ЗРК «Тор-М2/Э2»: новые возможности для усиления системы ПВО Турции
Вооруженные Силы Турции находятся на 11-м месте самых боеспособных армий в мире

ЗРК «Тор-М2».

Оценка боеспособности вооруженных сил любого государства является довольно сложным делом, т.к. учитывает множество факторов и условий. И тем не менее, турецкая армия, если не принимать во внимание ядерное оружие, считается второй среди стран-членов НАТО (после США) по своему боевому потенциалу. А в соответствии с индексом «GLOBAL FIREPOWER 2020», Вооруженные Силы Турции находятся на 11-м месте самых боеспособных армий в мире, обладая одним из самых мощных военных потенциалов на Ближнем и Среднем Востоке.

Аналитический центр по вопросам воздушно-космической обороны

Колоссальный потенциал Сухопутных войск турецкой армии, одни из самых боеспособных ВВС и ВМС Турции, а также реальный боевой опыт по праву дают ей возможность находиться в ТОП-5 европейских армий. Однако есть у Вооруженных Сил Турции одна явная брешь и ее основная уязвимость – слабая ПВО, она не способна эффективно противостоять потенциальному противнику, обладающему современной авиацией. 

И даже командование НАТО считает, что силы и средства турецкой ПВО недостаточно надежно прикрывают воздушное пространство зоны противовоздушной обороны объединенной системы ПВО НАТО, особенно на малых высотах, в которую входит национальная система ПВО Турции. При этом ее основной проблемой являются нехватка современных образцов вооружения и военной техники, большая часть которых была приобретена Анкарой у США, Великобритании и Израиля. 

Национальная система ПВО Турции входит в состав зоны ПВО «Юг» объединенной системы ПВО НАТО. Общее руководство противовоздушной обороной осуществляет командующий ВВС страны через Штаб Командования ВВС и ПВО. Управление силами и средствами ПВО осуществляется с центра воздушных операций, расположенного на авиабазе Эскишехир (Eskisehir Air Base). 

Этот центр функционирует в составе единой автоматизированной системы управления (АСУ) ВВС и ПВО НАТО в Европе «АККС» (ACCS – Air Command and Control System), которая предназначена для контроля воздушного пространства, оповещения командования НАТО о воздушном нападении и управления боевыми силами объединенной системы ПВО альянса.

Контроль воздушного пространства Турции осуществляет сеть из наземных стационарных и мобильных радиолокационных постов управления, наблюдения и оповещения, развернутая в две линии вдоль побережья и восточной границы страны. Радиолокационные посты (численностью до 60-ти) оснащены РЛС турецкого производства Kalkan, лицензионными MPQ64 Sentinel и TRS-22XX, немецкими DR-171/172 (MPDR-90), американскими AN/FPS-117 и HR-3000 HADR, а также РЛС Selex RAT-31DL и RAT-31SL от компании Leonardo (Италия).

В целом обеспечивается одновременное обнаружение до 3 тысяч воздушных целей (включая малоразмерные и низколетящие), по 150 из которых могут быть выданы целеуказания. При этом отмечается недостаточное радиолокационное покрытие воздушного пространства на малых высотах.

Непосредственно огневые подразделения ПВО в настоящее время входят в состав как Сухопутных войск, так и ВВС Турции. По данным The Military Balance 2020 на вооружении Сухопутных войск турецкой армии состоят ЗРК ближнего действия: 70 установок Atilgan с ПЗРК FIM92 Stinger; 78 установок Zipkin с ПЗРК FIM-92 Stinger, 146 ПЗРК FIM-92 Stinger. 

ЗРК ближнего действия Atilgan построен на платформе американского бронетранспортера М113A2 и является наиболее современным средством ПВО, официально принятым на вооружение в турецкой армии (задействован Турцией в Идлибской зоне деэскалации): 

• основное вооружение – 8 ПЗРК, являющимися лицензионными копиями американских FIM-92 Stinger; 

• дополнительно оснащается 12,7-мм пулеметом для самообороны;

• способен действовать как автономно, так и в режиме скоординированной сети командования с другими средствами ПВО.

ЗРК Zipkin и ЗРК Atilgan.

ЗРК Zipkin PMADS (Pedestal-Mounted Air Defence Missile System) является оригинальной разработкой компании Aselsan, созданной на основе требований турецкого Секретариата оборонной промышленности (Сecretariat for Defence Industries, SSM). Комплекс полностью автоматизирован. В его состав входят: 

• пусковое устройство с четырьмя ракетами FIM-92 Stinger; 

• спаренный с ними 12,7-мм пулемет; 

• оптико-электронная система, работающая в ИК и УФ-диапазонах; 

• лазерный дальномер; 

• система опознования «свой – чужой». 

