С-400 – «визитная карточка» Концерна ВКО «Алмаз – Антей»
Министерству обороны России передан второй в?2020 году полковой комплект зенитной
ракетной системы С-400 «Триумф»

В августе 2020 г. АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» передало российскому военному ведомству второй в текущем году полковой комплект зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 «Триумф». Торжественная церемония прошла на территории полигона Капустин Яр в Астраханской области.

Иван КАРЕВ

В соответствии с требованиями заказчика техника при передаче представителям Министерства обороны России выводилась на полигон, где были выполнены облеты с сопровождением реальных воздушных целей. По результатам начальных стрельб техника отработала без замечаний, приемо-сдаточные испытания прошли успешно. Специалисты Концерна сопровождали действия представителей госзаказчика от начала стрельб вплоть до их завершения.

«В рамках исполнения обязательств по государственному оборонному заказу Концерн ВКО «Алмаз – Антей» досрочно передал Минобороны России очередной полковой комплект С-400 «Триумф», – отметил генеральный директор Концерна Ян Валентинович Новиков. Глава холдинга подчеркнул, что безусловное и своевременное выполнение контрактных обязательств является для Концерна задачей первостепенной важности.

ЗРС С-400 «Триумф» разработки и производства Концерна ВКО «Алмаз – Антей» предназначена для высокоэффективной защиты от ударов авиации, стратегических, крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет среднего радиуса действия в условиях боевого и радиоэлектронного противодействия. Фактически «четырехсотка» стала своеобразной «визитной карточкой» Концерна. Данная система ПВО получила мировую известность и признание, отодвинув на вторые роли американский ЗРК «Пэтриот».

Хотя зенитная ракетная система «Триумф» – это сугубо оборонительное оружие, тем не менее С-400 существенным образом меняет военно-политический баланс после того, как та или иная страна осуществляет их закупку.  Как отмечает директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук, профессор Алексей Подберёзкин, «системы ПВО-ПРО обеспечивают не просто суверенитет, но и возможности для политического маневра. Так, само наличие С-400 в Сирии и Турции ограничивает возможности применения Западом военной силы не только в этих странах, но и во всем регионе Восточного Средиземноморья».

Алексей Подберёзкин абсолютно прав, когда говорит, что в настоящее время возможности воздушно-космического нападения уже не сводятся к потенциалам СНВ и ПРО. Они во многом обеспечиваются возможностями неядерного ВТО, размещенным на всех типах КР и аэробаллистических ракет, оснащенных не ядерными боеприпасами. Это значительно расширяет политические возможности силового применения неядерных вооружений как в отношении России, так и других стран. В настоящее время фактически против РФ размещено более 2500 КР разных типов базирования, прежде всего на подводных лодках и надводных боевых кораблях, чья дальность перекрывает всю территорию страны. Этот потенциал будет увеличен в ближайшие годы за счет дополнительного развертывания КРМБ, ракет средней дальности и тактических боеприпасов в Европе и других регионах. Реальную защиту от него (уже на стадии политической) может обеспечить только эшелонированная система эффективных средств ПВО-ПРО.

Именно поэтому военно-политическое руководство Российской Федерации уделяет приоритетное внимание наращиванию темпов поставок ЗРС С-400 в Вооруженные Силы России. Вопрос находится на постоянном контроле президента РФ Владимира Путина, который не просто хорошо знаком с деятельностью Концерна ВКО «Алмаз – Антей», но и стоял у истоков его создания. Именно Путиным в 2002 г. был подписан указ №412 о создании Концерна. В настоящее время Концерн ВКО «Алмаз – Антей» – одно из крупнейших интегрированных объединений ОПК РФ. В его состав входят более 60 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, промышленных предприятий и сервисных центров. Продукция Концерна поставляется более чем в 50 стран мира. На предприятиях холдинга сегодня трудятся свыше 130 тысяч человек.

