Медведь погружается: российские обитаемые подводные аппараты
В течение последних лет наблюдается возрождение обитаемых подводных аппаратов в России

Обитаемый глубоководный аппарат АС-39 проекта 16811 «Консул».

Ведущий американский военно-морской журнал Proceedings в номере за май этого года опубликовал статью бывшего моряка-подводника, ныне занимающегося океанографией, Дона УОЛША. Она посвящена советским и российским глубоководным аппаратам. Предлагаем эту публикацию вниманию читателей.

У России нет недостатка технических знаний в области проектирования и строительства подводных аппаратов. Свидетельство тому – более 400 подводных лодок, построенных Советским Союзом за годы «холодной войны».

Несмотря на это, на протяжении большей части времени с 1945 по 1991 гг. в Советском Союзе никогда не имелось больше трех или четырех полностью дееспособных обитаемых глубоководных подводных аппаратов (ГПА). Начиная с привязных аппаратов середины 1950-х гг., русские «самодельные» подводные аппараты имели упрощенную конструкцию и применялись не очень успешно. В открытой литературе сообщалось, что большинство таких аппаратов раннего периода использовались для исследований рыбопромысловых районов. В действительности, они, вероятно, применялись и в военных целях (на Западе обитаемые подводные аппараты не привлекались для проведения аналогичных исследований).

ГПА «Мир» перед штурмом глубин Арктики.

Успех пришел с покупкой обитаемых аппаратов за границей. В середине 1970-х годов канадская компания HYCO International построила два подводных аппарата класса Pisces для Академии Наук СССР. Они эксплуатировались Институтом океанологии имени П.П. Ширшова. Одной из их самых известных стала экспедиция на Байкал – самое глубокое озеро в мире. Там аппараты Pisces совершили погружение на глубину 5387 футов (1642 м), самое глубокое место на Байкале.

К концу 1970-х гг. русские ученые захотели погружаться глубже, и был разработан аппарат для научных и военных миссий, способный «нырять» до 20000 футов (более 6000 м). Его предполагалось заказать за пределами СССР, поскольку в годы «холодной войны» судостроительные заводы в России строили в основном военные корабли. Однако существовали серьезные ограничения на передачу технологий между большинством западных стран и Советским Союзом, и было трудно найти строителя подводных аппаратов, не связанного этими ограничениями. После долгих поисков была выбрана финская судостроительная компания Rauma Repola Shipbuilding Company. Было также решено построить два подводных аппарата – хорошая идея, ведь один мог бы страховать другой во время погружений.

Оба аппарата были названы «Мир». Работа по контракту стоимостью $50 млн. началась в середине 1980-х гг., и в 1987 г. два подводных аппарата были спущены на воду и испытаны. Вскоре после этого в качестве судна-носителя ГПА был приспособлен научно-исследовательский корабль «Академик Келдыш».

ГПА Pisces были закуплены СССР в Канаде.

Со времени спуска на воду, несмотря на распад Советского Союза, «миры» совершили большое количество разнообразных успешных погружений по всему миру под руководством доктора технических наук Анатолия Сагалевича.

В течение последних четырех лет наблюдается примечательное возрождение обитаемых подводных аппаратов в России. Вероятно, это началось с погружения аппарата «Мир», пилотируемого Сагалевичем, ко дну океана в районе Северного полюса в 2007 г. На борту был известный русский исследователь Арктики Артур Чилингаров. В 1986 г. он был удостоен звания Героя Советского Союза за свои полярные исследования. Чилингаров был главным научным сотрудником экспедиции на Северный полюс и находился на борту аппарата «Мир-1», когда тот достиг точки истинного Северного полюса на глубине 14000 футов (4287 м), где он установил флаг своей страны. Впоследствии Чилингаров получил медаль Героя России из рук президента Владимира Путина.

В 2010 г. ВМФ России объявил о ходовых испытаниях двух подводных аппаратов «Консул» и «Русь», способных погружаться на глубину 20000 футов. Из имеющейся информации известно, что они строились с конца 1980-х гг., то есть со времени исхода «холодной войны».

 

«Лошарик» у причала.

Еще более удивительным стало то, что правительство России объявило о существовании атомного батискафа «Лошарик», способного работать на глубинах до 10000 футов (более 3000 м). Как сообщается, второй такой корабль находится в стадии строительства. Президент Путин объявил, что они будут использоваться для продолжительных исследований в российской Арктике.

Однако «Лошарик» не является принципиально новым подводным аппаратом. В 1970-х гг. циркулировали слухи о том, что в СССР разрабатывается аналог американского атомного глубоководного аппарата NR-1 ВМС США. Были и другие сведения, будто Советский Союз построил четыре обычных батискафа с глубиной погружения 20000 футов, по одному для каждого из своих флотов. Эти слухи были отчасти верны. Упомянутый Путиным подводный аппарат, вероятно, находится в эксплуатации с начала 1980-х гг. О нем не было известно на Западе из открытых источников, поскольку он использовался военными в секретных проектах. Теперь Путин считает, что несекретные операции в Арктике будут более полезны для того, чтобы продемонстрировать крупные инвестиции России в развитие этого региона. Сообщается, что и второй атомный подводный аппарат будет использоваться аналогичным образом.

Русский медведь действительно «ныряет», однако большая часть технологических и эксплуатационных возможностей может рассматриваться как «старое вино в новых бутылках». После своего известного погружения на Северном полюсе доктор Чилингаров предложил построить в России аппарат, способный погружаться на полную океанскую глубину 36000 футов (10972 м). Если он будет построен, то это будет означать новый крупный прогресс. Между тем, очень способные «миры» продолжают свои эффективные подводные работы.


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100