«Адмирал Григорович» вышел на испытания
Корабли проекта 11356Р/М и первый опыт импортозамещения

На Балтике начались заводские ходовые испытания (ЗХИ) сторожевого корабля дальней морской и океанской зон (фрегата) «Адмирал Григорович» – головного, построенного Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» по проекту 11356Р/М разработки Северного ПКБ. Он был заложен 18 декабря 2010 года. Предполагалась его передача ВМФ РФ в конце 2014 года. Однако эти планы не удалось осуществить. Почему?

Александр ФЕДОРОВ

Корабли проекта 11356Р/М – прямое продолжение фрегатов проекта 11356, которые строились двумя подсериями для ВМС Индии на Балтийском заводе и ПСЗ «Янтарь» (всего шесть единиц). В свою очередь, прототипами для них послужили сторожевые корабли проектов 1135 «Буревестник» и 1135М «Буревестник-М», а также пограничные сторожевые корабли проекта 11351 «Нерей». Всего 39 сторожевиков этих проектов были переданы советскому флоту и морским частям КГБ. Некоторые из них и сейчас несут службу.

Силуэт СКР проекта 11356Р/М.

Конечно, фрегаты проекта 11356Р/М радикально отличаются от своих предшественников и составом оборудования и вооружения, и архитектурой, в которую внедрены элементы технологий малой заметности. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Последний морской министр Российской империи Иван Константинович Григорович (1853-1930).

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М впервые в практике отечественного кораблестроения несут 36 ракет 9М317М ЗРК «Ураган-Торнадо» (в экспортном исполнении – «Штиль-1») в носовых вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М. Это позволяет уменьшить время реакции на возникающие воздушные угрозы и повышает огневую производительность. Скорострельность увеличивается в шесть раз по сравнению с ЗРК «Ураган» («Штиль») старого образца (каждые 2 секунды вместо 12). Кроме того, обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). Этим ЗРК одновременно можно обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

Не менее впечатляющим является ударное вооружение. В носовой пусковой установке 3С-14 размещаются восемь ракет многоцелевого комплекса Калибр-НК, предназначенных для уничтожения надводных или наземных стационарных и ограниченно подвижных объектов. Вместо них или их части в тех же вертикальных пусковых установках могут находиться сверхзвуковые высокоманевренные ПКР «Оникс» или противолодочные баллистические ракеты 91Р.

Артиллерийское вооружение представлено новейшей 100-мм универсальной автоматической пушкой А-190 с дальностью поражения морских, воздушных и береговых целей до 20 км. Два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М предназначены для обороны от крылатых ракет противника на ближнем рубеже и уничтожения других малоразмерных морских и воздушных целей.

Помимо ракет  91Р комплекса «Калибр-НК» противолодочное оружие представлено двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956, РБУ-6000 и вертолетом Ка-27ПЛ, для которого в корме имеется взлетно-посадочная площадка и ангар. Электронное оснащение фрегатов проекта 11356Р/М тоже  отвечает современным требованиям. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ.

Другими словами, СКР проекта  11356Р/М отвечают требованиям сегодняшнего дня, предъявляемым к кораблям класса «фрегат». И все-таки их появление было вызвано не совсем обычными обстоятельствами. Дело в том, что к моменту принятия решения об их строительстве на Северной верфи шла сборка еще более совершенного фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – головного проекта 22350 разработки того же Северного ПКБ.  Но было очевидно, что продвинутый фрегат, насыщенный множеством систем, которые требовали еще доводки и отработки, не скоро вступит в боевой состав флота. А ВМФ требовались новые корабли этого класса со сроками поставки «вчера».

«Адмирал Григорович» у пирса перед выходом в море.

Поэтому для нужд Черноморского флота приняли решение построить серию из шести фрегатов русифицированного проекта 11356, хорошо освоенных промышленностью. На них требовалось заменить лишь часть агрегатов и электронных систем, поставлявшихся на индийские корабли западными и индийскими фирмами. Все эти элементы не относились к ключевым. Но именно на них, как на арбузной корке, поскользнулись судостроители. Субподрядчики, или как их у нас называют «контрагенты»,  обещали поставить импортозамещающие узлы и приборы в срок и с должным качеством, но, как у нас водится, не сдержали слова. Поэтому сроки сдачи «Адмирала Григоровича» перенесли с 2014 г. на текущий год.