Решение о создании «Алмаз – Антея», как это теперь абсолютно очевидно, имело стратегическое значение для интересов национальной безопасности нашей страны. В 2002 г., на момент вхождения в состав Концерна, предприятия имели различную организационно-правовую форму (от ФГУПов до акционерных обществ с незначительным пакетом государственных акций). Целый ряд предприятий, включенных в состав Концерна, находились на разных стадиях процедур банкротства, большинство остальных также находились в незавидном финансовом положении. В 2004 г. общий объем выручки составлял 40 млрд. рублей, из них на долю ГОЗ приходилось лишь 20%. Коэффициент использования производственных мощностей не превышал 20%. Ситуация дополнительно осложнялась тем, что на тот момент не было опыта формирования крупных корпоративных структур оборонного профиля.

Руководству «Алмаз – Антея» многое приходилось делать впервые. Но в конечном итоге была соз­дана эффективная корпоративная система управления, выработана и успешно реализована концепция реструктуризации и развития. В результате энергичных усилий руководства Концерна и дочерних обществ удалось сохранить и преумножить научный, конструкторский и промышленный потенциал предприятий.

При создании С-400 основное внимание уделялось построению радиолокационных средств для решения задач высокоточного наведения и управления, а также обеспечению системы средствами помехозащиты. Здесь первую скрипку играют технические программные средства, автокомпенсаторы и ряд других элементов, которые позволяют работать зенитной ракетной системе С-400 в условиях помех, создаваемых противником с борта специализированных самолетов радиоэлектронной борьбы либо с самолетов тактической или стратегической авиации. И такие средства внедрены в каждый локатор.

С-400 создавалась как система зенитного ракетного прикрытия дальнего действия и средней дальности от средств воздушно-космического нападения различных типов: самолетов, беспилотных летательных аппаратов, стратегических крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых летательных аппаратов в условиях активного боевого и радиоэлектронного противодействия.

За исключением межконтинен­тальных баллистических ракет, практически весь спектр средств воздушно-космического нападения является теми целями, по которым система должна работать с высокой эффективностью. При этом не только по точечным объектам, но и по группам таких объектов на достаточно больших площадях. Поэтому в данной системе реализованы зонные характеристики, то есть максимальные дальние границы зоны поражения по аэродинамическим целям – до 380 км, высоты поражения – 30 км. Решается задача перехвата баллистических ракет на дальности свыше 60 км. Все это выгодно отличает систему от аналогов.

С-400 может применяться в дневное и ночное время, в любых погодно-климатических и физико-географических условиях. Все процессы боевой работы системы полностью автоматизированы: обнаружение, трассовое сопровождение, распределение целей, захват, сопровождение и опознавание, выбор типа ракет и их подготовка к пуску, пуск, захват и наведение ракет на цели, оценка результатов стрельбы. Входящие в состав «четырехсотки» зенитные управляемые ракеты имеют вертикальный старт, оснащены комбинированными системами наведения – инерциальной с радиокоррекцией на маршевом и среднем участках, системой активного радиолокацион­ного самонаведения на конечном участке траектории.

С-400 изначально построена с возможностью реконфигурирования смешанного боекомплекта зенитных управляемых ракет. В отличие от систем предыдущего поколения здесь имеются: зенитные управляемые ракеты дальнего действия, ракеты средней дальности, ракеты малого калибра, относящиеся к категории средней дальности и предназначенные для борьбы с наиболее массовыми, легко уязвимыми целями на рубежах до 150 км.

Используемые в составе зенитной ракетной системы С-400 самоходные пусковые установки (СПУ) обеспечивают транспортировку, подготовку и пуск любых типов ракет, входящих в состав системы. При этом на тяжелой СПУ могут устанавливаться до четырех стандартных транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), в каждом из которых может быть размещено по одной или по четыре ракеты. В свою очередь, на облегченной СПУ может быть размещен блок из 12 малогабаритных ракет в одинарных ТПК.

Время развертывания средств системы из походного состояния и приведения их в боевую готовность составляет пять минут.

