Взаимная любовь с «Алмазом»
Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко

Георгий Полтавченко вручает награду Александру Шляхтенко.

Когда 25 декабря губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вручал в Смольном генеральному директору – генеральному конструктору ЦМКБ «Алмаз» Александру Шляхтенко орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в Финский залив вышло на заводские ходовые испытания уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин», построенное «Адмиралтейскими верфями» по документации, разработанной алмазовцами. Это, конечно, совпадение, но весьма символичное и закономерное. ЦМКБ «Алмаз» – ведущий создатель проектов боевых надводных кораблей и катеров, а также вспомогательных судов в Российской Федерации.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

Вот далеко не полный перечень реализуемых сейчас проектов бюро: на Амурском судостроительном заводе для Тихоокеанского флота строятся корветы «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380 (четыре корабля этого типа уже входят в состав Балтийского флота); на Северной верфи ведется сборка корветов «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385 с усиленным ракетным вооружением; Средне-Невский завод осуществляет достройку базового тральщика «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», еще несколько БТЩ этого типа заказаны ВМФ; на том же Средне-Невском заводе для ВМС Казахстана строятся два рейдовых тральщика улучшенного проекта 10750Э; на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду головной пограничный сторожевой корабль ледового класса нового поколения «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»; на Балтике проходит испытания океанографическое судно «Янтарь» проекта 22010, построенное Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь»; на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» ведется сборка двух опытовых гидрографических судов проекта 11982 (головное судно этого типа несет службу на Черном море); Судостроительная фирма «Алмаз» и Морской завод «Алмаз» продолжают строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» и пограничных сторожевых катеров на интерцепторах проекта 12200 «Соболь»; рыбинский Судостроительный завод «Вымпел» ведет крупносерийное строительство быстроходных катеров проекта 12150 «Мангуст» для нужд Береговой охраны, ВМФ, МЧС, МВД и Федеральной таможенной службы; в Центре судоремонта «Звездочка» строятся транспортные суда специального назначения «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и «Академик Александров» проекта 20183; во Вьетнаме с российским участием ведется серийное строительство ракетных катеров 12418 «Молния»; в ноябре этого года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. И весь огромный объем конструкторской работы выполняется относительно небольшим коллективом, насчитывающим около 230 человек.

Сейчас специалисты «Алмаза» работают над обликом перспективного модульного корвета проекта 20386, проектами будущих минно-тральных кораблей, судов специального назначения и скоростных катеров. И, несомненно, в каждом проекте есть значительный вклад генерального директора – генерального конструктора бюро.

Александр Шляхтенко – ровесник «Алмаза». Пришел он в бюро в 1972 г. – сразу после окончания с отличием знаменитой ленинградской «корабелки». Молодого инициативного инженера привлекли к работе по созданию ракетных катеров второго поколения типа «Молния» (проект 1241). Потом он занимался «летающими кораблями» – на воздушной подушке, в том числе ставшими впоследствии знаменитыми «джейранами» и «сивучами». В 1980 г. его подключили к тематике телеуправляемых безэкипажных катеров. И здесь были достигнуты заметные успехи. К сожалению, в постсоветское время это направление не получило своего развития. И только недавно к нему возродился интерес. И прежние заделы, безусловно, еще найдут применение.

Спасательное судно «Игорь Белоусов» выходит на испытания.

С 1987 по 1990 гг. Александр Васильевич работал в Индии государственным консультантом – руководителем группы советских специалистов. Он осуществлял техническое руководство строительством на верфях в Бомбее и Гоа алмазовских ракетных катеров 1241РЭ для индийских ВМС. Там был приобретен бесценный опыт организаторской работы и развития партнерских отношений с зарубежными заказчиками.

Вернулся Шляхтенко на Родину в непростые времена, когда чуть ли не официально заявлялось, что военный флот России вроде как и не нужен, а значит и не нужны новые корабли. В 1991 г. Александра Васильевича назначали главным инженером ЦМКБ «Алмаз», а еще через год – руководителем этого предприятия. Твердой рукой он провел свой корабль через мели и стремнины трудных 90-х годов. И труд его был оценен. В 1999 г. Александра Васильевича наградили орденом Почета, а в 2006 г. – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он лауреат ряда государственных и отраслевых премий.

Доктор технических наук и профессор Шляхтенко много внимания уделяет подготовке и воспитанию молодых кадров кораблестроительной отрасли, внедрению новых технологий в проектирование. По его инициативе в 2010 г. в бюро создана базовая кафедра Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета, выпускники которой успешно трудятся на предприятии. В ЦМКБ «Алмаз» создан программно-ориентированный комплекс для испытаний, диагностирования и экспертизы моделей судов различного назначения в целях повышения эффективности проектирования и строительства кораблей.

Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко. Вся его биография связана с бюро. И когда ему вручали еще один орден в Смольном, то это была награда и всему коллективу «Алмаза».


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100