«Платформа-Арктика» – многофункциональный танкер Зеленодольского ПКБ
Обновление Военно-морского флота России требует строительства кораблей по проектам, которые отвечают современным требованиям и перспективным тенденциям развития военно-морской техники

Зеленодольское проектно-конструкторское бюро участвует в создании таких кораблей. По проектам бюро в XXI веке были построены и строятся сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, малые артиллерийские корабли проекта 21630, малые ракетные корабли проекта 21631. Но боевые корабли, не могут нормально функционировать без вспомогательных судов. Особенно их значение возрастает в арктических и дальневосточных регионах – регионах со слабо развитой береговой инфраструктурой.

Александр ВАНИН

Руководством Зеленодольское ПКБ в качестве одного из важнейших направлений развития научно-технической деятельности предприятия названо «создание многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса в обеспечение концепции арктических судов для транспортировки жидких и сухих грузов, разрядных грузов и людей с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летательных аппаратов) и выполнения спасательных операций». К разработке темы, названной «Платформа-Арктика», бюро подошло, имея опыт, приобретенный при разработке РКД на строящийся на Балтийском заводе атомный ледокол нового поколения проекта 22220 и пакета документов на средний танкер проекта 23130, главный конструктор В.М. Емельянов. Министерство обороны РФ возложило на Зеленодольское ПКБ функции головного исполнителя этого проекта. И пакет предконтрактных документов был подготовлен. В заключении по нему главного управления Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) говорилось, что «полученные результаты рассмотренной документации по проекту 23130 подтверждают, что представленная документация может являться основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу РС:  КМ Arc4 [1] AUT1 Oil tanker».

Но все-таки главные усилия по этому направлению Зеленодольцы сосредотачивают на создании малого морского танкера (ММТ) ледового класса Arc4 для вспомогательного флота ВМФ – проект 03182.

Это судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Оно может снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Полное водоизмещение танкера – около 3500 т, дейдвейт при наибольшей осадке около 5 м – 1560 т, длина – около 75 м, ширина – около 15,4 м. Дальность плавания ММТ – около 1500 миль, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 24 человек. В случае необходимости судно способно принимать дополнительное количество людей.

Заданные жесткие лимиты по главным размерениям при одновременном максимальном дедвейте и специфические функциональные требования к работе оборудования сформировали достаточно сложный выбор обводов корпуса, который определился в том числе с использованием современных программных продуктов на собственном суперкомпьютере. Бюро в этой области тесно сотрудничает с высококвалифицированными специалистами лаборатории «Пропульсивные комплексы судов» ЗАО ЦНИИМФ. По предконтрактной документаци морского танкера Зеленодольским ПКБ получены предварительные положительные заключения главного управления РМРС и, что особенно ценно, – военных моряков.

Создаваемая специалистами Зеленодольского ПКБ универсальная платформа в рамках проекта 03182, в которой заложены конструктивно-технические решения, основное и вспомогательное оборудование, позволяют решать не только функции наливного судна. При небольших конструктивных изменениях судно может решать следующие задачи:

– патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов;

– поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам;

– техническую поддержку в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов;

– обслуживание транспортных операций в портах;

– снятие с мелей и рифов аварийные суда, откачку воды из затопленных отсеков, буксировку аварийных судов и объектов к месту убежищ, в том числе и во льдах;

– выпонение функций пожарного судна.

Примененные технические решения обеспечивают сопровождение эксплуатации судна во время всего жизненного цикла.

Другими словами, судно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике, снабжением и обеспечением безопасности добывающих платформ.

www.zpkb.com


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100