«Военная техника должна быть красива в своем совершенстве»
Отличительная черта нашей продукции военного назначения – ее большой модернизационный потенциал

В канун открытия второго международного форума «Технологии в машиностроении – 2012» заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт», руководитель делегации компании на форуме Игорь СЕВАСТЬЯНОВ рассказал журналу «Национальная оборона» о современной политике «Рособоронэкспорта» в сфере поставок сухопутной техники, а также об участии в этом мероприятии, в рамках которого пройдет международная выставка вооружений и военной техники «Оборонэкспо».

Интервью

Иван КАРЕВ

— Игорь Олегович, в последние годы «Рособоронэкспорт» нечасто вывозит на зарубежные выставочные площадки натурные образцы военной техники. С чем это связано?

— Причин несколько. Вы знаете, что ежегодно общество участвует в двух десятках зарубежных выставкок вооружения и военной техники, тратя на эту работу несколько миллионов долларов. Отправлять за десятки тысяч километров натурные образцы – это дополнительные расходы, причем, расходы немалые. Примерно миллион долларов на каждый образец. А для чего? Что бы эта техника постояла несколько дней мертвым грузом на статической смотровой площадке? Ведь далеко не каждая выставка имеет полигон для демонстрации реальных возможностей наших боевых машин. К тому же ни один крупный контракт не обходится без того, чтобы потенциальный заказчик не захотел посмотреть нашу продукцию военного назначения в действии, в условиях, максимально приближенных к боевым.

Игорь Севастьянов.

В связи с этим мы скорректировали тактику нашего маркетинга. В ходе выставочной деятельности знакомим потенциальных заказчиков с тактико-техническими и боевыми возможностями нашего вооружения, рассказываем о его отличительных особенностях, проводим наглядные презентации. Вот и на этой выставке с помощью уникального интерактивного выставочного комплекса мы сможем моделировать условия современного боя и наглядно демонстрировать действия нашего вооружения и военной техники. А когда партнер заинтересуется всерьез, приглашаем иностранную делегацию в Россию на демонстрационные показы, учения, стрельбы, водим по предприятиям-изготовителям. Время показало эффективность такого подхода.

— Но в Жуковском оборудован прекрасный полигон.

— Именно поэтому наша боевая техника может достойно показать здесь свою мощь, силу, надежность и красоту. Да-да, именно красоту. Военная техника должна быть красива в своем совершенстве. К тому же доставка по территории России натурных образцов лишена долгих международных согласований и проволочек, да и стоит это гораздо дешевле. На полигоне будут продемонстрированы в действии танки Т-90 и Т-80У, боевая машина пехоты БМП-3 в новой комплектации, бронетранспортер БТР-80, 152-мм самоходное артиллерийское орудие «Мста-С» и другая техника. Более того, на базе полигона ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» в подмосковном Климовске планируется проведение показательных стрельб из различных видов стрелкового оружия: пистолетов, автоматов, пулеметов, снайперских винтовок и оружия ближнего боя – РПГ.

— Насколько востребована на международном оружейном рынке техника для сухопутных войск?

— Последние три года показали реальную заинтересованность в приобретении различных видов оружия для сухопутных войск. Скажу больше. Именно это оружие держит рынок. Свидетельство тому – многократное увеличение объема продаж. Конечно, по стоимостным показателям самолеты и корабли ценятся гораздо дороже, но по количеству проданных единиц сухопутная техника превосходит остальные виды вооружений.

— Какую сухопутную технику сейчас больше всего покупают партнеры «Рособоронэкспорта»?

— Растет спрос на тяжелую бронетехнику, ракетно-артиллерийское вооружение, пользуются успехом российские боевые машины пехоты и бронетранспортеры. Военные конфликты конца прошлого и начала нынешнего века доказали очевидную вещь: оружие необходимо не столько для парадов, сколько для реальных боевых действий. Поэтому покупатели отдают предпочтение мощной, надежной, недорогой и проверенной временем российской технике. Это же касается и легкого стрелкового оружия, оружия ближнего боя. И что бы там ни говорили доморощенные и западные критики, но автоматы Калашникова, в том числе «сотой», а сейчас уже и «двухсотой» серии вызывают большой интерес во многих армиях мира. Не за горами и серийное производство АК-12. Уже есть опытные образцы этого автомата, в которых использованы принципиально новые технические достижения, за счет чего увеличена точность и кучность стрельбы, уменьшена отдача. Сейчас необходимы его всесторонние испытания, в том числе и в других странах. Растет спрос и на российские снайперские винтовки, РПГ, новое поколение сверхточного стрелкового оружия. В последнее время улучшается положение с производством и продажей боеприпасов.

— Во многих странах скопилось большое количество ранее закупленной российской бронетехники. Каковы ее перспективы?