Вот почему фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» вышел на заводские ходовые испытания раньше, чем «Адмирал Григорович», –   18 ноября 2014 года. Но еще не факт, что он «обгонит» на финише головной СКР проекта 11356Р/М, поскольку в гораздо более значительной степени насыщен новыми системами, которые требуют многосторонних и продолжительных испытаний.

Наконец 24 апреля головной корабль проекта 11356Р/М, названный в честь последнего морского министра Российской империи Ивана Константиновича Григоровича (1853 – 1930), который внес огромный вклад в восстановление отечественного ВМФ после Русско-японской войны и подготовки его к Первой мировой войне, вышел в море. Именами выдающихся российских флотоводцев названы и другие корабли черноморской серии.

Фрегат «Адмирал Эссен» у достроечной набережной ПСЗ «Янтарь».

В августе этого года «Адмирал Григорович» после семидесяти суток ЗХИ должен быть передан ВМФ. К концу года, очевидно, будет готов и «Адмирал Эссен» – второй корабль серии. Третий – «Адмирал Макаров» – готовится к спуску на воду. Казалось бы, все наладилось. Однако «адмиральской» серии судьба преподнесла еще одно испытание.

После объявления киевскими властями эмбарго на передачу России продукции военного и двойного назначения николаевское предприятие «Зоря» – «Машпроект» прекратило поставку ПСЗ «Янтарь» газотурбинных установок М7Н1, которыми оснащаются сторожевые корабли проекта 11356Р/М, хотя деньги за них были уплачены. Таким образом, ГТУ имеются только на первых трех кораблях «адмиральской» серии. Два фрегата  – «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» – остались без силовых установок. А последний в серии «Адмирал Корнилов» даже не заложен до выяснения вопроса о ГТУ.

К слову говоря, в таком же положении оказались и фрегаты проекта 22350. Газотурбинные двигатели М90ФР имеются только для двух корпусов – головного «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и первого серийного «Адмирал флота Касатонов». Для строящихся «Адмирала Головко» и «Адмирала Исакова» по той же причине, что и с кораблями проекта 11356Р/М, двигатели отсутствуют.

НПО «Сатурн» обещает через два года обеспечить отечественную судостроительную промышленность газотурбинными установками. Но вряд ли за этот срок удастся отладить поставку силовых агрегатов, готовых к установке на серийные корабли.

СКР «Адмирал Макаров» скоро будет спущен на воду.

Проблема с ГТУ появилась в прошлом году, но обозначилась она давно. Весьма витиеватый политический курс разных украинских властей заставлял задумываться и требовать скорейшей замены зарубежного поставщика на отечественного. Но это случилось лишь тогда, когда ситуация стала критической.

Между тем, уже более двадцати лет действует предприятие «Турборус», которое сейчас входит в состав НПО «Сатурн». Оно не только обеспечивает шеф-монтажные работы по установке газотурбинных агрегатов на корабли и их сервисное обслуживание, но и занимается созданием перспективных ГТУ. Однако серийное производство так и не было налажено, поскольку правительство Российской Федерации, командование ВМФ РФ и руководство судостроительной отрасли более двух десятилетий с фанатичным упорством уповали на украинских партнеров. Вот и доуповались.

Еще два фрегата на стапелях ПСЗ «Янтарь», но для них нет двигателей.

В этой связи более прагматичную позицию занял Китай. Сначала для строящихся там для ВМС НОАК боевых кораблей ГТУ поставлялись предприятием «Зоря» – «Машпроект». Но потом в КНР был налажен серийный выпуск газотурбинных агрегатов. Не беремся судить лицензионное это производство или нет. Во всяком случае на двигателях – китайская торговая марка.

Очевидно не стоит ждать два года, а нужно закупить в КНР ГТУ для трех последних фрегатов проекта 11356Р/М. И тогда «адмиральская» серия быстрее начнет пенить море.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100