Плодотворное сотрудничество
ПСЗ «Янтарь» построил серию фрегатов для ВМС Индии

Фрегат Teg – головной постройки ПСЗ «Янтарь».

Образованный в 1945 г. Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» сегодня – одно из крупных предприятий кораблестроения в Северо-Западном регионе России. После распада СССР калининградская верфь вместе со многими индустриальными предприятиями пережила нелегкие годы. Участие завода в различных коммерческих заказах, к сожалению, не привело к ожидаемой стабильности в силу высокой стоимости основных фондов и своего технологического предназначения строить и ремонтировать военные корабли.

Несмотря на то что к началу 2005 г. завод располагал четырьмя оборонными заказами, он не мог работать в полную силу из-за скудного их финансирования. В результате предприятие оказалось на грани банкротства. Вмешательство президента РФ, который в июле 2005 г. поручил правительству и ряду ведомств урегулировать сложившуюся ситуацию с целью недопущения потери «Янтаря» для российского судостроения, выправило положение. Правительство предложило предоставить предприятию пятилетний срок для решения финансово-экономических проблем, и с этим условием арбитражный суд Калининграда вынес постановление о заключении мирового соглашения с кредиторами.

К концу 2005 г. «Янтарь» имел экспортный потенциал и представлял его на выставках в Париже, Ганновере, Сингапуре, Малайзии. Его предложения вызвали интерес со стороны потенциальных заказчиков. Совместно с «Рособоронэкспортом» завод принимал участие в тендерах на строительство боевых кораблей для ряда зарубежных партнеров. Попытки реализации экспортных программ военного кораблестроения, как известно, не приносят мгновенных результатов. На протяжении нескольких лет завод участвовал в совместной постройке специальных кораблей и гражданских судов с судостроительными фирмами Германии, Голландии и Норвегии. Это позволило сохранить технические и технологические возможности завода, а также квалифицированный персонал, способный обеспечить строительство кораблей должного качества.

Пуск ракеты BRAHMOS фрегатом Tarkash.

В конце концов настойчивость руководства ПСЗ «Янтарь» и поддержка российского правительства привели к положительным результатам. Завод получил заказ на строительство кораблей для ВМС Индии. Наличие на достройке кораблей для ВМФ России, уменьшение численности персонала, серьезные изменения в комплектующем оборудовании, предложенные индийскими специалистами, вызывали сомнения в определенных кругах российской судостроительной промышленности. Много спорили о том, достаточно ли у «Янтаря» организационных и технологических возможностей для выполнения индийского заказа. Тем не менее решение было принято в пользу калининградского завода, и в июне 2006 г. контракт был подписан.

Важность этого заказа для ПСЗ «Янтарь» обусловлена тем, что индийская сторона с пониманием подошла к проблемам организации постройки и с самого начала активно включилась в разработку основополагающих документов – совмещенных графиков проектирования, материально-технического снабжения, строительства, испытаний и поставки запасных частей.

Сотрудничество с Индией позволило в определенной степени обновить завод, особенно в плане компьютеризации и совершенствования программного обеспечения проектирования корабля. Время и новые технологии поставили завод перед необходимостью наладить довольно развитую компьютерную сеть. Это позволило на должном уровне взаимодействовать с проектантом и контрагентами. Важным положительным фактором стало то обстоятельство, что вопреки скептическим оценкам «Янтарь» не растерял высококвалифицированных специалистов и под полученный заказ смог вернуть значительное количество профессионалов, уволившихся в лихие 90-е годы.

Нужно отметить, ВМС Индии весьма тщательно контролировали ход строительства. На предприятие была направлена постоянно действующая группа наблюдения покупателя, состоящая из специалистов, которые уже имели опыт эксплуатации российской военно-морской техники. С членами этой группы еженедельно шли консультации специалистов завода, что позволило оперативно решать задачи всех этапов строительства.

Более сложные вопросы решались на обзорных совещаниях, которые проходили раз в полгода с участием индийских специалистов, а также на заседаниях межправительственной группы по судостроению. Такой тщательный контроль обеспечил, в конечном счете, решение большинства возникавших проблем своевременно и с достойным результатом.

Серьезной проверкой профессионализма заводчан стала работа с поставленным индийской стороной комплектующим оборудованием. Благодаря своевременной подготовке, обеспечению этих работ и взаимодействию со специалистами заказчика удалось с высоким качеством смонтировать все поставленное оборудование.

Конструктивное взаимодействие с ОАО «Рособоронэкспорт», проектантом кораблей – Северным ПКБ, большим количеством других российских и зарубежных предприятий позволили Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» внести свой вклад в военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с другими государствами.

В итоге ВМС Индии получили от ПСЗ «Янтарь» современные фрегаты проекта 11356 с ракетным комплексом BRAHMOS. Teg («Сабля») был передан заказчику в апреле 2012 г, Tarkash («Колчан») – в ноябре прошлого года. Третий корабль – Trikand («Лук») – успешно завершил все испытания и буквально за несколько дней до открытия VI Международного военно-морского салона – 29 июня передан индийским морякам.

О чем необходимо сказать, оглядываясь на начальный этап сотрудничества с индийским заказчиком:

– завод «Янтарь» подтвердил как на внутреннем, так и на внешнем рынках способность качественно строить сложные проекты кораблей, оборудованных новейшей техникой;

– значительно вырос количественный состав и квалификационный уровень сотрудников предприятия, прежде всего судостроительных специальностей, причем набор специалистов продолжается;

– Министерство обороны РФ, увидев успехи в выполнении контракта, заказало заводу серию фрегатов для отечественного ВМФ, строительство которых идет в настоящее время;

– учитывая старение оборудования предприятия и растущие объемы производства, необходимость освоения новых проектов, завод начал осуществлять масштабную программу обновления основных фондов, которая рассчитана как на собственные средства завода, так и на федеральные средства;

– за годы выполнения серийного заказа Республики Индия ПСЗ «Янтарь» накопил богатый и актуальный опыт, что позволяет калининградскому предприятию и в дальнейшем участвовать в программах строительства кораблей для ВМС зарубежных государств.

marketing@shipyard-yantar.ru

www.shipyard-yantar.ru


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100