В ЗРК предусмотрено дистанционное управление на расстоянии до 50 м между пусковой установкой и пунктом управления. Дополнительные четыре ЗУР перевозятся на автомобиле в транспортно-пусковом контейнере. Для ВС Турции все элементы комплекса устанавливаются на шасси автомобиля повышенной проходимости Land Rover Defender 130 с колесной формулой 4x4. Расчет ЗРК состоит из двух человек. Комплекс может транспортироваться самолетами С-130 и С-160.

Кроме того, в подразделениях ПВО Сухопутных войск турецкой армии имеются:

• порядка 250 артиллерийских установок Oerlikon GDF-001/ GDF003, прошедших программу модернизации до уровня GDF-005; 

• 20-мм спаренные буксируемые зенитные установки Oerlikon GAI-D01 с отделяемым колесным ходом;

• около 400 спаренных 20-мм зенитных установок Rheinmetall Мк 20 RH-202;

• ПЗРК FIM-92 Stinger.

ЗСУ Korkut.

В дополнение к этому в настоящее время уже завершены войсковые испытания ЗСУ Korkut, спроектированной турецкой компанией Aselsan на базе БМП ACV-30. Первые серийные образцы должны в ближайшее время уже поступить на вооружение ВС Турции. 

В составе зенитного артиллерийского комплекса (ЗАК) включены самоходные машины двух типов: машины управления и командования Korkut KKA (Komuta Kontrol Aracэ) и непосредственно ЗСУ Korkut SSA (Silah Sistemi Aracэ). В состав огневого подразделения ЗАК входят три ЗСУ и одна машина управления.

ЗСУ SSA оснащена двумя автоматическими пушками Oerlikon KDC-02 калибра 35 мм, которые выпускаются в Турции по швейцарской лицензии. Спаренные 35-мм зенитные автоматы имеют суммарный темп стрельбы 1100 выстрелов/мин. В боекомплект входят выстрелы нескольких типов со снарядами различного назначения. В задней части башни на крыше смонтирована РЛС обнаружения и опто-электронная система (тепловизор и дневная ТВ камера) поиска и сопровождения целей (с правой стороны от РЛС). С их помощью ЗСУ самостоятельно уточняет параметры цели и осуществляет наведение для стрельбы. Дальность обнаружения цели боевой машиной достигает 30 км.

Всего к 2024 г. контрактом определено получить для ВС Турции 40 машин Korkut SSA и 13 Korkut KKA.

В составе ВВС Турции насчитывается 4 дивизиона MIM-14 Nike-Hercules, 2 дивизиона ЗРК Rapier и 8 батарей MIM-23 I-Hawk («Усовершенствованный Хок»), которые выполняют задачи по прикрытию западного побережья Турции и основных авиабаз. Все эти средства уже давно морально и технически устарели и по сути являются реликтами «холодной войны».

Довольно долгое время на территории Турции находились батареи ЗРК «Пэтриот», но к концу октября 2015 г. они были выведены в связи с окончанием мандата НАТО. Переговоры с союзниками о возможном приобретении этих систем к результатам не привели.

Не удивительно, что высшее военное и политическое руководство Турции уже более 10 лет проявляет явную заинтересованность в усилении безопасности страны путем совершенствования национальной системы ПВО, которая в случае обострения обстановки в регионе будет способна обеспечить защиту от возможного удара с воздуха. При этом отмечается отсутствие заинтересованности в модернизации системы ПВО за счет закупки зенитных ракетных комплексов и систем за рубежом. Именно в свете этого была разработана и стратегия развития военной промышленности до 2023 г. Ее приоритетом стало развитие национальной оборонной промышленности с целью постепенного снижения технологической зависимости от иностранных производителей и наращивания экспортных возможностей собственного военно-промышленного комплекса.

В рамках этой стратегии начиная с 2008 г. в Турции стартовало 3 программы разработки и создания собственных средств ПВО:

• T-LALADMIS (Turkish Low Altitude Air Defence Missile Systems – «Турецкий маловысотный зенитный ракетный комплекс»);

• T-MALADMIS (Turkish Middle Altitude Air Defence Missile Systems – «Турецкий средневысотный зенитный ракетный комплекс»); 

• T-LORADMIS (Turkish Long-Range Air Defence Missile Systems – «Турецкий зенитный ракетный комплекс большой дальности»).

