Многофункциональный танкер Зеленодольского ПКБ
Cудно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике

Малый морской танкер проекта 23310.

Обновление Военно-морского флота России требует строительства кораблей по проектам, которые отвечают современным требованиям и перспективным тенденциям развития военно-морской техники.

Александр ФЕДОРОВ

Зеленодольское ПКБ участвует в создании таких кораблей. По проектам бюро в XXI веке были построены сторожевые корабли проектов 11540 и 11661, малые артиллерийские корабли проекта 21630, серийно строятся малые ракетные корабли проекта 21631. Но боевые корабли, береговые части и службы флота не могут нормально функционировать без вспомогательных судов. Особенно их значение возрастает в арктических, субарктических и дальневосточных регионах со слабо развитой инфраструктурой. Зеленодольское ПКБ занимается и их созданием.

Руководством Зеленодольского ПКБ в качестве одной из важнейших тем развития научно-технической деятельности предприятия названо «создание многоцелевой платформы судна усиленного ледового класса в обеспечение концепции арктических судов малого водоизмещения для транспортировки жидких грузов, сухих грузов, разрядных грузов и людей, с возможностью приема вертолетной техники (в том числе беспилотных летающих аппаратов) и выполнения спасательных операций». К данной теме, получившей название «Платформа – Арктика», бюро подошло, имея серьезный задел, полученный при разработке пакета документации на средний танкер проекта 23130. Министерство обороны РФ возложило на Зеленодольское ПКБ функции головного исполнителя этого проекта. И проект был подготовлен. В заключении по нему главного управления Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) говорилось, что «получены результаты рассмотрений документации по проекту 23130, подтверждающие, что представленная документация может являться основой для дальнейшей разработки проекта применительно к классу РМРС».

В тендере на строительство головного танкера участвовали «Адмиралтейские верфи», имеющие огромный опыт сборки судов такого класса. Но конкурс выиграло ООО «Невский ССЗ» (НССЗ), которое никогда не занималось такого рода деятельностью, предложившее сдать судно заказчику за меньшую стоимость. После подписания контракта НССЗ заключил договор на разработку конструкторской документации по проекту 23130 с ЗАО «Спецсудопроект». Но поскольку это предприятие не располагает возможностями для создания судов такого класса, оно приобрело проект ST33 одесского Морского инженерного бюро. Так, по украинскому проекту, который предполагает широкое использование комплектующих зарубежного производства, 26 апреля этого года на НССЗ началось строительство танкера «Академик Пашин» – головного проекта 23130. Хотя, честно говоря, выглядит странно, что Украина определяет облик судов российского вспомогательного флота. Но почему не помочь коллегам?

Этот странный случай не охладил интереса Зеленодольского ПКБ к арктической тематике. Совсем наоборот. Сейчас, например, бюро по субподряду с ЦКБ «Айсберг» ведет разработку документации на строящийся на Балтийском заводе атомный ледокол нового поколения проекта 22220. Но все-таки главные усилия по этому направлению зеленодольцы сосредотачивают на создании проекта 23310 – малого морского танкера (ММТ) ледового класса для вспомогательного флота ВМФ.

ММТ проекта 23310 (вид с кормы).

Это судно предназначено для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Оно может снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Полное водоизмещение танкера – около 3000 т, дедвейт при наибольшей осадке 5 м – 1560 т, длина – около 70 м, ширина – 13,6 м. Дальность плавания ММТ – около 1500 миль, автономность – 30 суток. Экипаж состоит из 24 человек. Еще 8 человек – группа бойцов антитеррора. В случае необходимости судно способно дополнительно принимать 20 человек.

Заданные жесткие лимиты по главным размерениям при одновременном максимальном дедвейте и специфические функциональные требования к работе оборудования сформировали достаточно противоречивый выбор обводов корпуса, который определился в том числе с использованием современных программных продуктов на собственном суперкомпьютере. Бюро в этой области тесно сотрудничало с высококвалифицированными специалистами лаборатории «Пропульсивные комплексы судов» ЦНИИМФ. По предконтрактной документаци ММТ Зеленодольским ПКБ получены предварительные положительные заключения главного управления РМРС и, что особенно ценно, военных моряков.

Созданная специалистами Зеленодольского ПКБ универсальная платформа по конструктивно-техническим решениям, а главное – по применяемому основному и вспомогательному оборудованию, рассчитанному на сопровождение всего жизненного цикла ММТ заводом-строителем, при замене или изменении отдельных констуктивных модулей, позволяет решать не только функции наливного судна. Проект 23310 также может осуществлять патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов. Оно способно осуществлять поиск и оказывать помощь терпящим бедствие судам, техническую поддержку в районах опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживать транспортные операции в портах. Судно может снимать с мелей и рифов аварийные суда, откачивать воду из затопленных отсеков, буксировать, в том числе и во льдах, аварийные суда и объекты к месту убежищ. ММТ готов играть роль и пожарного судна.

Другими словами, судно может быть востребовано не только ВМФ, но и Береговой охраной ФСБ РФ, а также предприятиями, занимающимися добычей природных ресурсов в Арктике, снабжением и обеспечением безопасности добывающих платформ.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100