трубы и швеллеры. По этой причине изготовить погрузочный модуль несложно. Сама конструкция проста, ее легко собирать и демонтировать. Плюс к этому она весит относительно немного – около двух с половиной тонн (без учета стеллажа для транспортировки модуля). Но еще важнее тот факт, что разработанный специалистами ИЭМЗ модуль универсален. Его можно использовать для погрузки в самолет самых разных несамоходных грузов и объектов, если их вес не более 20 тонн (впрочем, конструкция при необходимости может быть в дальнейшем доработана под более габаритные грузы). На данный момент модулю уже по силам различная спецтехника, морские контейнеры, в том числе военного назначения, промышленные изделия, строительные блоки и многое другое.

Уникальная разработка может быть полезна не только Министерству обороны, но и подразделениям МЧС, предприятиям гражданских отраслей, торговым организациям. Что же касается основной задачи, то разработчики модуля справились с ней полностью. Теперь у Минобороны России есть все необходимое для доставки зенитных ракетных комплексов «Тор» в труднодоступные районы Крайнего Севера, а также в другие точки без использования железнодорожного или автомобильного транспорта.


 

НОВОСТИ

При формировании нового правительства Российской Федерации во главе с Михаилом Мишустиным знаковыми стали переназначение генерала армии Сергея Шойгу на пост министра обороны и сохранение своей должности заместителя председателя правительства Юрием Борисовым.
2 февраля 2020 г. на аэродроме КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» состоялся первый полет опытного глубокомодернизированного ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М, созданного на базе строевого Ту-160.
России необходимо в 2020 г. отслеживать развертывание Вашингтоном ракет средней и меньшей дальности, а также вести глубокий анализ потенциальных военных угроз, заявил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу в ходе селекторного совещания, на котором обсуждаются основные направления деятельности Минобороны в 2020 г.
Экипажи высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ объединения ВВС и ПВО Центрального военного округа (ЦВО) провели ракетный бой с условным противником в стратосфере в ходе летно-тактического учения.
В новом составе правительства России наименьшие перемены произошли в силовом блоке. А наиболее ярким событием стало назначение генеральным прокурором генерал-лейтенанта юстиции Игоря Краснова.
Генеральным директором ПАО «Компания «Сухой» (входит в ОАК, госкорпорация «Ростех») с 7 февраля 2020 г. избран Илья Тарасенко. Такое решение принял совет директоров компании. Илья Тарасенко также является заместителем генерального директора ПАО «ОАК» и генеральным директором АО «РСК «МиГ».
Артиллерийской полк Ельнинской мотострелковой дивизии Западного военного округа, дислоцированный в Брянской области, получил первую партию самоходных гаубиц «Мста-СМ1».
Компания «Рособоронэкспорт» подписала первый внешнеторговый контракт на поставку иностранному заказчику многоцелевых вертолетов среднего класса Ми-38Т производства Казанского вертолетного завода, входящего в АО «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех».
На Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО «Корпорация «Иркут» завершена сборка фюзеляжа самолета МС-21-300, который пройдет испытания с российским двигателем ПД-14.
Приступил к работе новый генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Станислав Зась.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100