НИМИ для ВМФ России
Состояние и основные направления развития боеприпасной морской артиллерии

Головное предприятие по разработке и производству боеприпасов танковой, наземной и морской артиллерии – ОАО «Научно-исследовательский машиностроительный институт» (НИМИ). Его история – первого в стране специализированного института по разработке и внедрению в серийное производство артиллерийских снарядов – началась в 1932 году. Изменялись названия, но головная роль и важность научной, конструкторской и технологической миссии института оставались неизменными.

За 80 лет существования НИМИ разработано и освоено в серийном производстве более 1000 типов артиллерийских выстрелов с различными снарядами и минами. Созданные совместным трудом научных, конструкторских и технологических подразделений НИМИ, смежных предприятий-разработчиков и производителей, артиллерийские боеприпасы поставляются в более чем 20 стран.

Одним из важнейших направлений разработок предприятия является создание боекомплектов выстрелов калибра 76, 100 и 130 мм к корабельным автоматическим артиллерийским установкам (АУ), а также для 130-мм берегового комплекса «Берег». Эти боекомплекты включают в себя, как правило, выстрелы основного и вспомогательного назначения. Первые применяются для выполнения боевых задач по поражению морских надводных и береговых целей, а также по защите корабля от средств воздушного нападения, в первую очередь от противокарабельных ракет.

Вспомогательные выстрелы нужны для обучения личного состава флота обращению с боеприпасами (учебно-тренировочные выстрелы), для выполнения практических стрельб (практические), наконец, для обслуживания АУ (прогревные, разрядочные).

Наряду с рассмотренными в боекомплекте, например 130-мм АУ, могут входить и специальные боеприпасы (осветительные, дымовые и т.п.), предназначенные для обеспечения и поддержки боевых операций, маскировки и выполнения других задач.

Современные отечественные боеприпасы морской артиллерии – выстрелы унитарного заряжания. Это позволяет реализовать весь потенциал автоматических корабельных АУ по скорострельности, которая, например для 76-мм пушек, достигает 120 выстрелов в минуту, что особенно важно для эффективной борьбы со средствами воздушного нападения. Вместе с тем для обеспечения высокой надежности потребовалась тщательная отработка конструкции выстрелов, технологии снаряжения снарядов и технологии патронирования (сборки) выстрелов, которые при движении по сложным трактам подачи АУ и досылке в орудийную камору подвергаются воздействию значительных знакопеременных осевых и боковых перегрузок.

СКР «Ярослав Мудрый» ведет огонь из артиллерийской установки АК-100 100-мм выстрелами А3-УЗC-58.

Современный этап развития отечественных боеприпасов морской артиллерии нацелен на качественное обновление боекомплектов с учетом приоритетности боевых задач для АУ каждого конкретного калибра.

При разработке нового поколения выстрелов морской артиллерии наряду с традиционными требованиями, например по увеличению дальности и эффективности, особое значение приобрели требования по универсальности действия, межвидовой и внутривидовой унификации, к безопасности эксплуатации. При этом резко возросшая в последние годы актуальность проблемы безопасности эксплуатации боеприпасов привела к появлению новых разработок – «боеприпасов пониженного риска».

Выполнение современных требований к боеприпасам становится возможным на основе последних достижений как в традиционных, так и в новейших областях науки и техники: микроэлектронике, информатике, нанотехнологиях. Показателен пример артиллерийских взрывателей. Прорыв в области микроэлектроники позволил реализовать в них такие свойства, как адаптивность к цели, многофункциональность, наконец, многократно повысить точность исполнения временных команд.

Создание спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС позволяет реализовать систему коррекции траектории (СКТ) снаряда для повышения точности стрельбы, при этом СКТ может рассматриваться как составная часть взрывателя.

Далеко не исчерпаны традиционные пути совершенствования артиллерийских боеприпасов: оптимизация схем инициирования разрывного заряда, применение готовых поражающих элементов, в т.ч. из тяжелых сплавов на основе вольфрама, создание оболочек (корпусов) с организованным дроблением и т.д.

Одним из важных направлений в области новых разработок является создание взрывопожаробезопасной, эргономичной и долговечной упаковки из композитов и пластмасс для морских боеприпасов. Кроме перечисленных преимуществ, замена деревянной упаковки на пластмассовую позволит частично решить проблему сохранения лесов.

В перспективе реализация рассмотренных основных направлений развития боеприпасов морской артиллерии позволит создать новые высокоэффективные рациональные  по составу боекомплекты выстрелов для решения всего многообразия задач ВМФ России.

ОАО «НИМИ»

Факс: +7 (495) 452-1406

nimi@nimi.su


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100