Корветы Северного ПКБ: классика и современность
Корветы Северного ПКБ имеют большой потенциал для оптимизации под конкретные требования заказчика

Многоцелевой корвет проекта 22500.

Многочисленные исследования ВМС различных государств и анализ продукции ведущих мировых компаний в области кораблестроения на международных военно-морских выставках свидетельствуют о растущем спросе на корабли класса «корвет». Из-за широкого круга задач, которые способны решать корветы, а также из-за сравнительно низкой цены многие страны мира реализуют программы по модернизации своих военных флотов, формируя их основу из кораблей данного класса.

Северное ПКБ прекрасно осведомлено о потребностях рынка. Особое внимание бюро уделяет разработке проектов многоцелевых малозаметных корветов различного водоизмещения. Помимо архитектуры корпуса и надстроек имеются и другие особенности корветов разработки СПКБ, благодаря которым общая их заметность существенно уменьшается. Например, дальность обнаружения снижается в 1,4-1,6 раза. Помимо этого корветы Северного ПКБ имеют отличные возможности использовать средства радиоэлектронной борьбы, что увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Основу линейки корветов Северного ПКБ составляют корвет проекта 22500 полным водоизмещением 1350 т и корвет проекта 22160 полным водоизмещением 1800 т. Основным преимуществом обоих проектов перед зарубежными конкурентами является их мощное универсальное вооружение, высокая скорость хода и возможность приема на борт и обслуживания вертолета или БЛА вертолетного типа. С учетом малой заметности, относительно небольшого водоизмещения и значительной вооруженности корветы Северного ПКБ, безусловно, превосходят зарубежные аналоги. Их сравнительные характеристики приведены в таблицах 1 и 2.

Патрульный корабль (корвет) проекта 22160.

Корвет проекта 22500 представляет собой многоцелевой корабль, способный выполнять самые разные задачи. Он может осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок, в том числе и малоразмерных, охранять корабли и суда на переходе морем от надводных кораблей, подводных лодок и средств воздушного нападения, а также осуществлять огневую поддержку десанта. В мирное время корвет проекта 22500 может использоваться для несения патрульной службы по охране водного района, вести патрулирование в 200-мильной исключительной экономической зоне и пресекать контрабандную и пиратскую деятельность.

Корвет проекта 22160 имеет большее водоизмещение. При его создании был учтен опыт проектирования и эксплуатации подобных кораблей как в российском ВМФ, так и за рубежом. Основная цель проекта 22160 была сформулирована так: корабль должен быть недорогим в строительстве и эксплуатации, при этом он должен обладать высокой эффективностью и мореходностью, а также способностью решать широкий спектр задач патрульной, противопиратской и природоохранной деятельности. Корабль должен действовать в исключительной экономической зоне, в открытых акваториях морей и океанов, осуществлять поиск и помощь пострадавшим при морских катастрофах, а также производить экологический мониторинг окружающей среды. Особенностью данного корабля является два углубления в палубе для двух 40-футовых контейнеров, в которых можно модульно разместить самые разные системы: от ракетных комплексов до лазарета, подключив их к системе управления корвета.

Оба представленных корвета Северного ПКБ могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Калибр-НКЭ» с тактическими, противокорабельными и противолодочными ракетами. Этот комплекс прекрасно зарекомендовал себя при выполнения боевой задачи в Сирии сторожевым кораблем «Адмирал Григорович», также спроектированным Северным ПКБ.

Многоцелевой корвет проекта 22500 с универсальным комплексом «Калибр-НКЭ».