— Отличительная черта нашей продукции военного назначения – ее большой модернизационный потенциал. Это тем более важно, что покупать новую технику довольно дорого, модернизировать – и быстрее, и экономичнее. А главное – модернизация позволит довести эффективность закупленной ранее техники до уровня современных требований.

Российскими производственниками разработано несколько вариантов многоуровневой модернизации, рассчитанной на любые запросы. Не исключено использование даже иностранных узлов и агрегатов. Сейчас многие страны осознали привлекательность такого подхода, и у нас есть реальные контракты на модернизацию нескольких сотен танков Т-72 в разных странах. Так что модернизация российской техники – очень перспективное и взаимовыгодное направление военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами.

Автоматы Калашникова по-прежнему вызывают большой интерес во многих армиях мира.

— Одна из основных тенденций международного рынка вооружений и военной техники – высокая динамичность. Заказы должны выполняться здесь и сейчас, а не в перспективе где-то и когда-то.

— Полностью согласен. Экспортер должен быть мобильным. Это нормальное условие любого эффективного бизнеса, тем более – оружейного. Заказчик не хочет ждать. Взять хотя бы сервисное обслуживание, экспорт запасных частей. Чтобы сделать их поставку эффективной и быстрой, нужно упростить порядок экспорта, сократить излишние бюрократические проволочки, оптимизировать логистику, унифицировать российскую и зарубежную законодательную базу по вопросам ВТС. Также необходима система единой каталогизации. То есть во избежание путаницы, каждая деталь, узел, агрегат должны иметь свой единственный индекс, известный и понятный заказчикам, поставщикам, производителям. Наконец, необходимо ввести систему он-лайн заказов и упрощенных способов их оплаты. А для скорейшей доставки запчастей и материалов нужно организовать за рубежом систему региональных консигнационных складов.

Такой подход позволит в течение двух – трех дней обеспечить поставку запчастей, а в течение недели – командирование специалистов-ремонтников. Пока что для нас это выглядит фантастикой, но иного, как говорится, не дано. В перспективе такой подход способен в разы увеличить доходы от сервисного обслуживания ранее поставленной за границу техники, ее ремонта и модернизации.

— Какие новые тенденции отмечаются в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами?

— Еще до недавнего времени главным в нашей работе были оптовые поставки за границу вооружения и военной техники. Но сейчас условия мирового рынка изменились. С одной стороны – ширится предложение ПВН, а значит, растет конкуренция. С другой стороны покупатель становится очень разборчивым, так как имеет возможность выбрать лучшие образцы за меньшую цену. К тому же многие страны не только диверсифицируют свои закупки, но и сами производят оружие, в том числе и на основе зарубежных технологий. Именно поэтому мы корректируем нашу экспортную стратегию и тактику, активнее вступаем в международную кооперацию по производству ВВТ как для собственных нужд, так и в интересах третьих стран. В этом смысле особенно показательно сотрудничество «Рособоронэкспорта» с французской фирмой Thales. На базе Вологодского оптико-механического завода действует российско-французский центр по ремонту и сервисному обслуживанию тепловизионных камер «Катрин», которые используются на танках Т-90С и боевых машинах пехоты БМП-3. Планируется, что вскоре здесь будет открыт центр по производству тепловизоров. Информация для тех, кто не знает: с обычным прицелом танк Т-90С может обнаружить ночью цель на расстоянии в полтора километра, а с тепловизором – до пяти. Это обеспечит уничтожение противника задолго до его вхождения в зону поражения своими огневыми средствами. Такими возможностями не обладает ни один зарубежный танк. В данном случае мы перестали видеть друг в друге покупателя и продавца. Теперь нас уместнее называть компаньонами в совместном производстве оборонительного оружия, в том числе и в интересах третьих стран.

— А что можно сказать о лицензионном производство российской ПВН?

— «Рособоронэкспорт» активно использует эту форму военно-технического сотрудничества. В частности, в Индии работает завод по сборке танков Т-90С. Также во многих странах создаются сервисные центры по ремонту и модернизации ранее поставленной российской военной техники. Более того, совместно с нашими зарубежными партнерами мы проводим совместные научные разработки по созданию и производству современной военной техники. Такой открытости и доверия в сфере международного военно-технического сотрудничества не может себе позволить ни одно государство. Конечно, все перечисленные направления нашей работы не снимают задачи по заключению контрактов на поставку крупных партий вооружения и военной техники нашим заказчикам.

— Что вы ждете от участия «Рособоронэкспорта» в работе форума «Технологии в машиностроении – 2012»?

— Прежде всего – большого количества встреч и активных переговоров с нашими зарубежными партнерами. На предыдущих выставках мы провели много презентаций российской сухопутной техники. Теперь для наших потенциальных заказчиков пришло время познакомиться с ней вживую, увидеть ее в действии.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100