Взаимная любовь с «Алмазом»
Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко

Георгий Полтавченко вручает награду Александру Шляхтенко.

Когда 25 декабря губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко вручал в Смольном генеральному директору – генеральному конструктору ЦМКБ «Алмаз» Александру Шляхтенко орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в Финский залив вышло на заводские ходовые испытания уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300 «Дельфин», построенное «Адмиралтейскими верфями» по документации, разработанной алмазовцами. Это, конечно, совпадение, но весьма символичное и закономерное. ЦМКБ «Алмаз» – ведущий создатель проектов боевых надводных кораблей и катеров, а также вспомогательных судов в Российской Федерации.

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

Вот далеко не полный перечень реализуемых сейчас проектов бюро: на Амурском судостроительном заводе для Тихоокеанского флота строятся корветы «Совершенный» и «Громкий» проекта 20380 (четыре корабля этого типа уже входят в состав Балтийского флота); на Северной верфи ведется сборка корветов «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385 с усиленным ракетным вооружением; Средне-Невский завод осуществляет достройку базового тральщика «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», еще несколько БТЩ этого типа заказаны ВМФ; на том же Средне-Невском заводе для ВМС Казахстана строятся два рейдовых тральщика улучшенного проекта 10750Э; на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду головной пограничный сторожевой корабль ледового класса нового поколения «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан»; на Балтике проходит испытания океанографическое судно «Янтарь» проекта 22010, построенное Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь»; на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» ведется сборка двух опытовых гидрографических судов проекта 11982 (головное судно этого типа несет службу на Черном море); Судостроительная фирма «Алмаз» и Морской завод «Алмаз» продолжают строительство пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 «Светляк» и пограничных сторожевых катеров на интерцепторах проекта 12200 «Соболь»; рыбинский Судостроительный завод «Вымпел» ведет крупносерийное строительство быстроходных катеров проекта 12150 «Мангуст» для нужд Береговой охраны, ВМФ, МЧС, МВД и Федеральной таможенной службы; в Центре судоремонта «Звездочка» строятся транспортные суда специального назначения «Академик Ковалев» проекта 20180ТВ и «Академик Александров» проекта 20183; во Вьетнаме с российским участием ведется серийное строительство ракетных катеров 12418 «Молния»; в ноябре этого года на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького спущен на воду транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570. И весь огромный объем конструкторской работы выполняется относительно небольшим коллективом, насчитывающим около 230 человек.

Сейчас специалисты «Алмаза» работают над обликом перспективного модульного корвета проекта 20386, проектами будущих минно-тральных кораблей, судов специального назначения и скоростных катеров. И, несомненно, в каждом проекте есть значительный вклад генерального директора – генерального конструктора бюро.

Александр Шляхтенко – ровесник «Алмаза». Пришел он в бюро в 1972 г. – сразу после окончания с отличием знаменитой ленинградской «корабелки». Молодого инициативного инженера привлекли к работе по созданию ракетных катеров второго поколения типа «Молния» (проект 1241). Потом он занимался «летающими кораблями» – на воздушной подушке, в том числе ставшими впоследствии знаменитыми «джейранами» и «сивучами». В 1980 г. его подключили к тематике телеуправляемых безэкипажных катеров. И здесь были достигнуты заметные успехи. К сожалению, в постсоветское время это направление не получило своего развития. И только недавно к нему возродился интерес. И прежние заделы, безусловно, еще найдут применение.

Спасательное судно «Игорь Белоусов» выходит на испытания.

С 1987 по 1990 гг. Александр Васильевич работал в Индии государственным консультантом – руководителем группы советских специалистов. Он осуществлял техническое руководство строительством на верфях в Бомбее и Гоа алмазовских ракетных катеров 1241РЭ для индийских ВМС. Там был приобретен бесценный опыт организаторской работы и развития партнерских отношений с зарубежными заказчиками.

Вернулся Шляхтенко на Родину в непростые времена, когда чуть ли не официально заявлялось, что военный флот России вроде как и не нужен, а значит и не нужны новые корабли. В 1991 г. Александра Васильевича назначали главным инженером ЦМКБ «Алмаз», а еще через год – руководителем этого предприятия. Твердой рукой он провел свой корабль через мели и стремнины трудных 90-х годов. И труд его был оценен. В 1999 г. Александра Васильевича наградили орденом Почета, а в 2006 г. – орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он лауреат ряда государственных и отраслевых премий.

Доктор технических наук и профессор Шляхтенко много внимания уделяет подготовке и воспитанию молодых кадров кораблестроительной отрасли, внедрению новых технологий в проектирование. По его инициативе в 2010 г. в бюро создана базовая кафедра Санкт-Петербургского Государственного морского технического университета, выпускники которой успешно трудятся на предприятии. В ЦМКБ «Алмаз» создан программно-ориентированный комплекс для испытаний, диагностирования и экспертизы моделей судов различного назначения в целях повышения эффективности проектирования и строительства кораблей.

Корабли «Алмаза» – вот главная и неизменная любовь и, если угодно, страсть Александра Васильевича Шляхтенко. Вся его биография связана с бюро. И когда ему вручали еще один орден в Смольном, то это была награда и всему коллективу «Алмаза».


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100