Завершающий этап испытания ЗРК Hisar-A.

Результатами первых двух программ стали разработка турецкими компаниями Roketsan и Aselsan ЗРК Hisar-A и Hisar-O соответственно. Планировалось, что по третьей программе будет разработан ЗРК Hisar-U, но в связи с затянувшимися сроками разработки комплексов даже малой и средней дальности было принято решение о проведении конкурса на приобретение систем ПВО большой дальности, в котором в конце 2013 г. победил Китай с ЗРС HQ-9 (FD-2000). Однако впоследствии Турция аннулировала результаты этого тендера.

А после попытки государственного переворота в июле 2016 г., в котором ключевую роль сыграл генералитет турецких ВВС (имея за спиной кураторов из США), с повестки дня был снят и вопрос о возможной закупке ЗРК «Пэтриот». Практически безальтернативным стал вариант с закупкой Турцией ЗРС С-400, что и было осуществлено в сентябре 2017 г. с заключением контракта стоимостью $2,5 млрд. на поставку 4-х дивизионов этой системы.

Контракт стал беспрецедентным – Турция, вторая после США по боевому потенциалу страна-член НАТО, не только сделала выбор в пользу российских систем ПВО большой дальности, но и не отказалась от этого решения, несмотря на многочисленные запугивания и угрозы со стороны как Вашингтона, так и Североатлантического альянса.

Возвращаясь к первым двум программам, стоит отметить, что турецкие разработчики достигли определенных успехов. Хотя сроки разработки обоих комплексов явно затянулись. В настоящее время турецкое Министерство обороны и компании-подрядчики сосредоточили свои усилия на создании зенитной системы малой дальности. Они собираются сначала завершить проект Hisar-A и лишь после этого заняться разработкой ЗРК Hisar-O, используя опыт, полученный при создании предыдущей зенитной системы.

В октябре 2019 г. отдел закупок турецкого Министерства обороны подтвердил готовность первой системы ПВО малой дальности местного производства. Параллельно с заявлениями о готовности президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава Секретариата обороннной промышленности Турции  Исмаил Демир заявили, что Анкара разместит заказ на серийное производство.

Ожидается, что поставка комплексов Hisar-A в войска начнется в 2021 г. Выпуском системы совместно займутся компания Aselsan и производитель ракет – компания Roketsan. Контрактом предусмотрена поставка 18 ЗРК Hisar-А и еще 27 – в виде опциона.

Мобильный всепогодный ЗРК малой дальности Hisar-А предназначен для защиты военных баз, портов, объектов и войск от угроз с воздуха. Его целями являются военные самолеты, ударные вертолеты, управляемые ракеты и беспилотные летательные аппараты.

ЗРК Hisar-A может действовать как автономно, так и в составе батареи. Каждая огневая батарея в этом случае будет включать в себя РЛС под управлением разработанной Aselsan системой управления огнем (FCS – Fire Control System) и 3-4 боевые машины. 

Комплекс имеет модульную конструкцию и открытую архитектуру с целью использования будущих технологий. Боевая машина с четырьмя поднимающимися контейнерами вертикального старта ЗУР размещена на новом гусеничном бронированном шасси FNSS ACV-30. Боевая машина оснащена установленной на поднимающейся мачте РЛС обнаружения целей, системой идентификации «свой-чужой», электронно-оптической/ИК системой наблюдения, системой боевого управления и управления огнем. 

К заявленным тактико-техническим характеристикам комплекса относятся: дальность поражения цели – от 2 до 15 км; высота поражения цели – от 30 метров до 5 км.

ЗРК Hisar-O предназначен для противовоздушной обороны стационарных/подвижных сил и критических важных объектов от тактической авиации, вертолетов, БПЛА, крылатых и управляемых ракет.

Комплекс разработан в единой системе ПВО стран НАТО и может действовать в системе связи Link-16, имеет открытую архитектуру для использования будущих технологий. Пусковая установка ЗРК Hisar-O устанавливается на шасси 6Ч6 грузовика повышенной проходимости Mercedes-Benz 2733 и оснащена шестью ракетами и телескопической матчевой антенной.

Ракеты обоих комплексов обладают высокой степенью унификации. Они оснащены двухступенчатым твердотопливным ракетным двигателем (различной мощностью для каждого ЗРК), инфракрасной ГСН (от компании Aselsan), осколочно-фугасной боевой частью и взрывателем (разработка НИИ оборонной промышленности TUBITAK Sage). ЗУР имеют радиокомандную систему наведения на маршевом участке траектории и инфракрасное самонаведение – на конечном участке.

