Типовая концепция построения КТСО
Подход к построению комплексов технических средств охраны кораблей ВМФ требует концептуальных изменений

Корабли и суда ВМФ как объекты Минобороны России должны оснащаться комплексами технических средств охраны (КТСО).

Виктор БУРСУК

Александр АЛЕКСАНДРОВ

Они являются составной частью систем охраны, предназначаемых для предотвращения противоправных действий внешних и внутренних нарушителей (рис.1).

Эти действия могут быть направлены на совершение повреждений (диверсий) конструкции кораблей (судов), а также их оборудованию и вооружению, хищение конфиденциальной документации и информации, вывод из строя членов команды и пр. В зависимости от степени военно-стратегической значимости корабля/судна, типа находящихся на его борту опасных веществ (изделий на их основе), вида и масштабов последствий действий нарушителей, может быть нанесен соответствующий военно-политический, оборонный, материальный, экологический и другой ущерб. Его масштабы могут быть соизмеримы и даже превосходить масштабы ущерба, наносимого объекту в боестолкновении с противником при существенно меньших затратах на проведение акций.

Рисунок 1. Охрана перевозимого груза на морском транспорте вооружения.

Традиционно оснащение объектов КТСО осуществляется на основе требований руководящих документов (РД), которые определяют состав и размещение видов оборудования на объекте и являются стандартными для большинства их типов. Корабли и суда ВМФ имеют широкую классификацию в зависимости от водоизмещения, предназначения, вооружения и др. Эти факторы, а также ряд других (особенности режимов функционирования, мест дислокации и районов боевой службы, конструкции и инфраструктуры, наличия на борту ядерного оружия и ядерных энергетических установок, состава команды, типовых ожидаемых угроз) имеют принципиальное значение при построении эффективных КТСО. Действующие же руководящие документы, содержащие требования по оснащению КТСО объектов ВС РФ и распространяющиеся в равной степени на все классы (типы) кораблей и судов, не учитывают их принципиальной специфики. Это не обеспечивает адекватность КТСО типовым (проектным) для каждого класса кораблей угрозам и решение задач охраны с требуемым уровнем эффективности. В результате системы охраны, основанные только на требованиях РД, могут быть либо избыточны, либо, что чаще всего, функционально недостаточны. Кроме того, вложение затрат на оснащение кораблей и судов КТСО может быть не вполне рациональным. Поэтому для создания функционально достаточных, адекватных ожидаемым угрозам и экономически обоснованных КТСО кораблей и судов ВМФ различных классов требуется разработка типовых концепций их построения, в которых устанавливается взаимосвязь между проектными угрозами и функциональными свойствами систем охраны, нейтрализующими их с заданным уровнем эффективности.

К числу особенностей кораблей и судов, принципиально отличающих их от стационарных объектов в части построения систем охраны, существенно ограничивающих реализацию стандартных требований по оснащению КТСО и предъявляющих дополнительные (специфические) требования, относятся территориальные, конструктивно-технологические, инфраструктурные особенности, а также особенности режимов функционирования.

Конкретизация этих особенностей применительно к конкретным классам (типам) кораблей должна проводиться в рамках типовых концепций, определяющих идеологию построения КТСО для каждого класса кораблей.

Наличие таких концепций будет способствовать взаимному согласованию взглядов на облик, роль и место КТСО в составе оборудования кораблей и судов между заказывающими, контролирующими и исполняющими работы органами, организациями и должностными лицами. Кроме того, наличие в концепциях требований, предъявляемых к конструкциям кораблей/судов, обеспечивающих наиболее эффективное применение КТСО, будет способствовать взаимной гармонизации процессов проектирования КТСО и объектов.

Рисунок 2. Роль и место типовой концепции построения КТСО на этапах жизненного цикла.