Для поражения средств воздушного нападения предполагается установка ЗРАК типа «Панцирь» или «Пальма», либо ЗРК типа «Штиль-1». Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям в зависимости от пожеланий заказчика могут быть установленные российские или зарубежные артиллерийские комплексы калибра от 57 до 100 мм. Для борьбы с подводными целями корветы могут оснащаться торпедными аппаратами калибра 324 мм комплекса «Пакет-Э/НК» и/или реактивной бомбометной установкой РБУ-6000. Также могут устанавливаться комплекс ПДСС, включающий опускаемую ГАС и автоматический гранатомет, два пулемета калибра 12,7 мм, трехкоординатная РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, выдвижная гидроакустическая станция для обнаружения малоразмерных целей, таких как мини-подводные лодки, средства доставки боевых пловцов, донные мины, в том числе и на мелководье, интегрированная мостиковая система, автоматический комплекс связи и прочее.

Корветы Северного ПКБ имеют малозаметный корпус типа «модифицированное глубокое V» с одноостровной надстройкой и закрытой швартовкой, оптимизированный для длительного движения с высокими скоростями на развитом волнении. Корпус и надстройка выполнены из стали без использования легких сплавов. Обводы без двойной погиби, что упрощает и удешевляет строительство и ремонт. Ходовая рубка имеет защиту от пуль и осколков.

Главная энергетическая установка по желанию заказчика может быть выполнена в различных вариантах. Предлагается использовать комбинированную дизельную или дизель-газотурбинную установки (в зависимости от требований к скорости полного и патрульного ходов) c совместной работой на полном ходу всех двигателей или возможность установки электродвигателей для движения на патрульных ходах. Корветы Северного ПКБ имеют современный движительный комплекс с двумя винтами регулируемого шага. Эта схема обеспечивает топливную экономичность на всех ходовых режимах в сочетании с высокими маневренными характеристиками при малом времени реверса (менее 60 секунд). Применение высокоресурсных современных дизелей позволяет получить высокую скорость хода и топливную экономичность на крейсерских ходах, а применение электромоторов – сохранить ресурс дизелей на невыгодных для них режимах длительного движения на малых и сверхмалых ходах. В варианте с ГТД скорость полного хода может достигать 30 узлов. Конфигурация ГЭУ позволяет осуществлять работу любого из двигателей попеременно или совместно, в любом сочетании на любой из двух гребных винтов, что повышает как живучесть, так и экономичность ГЭУ. Дальность плавания корвета проекта 22500 составляет 4000 миль, а 22160 – 6000 миль, с автономностью по запасу провизии 20 суток и 60 суток соответственно.

Особенно актуально сочетание высокой скорости хода, малого водоизмещения и низкой заметности для кораблей флотов тех государств, предполагаемый ТВД которых имеет изрезанную береговую линию и большое количество островов. Например – страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для расширения круга решаемых задач корветы Северного ПКБ оборудованы взлетно-посадочной площадкой, способной принимать вертолеты массой до 12 т и беспилотные летательные аппараты. На корвете проекта 22500 предполагается кратковременное базирование и запас авиационного топлива около 8 т, а на корвете 22160 – постоянное базирование со стационарным ангаром, системой транспортировки вертолета и около 20 т авиатоплива. Авиационный комплекс корветов способен эффективно функционировать днем и ночью при волнении моря до 4-5 баллов.

Корвет проекта 22160 с усиленным составом крылатых ракет.

Традиционно корабли Северного ПКБ отличаются хорошей обитаемостью личного состава. Экипаж размещается в соответствии с современными стандартами в одно-, двух- и четырехместных каютах с санузлами и кубриках с двухъярусными кроватями. Численность экипажей кораблей оптимизирована с учетом внедрения современных средств автоматизации и составляет от 34 до 42 человек, в зависимости от проекта. Также предусматриваются дополнительные места (до 40) для летного состава, досмотровых групп и личного состава морской пехоты.

Корветы Северного ПКБ имеют большой потенциал для их дооснащения необходимыми средствами в особый период, а также для оптимизации под конкретные требования заказчика. Их высокий модернизационный потенциал позволяет варьировать состав вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе корабли различного назначения в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка. Особо стоит отметить, что на все представленные Северным ПКБ проекты корветов возможна установка комплексов вооружения и комплектующего оборудования как российского, так и иностранного производства.

www.severnoe.com


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100