В дополнение комплексу уже разработано и проходит испытания выносное рабочее место для дистанционного управления боевой машиной ЗРК. Основные характеристики обоих ЗРК приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Испытательные пуски с пусковой установки ЗРК Hisar-O.

Первые прототипы системы ПВО Hisar-U с дальностью поражения 100-120 км должны быть готовы в 2019-2020 гг., а их поступление на вооружение планируется в период 2025-2026 гг.

Таким образом, и сейчас, и в обозримом будущем ЗРС С-400 (со своими непревзойденными ТТХ) останется для Турции наиболее мощным и современным средством ПВО. Объективно С-400 – лучший выбор среди дальнобойных систем ПВО с противоракетными функциями. И практически весь спектр средств воздушно-космического нападения являются типовыми целями для этой системы.

В свою очередь, к наиболее важным тенденциям развития средств воздушного нападения (СВН) в последнее время стали заслуженно относить массированное применение непилотируемых средств воздушного нападения, в том числе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), высокоточного оружия (ВТО) и авиационных средств поражения (АСП). И доля средств ВТО при нанесении ударов в последние годы неумолимо возрастает.

Применение БПЛА способно в корне изменить ситуацию на поле боя, что было наглядно продемонстрировано в ходе конфликта в той же Ливии. При этом ряд стран-соседей Турции имеет на вооружении разведывательные и тяжелые ударные БПЛА, способные действовать на высотах, превышающих возможности по поражению новейшего турецкого ЗРК Hisar-A. Ряд из них приведен в Таблице 2.

Таблица 2.

UCAV (Unmanned Combat Aerial Vehicle) – специальные боевые БПЛА;

HALE (High Altitude Long Endurance) – высотные БПЛА большой продолжительности полета;

MALE (Medium Altitude Long Endurance) – средневысотные БПЛА большой продолжительности полета.

Все эти беспилотники, действуя на больших высотах, становятся явно не «по зубам» расчетам ЗРК Hisar-A, а следовательно данные комплексы не смогут обеспечить защиту ЗРС С-400 не только от тактических и стратегических разведывательных БПЛА, но и от тяжелых боевых беспилотников. Ряд из которых (Elbit Hermes 900 и Karrar) предназначены именно для подавления систем ПВО. 

Барражирующие боеприпасы (ББ) совмещают в себе достоинства БПЛА и боевой части УАБ. Они отлично подходят для выполнения задач, требующих оперативных действий в быстроменяющейся боевой обстановке и в первую очередь поражения радиотехнических средств и зенитных ракетных комплексов/систем, воспрепятсвующих решению одной из основных задач – завоевания авиацией превосходства в воздухе. 

Существующие турецкие ЗРК не смогут обеспечить эффективное прикрытие ЗРС С-400 от барражирующих боеприпасов  противника в наиболее опасной зоне малой дальности. Для этого необходимы ЗРК «Тор-М2/Э2». 

С этой целью разработку ББ ведут компании из ряда технологически развитых стран мира. А при их продвижении на внешние рынки компании-разработчики используют различные агрессивные методы, в том числе размещая в сети и/или демонстрируя на международных выставках вооружений видео и презентации с уничтожением противоборствующих средств ПВО. 

Так, пресс-служба компании Israel Aerospace Industries (IAI) разместила в феврале 2019 г. в сети промо-ролик, рассказывающий о новом барражирующем боеприпасе Mini Harpy. В нем на роль мишени для беспилотника выбрана мобильная РЛС, почти идентичная всевысотному обнаружителю 96Л6Е на шасси МЗКТ-7930, используемого в российских зенитных ракетных комплексах С-300 и С-400. 

В случае столкновения с технологически развитым противником, имеющим на вооружении такие АСП, как барражирующие боеприпасы и УАБ, а также ложные цели и ловушки, и при большой плотности налета, ЗРК Hisar-A будет также малоэффективен. Имея на пусковом устройстве боевой машины всего 4 ЗУР, да к тому же относительно небольшую вероятность поражения цели (0,6), расчеты ЗРК израсходуют весь боекомплект уже по первым 2-3 целям, а значит будут практически неспособны обеспечить прикрытие С-400 при массированном ударе. 

Небольшой курсовой параметр ЗРК Hisar-A (5 км) дополнительно накладывает серьезные ограничения как при стрельбе по маневрирующим целям, так и по площади прикрываемого района. 

