«Викинг» и «Тунгуска» не имеют аналогов в мире
Характеристики ЗРК «Викинг» позволяют с уверенностью считать его одним из лучших на сегодняшний день средств защиты от существующих и перспективных СВН противника

Самоходная огневая установка ЗРК «Викинг».

Опыт антитеррористических операций подтверждает факты применения бандформированиями средств воздушного нападения (СНВ) как с целью проведения разведывательных мероприятий, так и для нанесения точечных ударов по военным и государственным объектам. Участие же в данных конфликтах развитых стран наглядно демонстрирует возможность нанесения массированных ударов самыми разнообразными средствами воздушного нападения.

Для создания наиболее эффективной системы противовоздушной обороны (ПВО) в сложившихся условиях очевидны направления совершенствования средств ПВО: увеличение целевых каналов, расширение диапазона высот поражения целей, повышение возможностей поражения различных классов целей, способность объ­единения различных средств ПВО на базе единого комплекса.

Зенитный ракетный комплекс «Викинг». Именно такие требования и были учтены при создании зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности четвертого поколения «Викинг» (индекс 9К317МЭ), который является последней на сегодняшний день ступенью развития ЗРК семейства «Бук», первые образцы которого были приняты на вооружение в 1980 году.

По сравнению со своим предшественником ЗРК «Бук-М2Э», по сей день успешно поставляемым на экспорт, ЗРК «Викинг» имеет ряд ключевых отличий.

Прежде всего, комплекс получил новую ЗУР 9М317МЕ, размещенную в транспортно-пусковом контейнере, позволяющем защитить аппаратуру ЗУР от повреждения и неблагоприятных климатических условий. ЗУР 9М317МЕ оснащена однорежимным твердотопливным двигателем. Ее масса уменьшена по сравнению с ракетой ЗРК «Бук-М2Э» с 710 до 600 кг, максимальная скорость полета увеличена до 1520 м/с.

Использование новой ЗУР позволило увеличить зону поражения аэродинамических целей до 65 км. В то же время разработка новой многофункциональной радиолокационной станции, внедрение новых технических решений в системе обработки радиолокационной информации позволили увеличить количество целевых каналов ЗРК «Викинг» до 36.

Одновременный обстрел 36 целей, летящих с любых направлений, неизбежно требует и увеличения возимого боезапаса ЗУР. Самоходная огневая установка (СОУ) из состава комплекса «Викинг» имеет 6 ЗУР готовых к пуску. Кроме того, сохранена возможность придать СОУ одну пусковую установку (ПУ), а радиолокатору подсвета и наведения (РПН) – две ПУ.

Следует отдельно отметить, что в составе ЗРК «Бук-М2Э» пуско-заряжающая установка (ПЗУ) имеет 8 ЗУР, из них 4 готовы к пуску, а 4 заряжаются взамен пущенных на СОУ или на саму ПЗУ. Вновь разработанная ПУ из состава ЗРК «Викинг» имеет 12 ЗУР, готовых к пуску и размещенных на двух качающихся частях пакетами из двух ТПК при фиксированном угле пуска 45 градусов. ЗРК «Викинг» полного штатного состава (4 – СОУ, 2 – РПН, 8 – ПУ, 1 – КП, 1 – СОЦ) обладает боекомплектом в 120 ЗУР, готовыми к пуску.

Внедряя новые технические решения, разработчики ЗРК предусмотрели также и широкие возможности интеграции уже поставленного заказчикам имущества в единый информационный обмен с ЗРК «Викинг», что позволит:

• увеличить максимальную дальность поражения целей до 130 км и высоту поражения до 30 км (при использовании ПУ типа 9А383МЭ из состава ЗРС «Антей-2500»);

• придать СОУ (РПН) из состава ЗРК «Викинг» ПЗУ из состава ЗРК «Бук-М2Э» (с использованием ЗУР 9М317). Таким образом, возможно использование в составе одного дивизиона трех типов ракет (9М317МЕ, 9М317, 9М83МЭ);

• увеличить зону обнаружения целей до 360 км (при использовании РЛС метрового диапазона 1Л119 «Небо-СВУ»);

• создать полноценную эшелонированную систему ПВО (при работе совместно с ЗРК «Тор-М2Э»).

Боевые средства комплекса, средства ремонта и технического обслуживания по желанию заказчика могут быть установлены на гусеничные или колесные шасси высокой проходимости или транспортные модули.

Указанные характеристики и возможности ЗРК «Викинг» позволяют с уверенностью считать его одним из лучших на сегодняшний день средств защиты от существующих и перспективных СВН противника, а в сочетании с придаваемыми РЛС метрового диапазона и пусковыми установками систем большой и малой дальности ЗРК «Викинг» становится действительно универсальным оружием противовоздушной обороны войск и важнейших государственных объектов.

Зенитная самоходная установка (ЗСУ) «Тунгуска-М1». Совершенствование в конце 1960-х годов средств воздушного нападения, их бронирование, увеличение огневой мощи и возможность действовать на предельно малых высотах, обеспечивая внезапность удара и малое время пребывания в зоне боевых действий, потребовало создания новых средств войсковой противовоздушной обороны по прикрытию мотострелковых и танковых подразделений на поле боя и на марше.

Опасность внезапного нападения с воздуха резко возросла с появлением боевых вертолетов, которые могут наносить удары, используя маскировочные свойства местности. Обнаружение и уничтожение внезапно появляющихся воздушных целей является важнейшим требованием к современным войсковым средствам противовоздушной обороны.

Зенитная самоходная установка 2С6М1 «Тунгуска-М1».

