Взаимная любовь с «Алмазом»
Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко

Георгий Полтавченко вручает награду Александру Шляхтенко.

Когда 25 декабря губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вручал в Смольном генеральному директору – генеральному конструктору ЦМКБ «Алмаз» Александру Шляхтенко орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в Финский залив вышло на заводские ходовые испытания уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин», построенное «Адмиралтейскими верфями» по документации, разработанной алмазовцами. Это, конечно, совпадение, но весьма символичное и закономерное. ЦМКБ «Алмаз» – ведущий создатель проектов боевых надводных кораблей и катеров, а также вспомогательных судов в Российской Федерации.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

Вот далеко не полный перечень реализуемых сейчас проектов бюро: на Амурском судостроительном заводе для Тихоокеанского флота строятся корветы «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380 (четыре корабля этого типа уже входят в состав Балтийского флота); на Северной верфи ведется сборка корветов «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385 с усиленным ракетным вооружением; Средне-Невский завод осуществляет достройку базового тральщика «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», еще несколько БТЩ этого типа заказаны ВМФ; на том же Средне-Невском заводе для ВМС Казахстана строятся два рейдовых тральщика улучшенного проекта 10750Э; на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду головной пограничный сторожевой корабль ледового класса нового поколения «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»; на Балтике проходит испытания океанографическое судно «Янтарь» проекта 22010, построенное Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь»; на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» ведется сборка двух опытовых гидрографических судов проекта 11982 (головное судно этого типа несет службу на Черном море); Судостроительная фирма «Алмаз» и Морской завод «Алмаз» продолжают строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» и пограничных сторожевых катеров на интерцепторах проекта 12200 «Соболь»; рыбинский Судостроительный завод «Вымпел» ведет крупносерийное строительство быстроходных катеров проекта 12150 «Мангуст» для нужд Береговой охраны, ВМФ, МЧС, МВД и Федеральной таможенной службы; в Центре судоремонта «Звездочка» строятся транспортные суда специального назначения «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и «Академик Александров» проекта 20183; во Вьетнаме с российским участием ведется серийное строительство ракетных катеров 12418 «Молния»; в ноябре этого года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. И весь огромный объем конструкторской работы выполняется относительно небольшим коллективом, насчитывающим около 230 человек.

Сейчас специалисты «Алмаза» работают над обликом перспективного модульного корвета проекта 20386, проектами будущих минно-тральных кораблей, судов специального назначения и скоростных катеров. И, несомненно, в каждом проекте есть значительный вклад генерального директора – генерального конструктора бюро.

Александр Шляхтенко – ровесник «Алмаза». Пришел он в бюро в 1972 г. – сразу после окончания с отличием знаменитой ленинградской «корабелки». Молодого инициативного инженера привлекли к работе по созданию ракетных катеров второго поколения типа «Молния» (проект 1241). Потом он занимался «летающими кораблями» – на воздушной подушке, в том числе ставшими впоследствии знаменитыми «джейранами» и «сивучами». В 1980 г. его подключили к тематике телеуправляемых безэкипажных катеров. И здесь были достигнуты заметные успехи. К сожалению, в постсоветское время это направление не получило своего развития. И только недавно к нему возродился интерес. И прежние заделы, безусловно, еще найдут применение.

Спасательное судно «Игорь Белоусов» выходит на испытания.

С 1987 по 1990 гг. Александр Васильевич работал в Индии государственным консультантом – руководителем группы советских специалистов. Он осуществлял техническое руководство строительством на верфях в Бомбее и Гоа алмазовских ракетных катеров 1241РЭ для индийских ВМС. Там был приобретен бесценный опыт организаторской работы и развития партнерских отношений с зарубежными заказчиками.

Вернулся Шляхтенко на Родину в непростые времена, когда чуть ли не официально заявлялось, что военный флот России вроде как и не нужен, а значит и не нужны новые корабли. В 1991 г. Александра Васильевича назначали главным инженером ЦМКБ «Алмаз», а еще через год – руководителем этого предприятия. Твердой рукой он провел свой корабль через мели и стремнины трудных 90-х годов. И труд его был оценен. В 1999 г. Александра Васильевича наградили орденом Почета, а в 2006 г. – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он лауреат ряда государственных и отраслевых премий.

Доктор технических наук и профессор Шляхтенко много внимания уделяет подготовке и воспитанию молодых кадров кораблестроительной отрасли, внедрению новых технологий в проектирование. По его инициативе в 2010 г. в бюро создана базовая кафедра Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета, выпускники которой успешно трудятся на предприятии. В ЦМКБ «Алмаз» создан программно-ориентированный комплекс для испытаний, диагностирования и экспертизы моделей судов различного назначения в целях повышения эффективности проектирования и строительства кораблей.

Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко. Вся его биография связана с бюро. И когда ему вручали еще один орден в Смольном, то это была награда и всему коллективу «Алмаза».


 

НОВОСТИ

Истребительный авиаполк из состава 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа (ЗВО), дислоцированный в Курской области, получил на вооружение первую партию многоцелевых истребителей Су-30СМ.
Командующий 2-й общевойсковой армией Центрального военного округа генерал-майор Рустам Мурадов провел на Тоцком полигоне сборы с руководящим составом соединений и воинских частей, а также отдельных подразделений, дислоцированных в Поволжье.
Дальняя авиация расширяет спектр и масштаб выполняемых задач, заявил в интервью газете «Красная звезда» командующий дальней авиацией Герой Российской Федерации генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.
Артиллеристы общевойсковой армии Западного военного округа получили на вооружение противотанковые ракетные комплексы «Штурм-С».
На Лужском полигоне в Ленинградской области артиллерийские подразделения Западного военного округа (ЗВО) и специалисты Михайловской военной артиллерийской академии в ходе исследовательского учения отработали применение разведывательно-ударного и разведывательно-огневого контуров.
Новейшая бесшумная снайперская винтовка калибра 12,7 мм будет продемонстрирована на выставке «Армия-2018».
В соединении спецназа Южного военного округа (ЮВО) военные водители завершили обкатку новейших бронеавтомобилей КамАЗ-53949 «Тайфуненок» и приступили к их эксплуатации в ходе тактико-специальных занятий.
Россия решила вопросы импортозамещения в области авиационного и военно-морского двигателестроения, заявил вице-премьер Юрий Борисов на лекции для слушателей Академии Генерального штаба ВС РФ.
Военнослужащие инженерного батальона штурма и разграждения инженерно-саперной бригады, дислоцируемой во Владимирской области, впервые прошли курс подготовки по действиям в горной местности в летних условиях. Сборы проходили на базе ФГКУ «Центр горной подготовки и выживания «Терскол» Минобороны России.
Работы по созданию еще трех новых производственно-технологических центров (ПТЦ) по выпуску компонентов турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для большинства вертолетов «Ми» и «Ка», начаты на уфимском ПАО «ОДК-УМПО». Первый центр – ПТЦ №185 – ранее уже начал свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100