Характерной чертой современного противовоздушного боя также является частая смена огневых позиций и совершение маршей в новые позиционные районы. Как правило, именно в эти моменты ЗРК (ЗРС) становятся наиболее уязвимыми для ударов СВН. При этом возможностью вести стрельбу в движении не обладает ни один современный турецкий ЗРК. Таких комплексов, за исключением российских ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2», вообще нет в мире. И только они подтвердили на практике возможность стрельбы в движении и поражении целей на скорости до 40 км/ч.

Ярким примером правильной организации противовоздушной обороны объекта является российская авиабаза Хмеймим. Система ПВО базы разумно сбалансирована и обеспечивает наращивание плотности обороны по мере приближения СВН к прикрываемому объекту. Обеспечивается группировкой смешанного состава, в которой действия ЗРС большой дальности С-400 поддерживается взаимно дополняющими друг друга комплексами «Панцирь» и «Тор», работающими на разных частотах, в разных диапазонах, по разным боевым алгоритмам и разными средствами поражения (зенитными управляемыми ракетами).  

Военным специалистам уже давно стало понятно, что ЗРК большой и даже средней дальности не являются оптимальным средством защиты от низколетящих, малоразмерных и малозаметных средств воздушного нападения и особенно элементов системы ВТО. Применение этих средств малоэффективно, затратно и неоправданно их предназначением. А для борьбы с ними наиболее оптимально подходят ЗРК (ЗРС) малой дальности. Именно у этих комплексов наилучшим образом сбалансированы зоны обнаружения и поражения, работное время и стоимость выстрела (поражения цели). 

Именно таким средством является ЗРК «Тор-М2/Э2». Комплекс изначально разрабатывался для борьбы с ВТО. А его характеристики были подтверждены не только на полигонах, но и в реальных боевых действиях. Где, по информации начальника войсковой ПВО ВС РФ генерал-лейтенанта Александра Леонова, этим ЗРК были уничтожены более 45 воздушных целей. Сравнительные данные доступных характеристик ЗРК Hisar-A и ЗРК «Тор-М2» приведены в Таблице 3.

Таблица 3.

Высокая огневая производительность (боекомплект одной БМ составляет 16 ЗУР, которые могут быть выпущены с интервалом в 3 секунды); одновременный обстрел 4 целей; высокая вероятность поражения целей; возможность поставки заказчику в различном исполнении по шасси (на гусеничном, на двухзвенном гусеничном транспортере повышенной проходимости, на корпусном и колесном); наличие модульного варианта (который может монтироваться на любом шасси, перевозиться даже вертолетами соответствующей грузоподъемности и применяться хоть с палубы корабля или железнодорожной платформы) и возможность ведения огня в движении – вот лишь некоторые отличительные особенности ЗРК «Тор-М2/Э2». 

Кроме всего прочего, ЗРК «Тор-М2/Э2» могут не только работать в единой системе и управляться с КП ЗРС С-400, но и сами управлять боевой работой подчиненных средств. 

Последние разработки конструкторов комплекса обеспечили информационно-технического сопряжение боевой машины ЗРК «Тор-М2/Э2» (минуя средства АСУ) с современными комплексами ПВО ближнего действия и автоматизированными средствами управления стрелков-зенитчиков ПЗРК. При этом обеспечивается возможность непосредственного управления каждой боевой машиной двумя «ведомыми» средствами противовоздушной обороны в ходе отражения ударов воздушного противника.

ЗРК «Тор-М2/Э2» могут не только работать в единой системе и управляться с КП ЗРС С-400, но и сами управлять боевой работой подчиненных средств. 

Резюмируя вышесказанное и учитывая продолжающуюся тенденцию ведущих стран мира на применение в зоне ПВО противника преимущественно беспилотных летательных аппаратов, увеличение дальности пуска авиационного бортового управляемого оружия, а также расширение арсеналов ракетных ударных средств и особенно высокоточного оружия, напрашивается очевидный и однозначный вывод. В целях нивелирования современных и перспективных угроз со стороны воздушного противника доля средств противовоздушной обороны малой дальности в составе группировки должна неуклонно возрастать. 

Для противодействия этим современным средствам нападения нужны средства, специально для этого созданные. И тезис о противовоздушной обороне объектов «в общей системе ПВО» жизнеспособен только тогда, когда в этой системе есть такие специальные средства, изначально разработанные и спланированные именно для борьбы с высокоточным оружием противника.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100