Тяжелые огнеметные системы из Омска
Боевая машина БМ-1 системы ТОС-1А обладает защищенностью по шасси на уровне современных танков

Боевые машины БМ-1 системы ТОС-1А на параде в Москве по случаю Дня Победы.

Омское ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», входящее в состав научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод», разработало и серийно выпускает тяжелую огнеметную систему ТОС-1А. Она представляет собой реактивную систему залпового огня (РСЗО) на танковом шасси с бронированным пакетом направляющих труб пусковой установки.

Игорь ЛОБОВ

В состав системы входят: боевая машина БМ-1, две транспортно-заряжающие машины ТЗМ-Т. Для боекомплекта используются реактивные снаряды (НУРС) калибром 220 мм в термобарическом и зажигательном снаряжении. Боекомплект комплекса включает 72 НУРС, из которых 24 штуки находятся на боевой машине и по 24 штуки в двух ТЗМ-Т.

В качестве базовой машины для ТОС-1А используются шасси танков Т-72А и Т-90.

Система ТОС-1А предназначена для огневой поддержки пехоты и танков, поражения укрытой и открыто расположенной живой силы противника, разрушения оборонительных сооружений, вывода из строя вооружения, военной и легкобронированной техники, транспортных средств, а также для создания очагов пожаров на местности в различных видах наступательного и оборонительного боя. Поражение противнику наносится за счет комплексного воздействия  избыточного давления и высоких температур при подрыве термобарической смеси, доставленной НУРС на площадную цель.

Парный пуск НУРС.

Задуманная как мощное огневое средство боя на переднем крае, боевая машина БМ-1 системы ТОС-1А обладает защищенностью по шасси на уровне современных танков. Это позволяет БМ-1 действовать в боевых порядках первого эшелона совместно с танками и пехотой и обеспечивать массированное огневое поражение противника в ближней тактической зоне, экипажу уверенно действовать в бою, занимать выгодную огневую позицию на переднем крае и с высокой точностью наносить противнику огневое поражение.

Стрельба БМ-1 системы ТОС-1А проводится при любых погодных условиях и в любое время суток без выхода экипажа из машины по видимой цели прямым визированием (прицеливанием) на цель или с закрытых огневых позиций с использованием данных топопривязки огневой позиции и координат цели.

Современная система управления огнем и высокий уровень автоматизации позволяют экипажу ТОС-1А оперативно реагировать на изменение боевой обстановки и сокращают время реакции на внезапно возникающие угрозы. Готовность к открытию огня по видимой цели после выхода на новые огневые позиции составляет не более 100 секунд.

Автоматизацию процессов управления стрельбой обеспечивает современная система управления огнем (СУО), включающая прибор прицеливания – лазерный дальномер, специализированный цифровой вычислительный комплекс с датчиковой аппаратурой, датчик крена и дифферента, силовые приводы наведения и аппаратуру стрельбы.

Наводчик через прицел-дальномер наблюдает за полем боя, обнаруживает указанную командиром машины или самостоятельно цель, производит измерение дальности до нее. Информация о дистанции от лазерного дальномера с точностью до 10 м автоматически поступает в вычислительный комплекс, который автоматически  рассчитывает баллистические углы возвышения и бокового разворота пусковой установки с учетом дальности до цели, угла места цели, температуры воздуха, атмосферного давления, скоростей ветра, крена и дифферента БМ. Параметры атмосферы в вычислитель вводятся вручную. Приводы наведения в автоматизированном режиме устанавливают пусковую установку с пакетом направляющих на рассчитанные углы возвышения бокового разворота.

Боевая машина БМ-1 на огневой позиции.

Аппаратура стрельбы предоставляет возможность устанавливать режимы ведения огня: пуск парный (по два снаряда) или по одному; полный залп или частичный; одиночный пуск НУРС. Порядок схода НУРС с направляющих задается аппаратурой автоматически, темп схода составляет 0,5 с, что позволяет произвести полный залп за 6 секунд. Контроль наличия НУРС в направляющих трубах обеспечивается встроенной аппаратурой контроля.

Для обеспечения высокой точности стрельбы и минимального рассеивания НУРС при залповой стрельбе шасси БМ оборудовано специальными стопорами, автоматически блокирующими поворотную платформу с корпусом шасси на время залпа, а также аутригерами – специальными выносными опорами с электрогидроприводами, не допускающими раскачивание боевой машины.

Максимальная дальность стрельбы БМ-1 ТОС-1А – 6000 м. Одна боевая машина полным залпом из 24 НУРС за 6 секунд способна уничтожить открытую и расположенную в открытых окопах живую силу на площади до 40000 м2 (4 га) или временно вывести живую силу из боевого состояния на площади до 70000 м2 (350х200 м). Для поражения такой площади силами артиллерии требуется дивизион 152/155-мм гаубиц (18 орудий) и не менее 6 минут при стрельбе с максимальным темпом.

Боевая машина БМ-1.

Входящие в состав системы транспортно-заряжающие машины ТЗМ-Т оборудованы крановой установкой грузоподъемностью 1000 кг с электрогидравлическим приводом, ложементами для укладки и транспортирования 24 НУРС, специальным оборудованием для заряжания. Перевозимые боеприпасы после укладки на ложементы закрываются съемной бронезащитой.

Управление крановой установкой осуществляется при помощи выносного пульта управления. Средства механизации заряжания позволяют экипажу ТЗМ-Т выполнять загрузку боевой машины БМ-1 полным боекомплектом, каждый снаряд которого весит 217 кг, за 24 минуты. При необходимости возможно заряжание боевой машины вручную с кузова грузового автомобиля. Время загрузки боекомплекта, возрастет, но в условиях боя возможность дозарядить систему вручную может сыграть решающую роль.

Боевое крещение системы ТОС ранней модификации, получившей в войсках неофициальное название «Буратино», состоялось в Афганистане. Ее высокая эффективность была подтверждена в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. Именно в локальных военных конфликтах и проявляются основные преимущества системы ТОС-1А – малое время подготовки к стрельбе, высокая кучность залпа по площадной цели, возможность наносить точный удар одним-двумя снарядами по точечной цели.

Наибольший эффект использования БМ-1 с НУРС в термобарическом снаряжении достигался для борьбы с противником, укрытым в домах и подвалах населенных пунктов или с подразделениями, занимающими подготовленную в инженерном отношении оборону.

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т.

Тяжелая огнеметная система ТОС-1А по боевой эффективности и решаемым задачам является уникальной и не имеет аналогов в мире. Все существующие отечественные и зарубежные РСЗО были созданы для боевой работы в составе огневого подразделения во втором эшелоне, поэтому они, за редким исключением, как правило, используют автомобильное шасси и не имеют бронирования. Кроме того, система ТОС-1А имеет минимальную дальность стрельбы – 400-600 м, что делает ее незаменимой в ближнем бою.

Способность быстро подготовить исходные данные для стрельбы по видимой цели, произвести полный залп НУРС за 6 секунд и сразу же покинуть огневую позицию позволяют эффективно применять систему ТОС-1А против мобильных вооруженных формирований. Немаловажной в этой ситуации является еще одна особенность боевой машины – после залпа НУРС качающая часть пусковой установки автоматически приводится в походное положение, что дает возможность за 50 секунд провести подготовку к смене огневой позиции или отход в укрытие.

Система поставляется не только в Сухопутные войска Российской Федерации, но и армиям зарубежных государств.

www.kbtm.omsk.ru

Игорь Эдуардович ЛОБОВ – генеральный директор ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения»


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100