ЗСУ «Тунгуска-М1» представляет собой легкобронированную гусеничную машину с установленной на ней вращающейся башней. Бронированные корпуса гусеничного шасси и башни защищают экипаж и аппаратуру от поражения пулями и осколками.

Гусеничный самоход создан на единых унифицированных узлах шасси для машин промежуточной весовой категории. Гидромеханическая трансмиссия, гидропневматическая подвеска и изменяющийся дорожный просвет (клиренс) обеспечивают проходимость, маневренность, плавность хода на различной местности.

Это позволяет вести стрельбу в движении без снижения скорости. В броневом корпусе гусеничного шасси размещены: отделение механика-водителя, система первичного электропитания, противопожарное оборудование и отдельные элементы других систем ЗСУ. С внешней стороны по бортам корпуса башни расположены качающиеся части с зенитными автоматами и направляющие ракет.

В передней части башни расположена антенная колонка станции сопровождения цели, в кормовой части – антенная колонка станции обнаружения и целеуказания.

Внутри башни размещаются три члена экипажа ЗСУ (командир, оператор, наводчик) и радиолокационно-приборное оборудование. Кондиционер обеспечивает микроклимат в отделении управления и боевом отделении ЗСУ в условиях повышенной температуры окружающей среды.

Зенитные автоматы разработаны под 30-мм унифицированный патрон. Питание автоматов ленточное. Каждый автомат имеет независимые системы питания. Двуствольная схема автоматики обеспечивает отстрел боекомплекта интенсивным режимом с темпом стрельбы автомата до 2500 выстрелов в минуту. Испарительная система жидкостного охлаждения автоматов упрощает обслуживание, уменьшает вес и повышает кучность стрельбы. Высокий суммарный темп стрельбы ЗСУ – до 5000 выстрелов в минуту – обеспечивает эффективное поражение скоростных целей, находящихся в зоне обстрела малое время. Высокий темп стрельбы в сочетании с высокой точностью наведения за счет стабилизации линии выстрела обеспечивает высокую эффективность стрельбы по воздушным целям в движении.

Зенитная управляемая ракета размещена в транспортно-пусковом контейнере. Она выполнена по бикалиберной схеме с отделяемым стартовым двигателем. Это позволило снизить стартовый вес ракеты более чем в два раза по сравнению с одноступенчатыми ракетами, имеющими те же характеристики. Стартовый двигатель сообщает ракете скорость полета, в 3 раза превышающую скорость звука. Маршевая ступень малого калибра сохраняет высокую скорость на всей траектории, что позволило отказаться от маршевого двигателя и обеспечить необходимые условия для оптического наведения ракеты. В ракете применена осколочно-стержневая боевая часть большого удлинения и веса. Система наведения ракеты – радиокомандная, полуавтоматическая, с оптической линией связи. Применение боевой части с контактным и неконтактным взрывателями обеспечивает поражение цели как при прямом попадании, так и при пролете на расстоянии до 5 м.

После запуска комплекса в серийное производство работы по совершенствованию ЗСУ 2С6 не прекращались. Был модернизирован ряд систем боевой машины, зенитной управляемой ракеты, претерпели изменение боевые алгоритмы и программы БМ, повышена надежность систем. Все это привело к созданию последней на сегодняшней день модификации зенитной самоходной установки под названием «Тунгуска-М1» (ЗСУ 2С6М1) с существенно улучшенными боевыми характеристиками.

В ЗСУ 2С6М1 реализован ряд технических решений:

• применена новая ракета с импульсным оптическим ответчиком и модернизирована аппаратура управления ракетой;

• введена аппаратура автоматизированного приема и обработки данных внешнего целеуказания, получаемых по радиоканалу с батарейного командного пункта;

• введена система «разгрузки» наводчика, осуществляющая автоматическое, скоростное, двухкоординатное сопровождение цели оптическим прицелом;

• изменена система измерения углов качек и курса (курсовая система максимально приближена к продольной оси самохода, датчик крена максимально приближен к центру масс);

• применен более мощный с увеличенным в два раза ресурсом газотурбинный двигатель;

• в модернизированной цифровой вычислительной системе применен новый вычислитель, обладающий большим быстродействием и большим объемом памяти;

• модернизирована радиолокационная система с целью обеспечения приема и реализации данных внешнего целеуказания, работы системы «разгрузки» наводчика, повышена надежность аппаратуры, улучшены технические и эксплуатационные характеристики.

• увеличена по высоте до 6 км (вместо 3 км) зона обнаружения целей станцией обнаружения и целеуказания за счет введения двух углов обзора по вертикали;

• в дополнение к оптическому каналу обнаружения и сопровождения целей введены телевизионный и тепловизионный каналы с автоматом сопровождения, что обеспечивает наличие пассивного канала сопровождения цели и всесуточность применения ракетного вооружения ЗСУ.

Ведя боевую работу в движении непосредственно в боевых порядках прикрываемых войсковых подразделений, ЗСУ 2С6М1 по эффективности защиты от средств воздушного нападения, совершающих налет на малых высотах, не имеет в настоящее время аналогов в мире.

АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей»

121471, Россия, Москва, ул. Верейская, 41

Тел.: +7 (495) 276-2965

Тел./факс: +7 (495) 276-2969

vts@almaz-antey.ru

 

АО «Ульяновский механический завод»

432008, Россия, г. Ульяновск,

Московское шоссе, 94

Тел.: +7 (8422) 42-03-70

Тел./факс: +7 (8422) 32-61-63

ump@aoumz.ru


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100