Медведь погружается: российские обитаемые подводные аппараты
В течение последних лет наблюдается возрождение обитаемых подводных аппаратов в России

Обитаемый глубоководный аппарат АС-39 проекта 16811 «Консул».

Ведущий американский военно-морской журнал Proceedings в номере за май этого года опубликовал статью бывшего моряка-подводника, ныне занимающегося океанографией, Дона УОЛША. Она посвящена советским и российским глубоководным аппаратам. Предлагаем эту публикацию вниманию читателей.

У России нет недостатка технических знаний в области проектирования и строительства подводных аппаратов. Свидетельство тому – более 400 подводных лодок, построенных Советским Союзом за годы «холодной войны».

Несмотря на это, на протяжении большей части времени с 1945 по 1991 гг. в Советском Союзе никогда не имелось больше трех или четырех полностью дееспособных обитаемых глубоководных подводных аппаратов (ГПА). Начиная с привязных аппаратов середины 1950-х гг., русские «самодельные» подводные аппараты имели упрощенную конструкцию и применялись не очень успешно. В открытой литературе сообщалось, что большинство таких аппаратов раннего периода использовались для исследований рыбопромысловых районов. В действительности, они, вероятно, применялись и в военных целях (на Западе обитаемые подводные аппараты не привлекались для проведения аналогичных исследований).

ГПА «Мир» перед штурмом глубин Арктики.

Успех пришел с покупкой обитаемых аппаратов за границей. В середине 1970-х годов канадская компания HYCO International построила два подводных аппарата класса Pisces для Академии Наук СССР. Они эксплуатировались Институтом океанологии имени П.П. Ширшова. Одной из их самых известных стала экспедиция на Байкал – самое глубокое озеро в мире. Там аппараты Pisces совершили погружение на глубину 5387 футов (1642 м), самое глубокое место на Байкале.

К концу 1970-х гг. русские ученые захотели погружаться глубже, и был разработан аппарат для научных и военных миссий, способный «нырять» до 20000 футов (более 6000 м). Его предполагалось заказать за пределами СССР, поскольку в годы «холодной войны» судостроительные заводы в России строили в основном военные корабли. Однако существовали серьезные ограничения на передачу технологий между большинством западных стран и Советским Союзом, и было трудно найти строителя подводных аппаратов, не связанного этими ограничениями. После долгих поисков была выбрана финская судостроительная компания Rauma Repola Shipbuilding Company. Было также решено построить два подводных аппарата – хорошая идея, ведь один мог бы страховать другой во время погружений.

Оба аппарата были названы «Мир». Работа по контракту стоимостью $50 млн. началась в середине 1980-х гг., и в 1987 г. два подводных аппарата были спущены на воду и испытаны. Вскоре после этого в качестве судна-носителя ГПА был приспособлен научно-исследовательский корабль «Академик Келдыш».

ГПА Pisces были закуплены СССР в Канаде.

Со времени спуска на воду, несмотря на распад Советского Союза, «миры» совершили большое количество разнообразных успешных погружений по всему миру под руководством доктора технических наук Анатолия Сагалевича.

В течение последних четырех лет наблюдается примечательное возрождение обитаемых подводных аппаратов в России. Вероятно, это началось с погружения аппарата «Мир», пилотируемого Сагалевичем, ко дну океана в районе Северного полюса в 2007 г. На борту был известный русский исследователь Арктики Артур Чилингаров. В 1986 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза за свои полярные исследования. Чилингаров был главным научным сотрудником экспедиции на Северный полюс и находился на борту аппарата «Мир-1», когда тот достиг точки истинного Северного полюса на глубине 14000 футов (4287 м), где он установил флаг своей страны. Впоследствии Чилингаров получил медаль Героя России из рук президента Владимира Путина.

В 2010 г. ВМФ России объявил о ходовых испытаниях двух подводных аппаратов «Консул» и «Русь», способных погружаться на глубину 20000 футов. Из имеющейся информации известно, что они строились с конца 1980-х гг., то есть со времени исхода «холодной войны».

 

«Лошарик» у причала.

Еще более удивительным стало то, что правительство России объявило о существовании атомного батискафа «Лошарик», способного работать на глубинах до 10000 футов (более 3000 м). Как сообщается, второй такой корабль находится в стадии строительства. Президент Путин объявил, что они будут использоваться для продолжительных исследований в российской Арктике.

Однако «Лошарик» не является принципиально новым подводным аппаратом. В 1970-х гг. циркулировали слухи о том, что в СССР разрабатывается аналог американского атомного глубоководного аппарата NR-1 ВМС США. Были и другие сведения, будто Советский Союз построил четыре обычных батискафа с глубиной погружения 20000 футов, по одному для каждого из своих флотов. Эти слухи были отчасти верны. Упомянутый Путиным подводный аппарат, вероятно, находится в эксплуатации с начала 1980-х гг. О нем не было известно на Западе из открытых источников, поскольку он использовался военными в секретных проектах. Теперь Путин считает, что несекретные операции в Арктике будут более полезны для того, чтобы продемонстрировать крупные инвестиции России в развитие этого региона. Сообщается, что и второй атомный подводный аппарат будет использоваться аналогичным образом.

Русский медведь действительно «ныряет», однако большая часть технологических и эксплуатационных возможностей может рассматриваться как «старое вино в новых бутылках». После своего известного погружения на Северном полюсе доктор Чилингаров предложил построить в России аппарат, способный погружаться на полную океанскую глубину 36000 футов (10972 м). Если он будет построен, то это будет означать новый крупный прогресс. Между тем, очень способные «миры» продолжают свои эффективные подводные работы.


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100