Следует также отметить, что принципы построения и разветвленная система связи позволяют интегрировать С-400 в различные уровни управления не только ВКС, но и других видов Вооруженных Сил. В целом, по сравнению с системами ПВО предыдущего поколения, ЗРС С-400 обладает значительно большими тактико-техническими возможностями, обеспечивая более чем двукратный рост эффективности боевого применения.

Важнейший аспект – высокая помехозащищенность С-400, которая обеспечивается реализацией практически всех известных на сегодняшний день и хорошо апробированных методов.

Еще один интересный момент – возможность пространственного подавления. Это автокомпенсация помех, воздействующих на навигационные средства, причем многоканальная.

Здесь реализовано решение задачи адаптивной селекции имитирующих помех дезинформирующего типа. Наиболее эффективно применение этих помех к ракетам и локационным средствам предыдущих поколений. Ценное системное свойство С-400 – возможность поражать непосредственно постановщики активных помех, входящие в ту обширную зону, которую система отслеживает. Это должно заставить противника задуматься, стоит ли ему вообще применять источники помех, потому что они довольно легко поражаются.

Единственным аналогом, который имеет хоть какое-то приближение к системе С-400, является американский ЗРК «Пэтриот», модернизированный по программе РАС-3. Тем не менее по ряду характеристик эти системы отличаются весьма существенно. В частности, по дальней границе зоны поражения С-400 значительно превосходит «Пэтриот» РАС-3, у «четырехсотки» очень короткое время развертывания и свертывания при выполнении и после выполнения боевых задач.

Собственно проигрыш «Пэт­риота» российской «четырехсотке» по всем основным тактико-техническим характеристикам, а также наличие в составе боекомплекта С-400 зенитной управляемой ракеты 40Н6Е (с дальностью поражения аэродинамических целей до 380 км) и обусловил тот выбор, который сделали, в частности, Турция и Индия, принявшие решение о заключении крупных контрактов на закупку в РФ данной ЗРС. И они не отказались от сделки, не смотря на беспрецедентное давление на них со стороны США.


 

НОВОСТИ

На северодвинском Севмаше выведен из эллинга ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» – первый серийный проекта 955А «Борей-А».
На Выборгском судостроительном заводе состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса «Пурга» – головного проекта 23550 «Ермак» разработки ЦМКБ «Алмаз».
В Керчи на судостроительном заводе «Залив» спущен на воду малый ракетный корабль «Циклон» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре заложили четвертый предназначенный для Тихоокеанского флота малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Патрульный корабль «Павел Державин» – третий проекта 22160 разработки Северного ПКБ и первый постройки керченского завода «Залив» приступил к ходовым испытаниям на Черном море.
Балтийский флот пополнился двумя патрульными катерами проекта 03160 «Раптор», построенными на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
На Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили восьмой корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз».
На заводе «Нижегородский Теплоход» спущен на воду очередной рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040, предназначенный для Северного флота.
Спущен на воду очередной большой гидрографический катер-катамаран проекта 23370Г «Александр Фирсов», построенный АО «КАМПО». Капитан-лейтенант Александр Фирсов в годы Великой Отечественной войны возглавлял Севастопольский район гидрографической службы.
На Иркутском авиационном заводе Корпорации «Иркут» успешно завершена технологическая установка новейших отечес­твенных авиадвигателей ПД-14 на опытный самолет МС-21. Навеска силовых установок подтвердила правильность заложенных в двигатели конструкторских решений.

 

 

 

 

 



© 2006 - 2020   ООО "Издательский дом "Национальная оборона"



О журнале

Подшивка

Подписка

Размещение рекламы

Услуги

Поиск

Фотохроника

RSS


 

 

Электронное периодическое издание Оборона.Ру зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 ноября 2005 года.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-22322

Учредитель: ООО "Издательский дом "Национальная оборона"

 

Адрес редакции: 127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 2, к. 2, этаж 5, пом. XXIVд, офис 3, Бизнес-центр «Савеловский Сити», башня Davis

 

16+

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100