Типовая концепция построения КТСО должна содержать:

• описательную характеристику объекта;

• требования к уровню защищенности объекта и его предметов охраны, определенные путем категорирования;

• базовую проектную угрозу объекта, включающую предметы охраны, виды и способы совершения против них НСД и их потенциальных исполнителей (модель нарушителя);

• основополагающие принципы построения систем охраны, определяющие конфигурацию и функциональные свойства КТСО и их реализацию в виде базового варианта КТСО без указания типажа оборудования;

• качественные и количественные подтверждения функциональной достаточности базового варианта КТСО;

• организационные меры охраны и компенсационные мероприятия по наращиванию уровня охраны объектов при повышенных степенях угроз.

В практике ВМФ уже имеется положительный опыт проектирования КТСО. СКБ «Энергия» были разработаны концепции построения КТСО применительно к кораблям проектов 20181, 20183, 18290. Такой подход позволил обеспечить их построение адекватно потенциальным угрозам и функционально достаточно для вышеуказанных проектов кораблей.

Типовые концепции построения КТСО кораблей и судов ВМФ являются отправными основополагающими документами, используемыми на всех этапах жизненного цикла КТСО, начиная от разработки ТЗ на проектирование и заканчивая процессом эксплуатации в составе объекта (рис.2). При этом типовые концепции могут подлежать дополнениям, уточнениям, корректировкам по мере изменения принятых для их разработки исходных данных.

Разработанные типовые концепции подлежат согласованию и утверждению с профильными органами и организациями ВМФ и МО РФ и введению в действие установленным порядком наряду с РД МО, уточняющими выбор типажа ТСО для кораблей и судов ВМФ в зависимости от класса (типа) и порядок его размещения на объекте.

Виктор Иосифович БУРСУК – начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения ВМФ – заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению

Александр Михайлович АЛЕКСАНДРОВ – директор – главный конструктор филиала «СКБ «Энергия» АО «Завод «Энергия»

Филиал «СКБ «Энергия»

АО «Завод «Энергия»

197375, Россия, Санкт-Петербург,

ул. Маршала Новикова, 40

Тел./факс: +7 (812) 230-6718

ntk10@mail.ru


 

НОВОСТИ

Генеральным директором Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева (входит в состав ГК «Роскосмос») назначен Игорь Озар.
«Государственные испытания колесной боевой платформы «Бумеранг» завершатся в 2021 г., идет подготовка к ее серийному производству», – заявил РИА «Новости» гендиректор ООО «Военно-промышленная компания» Александр Красовицкий.
Работники головного предприятия Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в подмосковном Королеве принимают новые квартиры в доме, построенном в рамках программы по?предоставлению жилья сотрудникам Корпорации.
Заместитель министра обороны РФ – начальник Главного военно-политического управления ВС России генерал-полковник Андрей Картаполов принял участие в церемонии выпуска офицеров Военного университета Минобороны РФ.
Расчеты средств РЭБ Западного военного округа (ЗВО) заступили на боевое дежурство по охране и обороне воздушного пространства в прилегающей территории аэродромов базирования авиации в Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Смоленской, Московской, Тверской, Ленинградской областях и Республике Карелия.
Корректировки законодательства в сфере закупок для ГОЗ обсудят профильные специалисты Минобороны России и предприятий оборонно-промышленного комплекса в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2020».
Проблематику обеспечения энергетической, экономической, технологической и экологической безопасности, а также принципы борьбы с фальсификацией и дезинформацией в информационном пространстве планируется обсудить в ходе круглого стола «Современный миропорядок и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации».
Участники круглого стола «Герои и антигерои. Правда и вымыслы о Второй мировой войне» проанализируют формы и способы противодействия фальсификации событий Великой Отечественной войны, дадут экспертный анализ современных подходов к изучению событий на советско-германском и советско-японском фронтах.
С 27 апреля началась продажа билетов и автомобильных пропусков на Международный военно-технический форум «Армия-2020». Билеты можно приобрести на официальном сайте форума (rusarmyexpo.ru).
В ходе испытаний российский истребитель пятого поколения Су-57 (разработан компанией «Сухой», радиолокационный комплекс создан в НИИП им. В.В. Тихомирова) подтвердил практически все требования тактико-технического задания в полном объеме. Об этом в интервью РИА «Новости» заявил заместитель председателя правительства России Юрий Борисов.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100