Новые противоминные корабли рейдовой зоны
Рейдовые тральщики занимают важное место среди кораблей противоминной обороны

Рейдовый тральщик нового поколения ЦМКБ «Алмаз».

Их назначение – борьба с минной опасностью в зоне внутренних рейдов, гаваней и прибрежных фарватеров – в самых неудобных и труднодоступных с точки зрения мореплавания местах, где не могут полноценно работать ни более крупные базовые тральщики, ни вертолеты.

Дмитрий ЛИТИНСКИЙ

Вследствие особенностей военно-географического положения нашей страны рейдовые тральщики всегда имелись в составе ВМФ. В послевоенные годы это были катерные тральщики проектов 361, 376 и 151. С 1967 г. в строй начали вступать корабли проекта 1258 с корпусом из стеклопластика, широко строившиеся на экспорт, а с 1989 г. – рейдовые тральщики проекта 10750.

В 1990-е гг. планировалась модернизация кораблей проекта 10750 за счет установки интегрированной системы ПМО (искатель-уничтожитель типа «Кетмень», более совершенная ГАС миноискания, автоматизированная система управления противоминными действиями) и современного движительно-рулевого комплекса.

Рейдовый тральщик Sparo типа Styrso ВМС Швеции.

За рубежом рейдовые тральщики не получили значительного развития, поскольку считалось, что их задачи могли решаться вертолетами. Их концепция утвердилась в ВМС США в конце 1960-х гг. Впервые вертолеты для обнаружения мин ВМС США применили в ходе войны в Корее, а в качестве тральщиков – в 1953 г.

Вертолеты обладают большей маневренностью, могут вести траление на большой скорости, меньше подвержены опасности подрыва на минах, при необходимости их можно быстро доставить в удаленные районы на военно-транспортных самолетах. Более того – траление мин вертолетами в Южно-Китайском море у берегов Вьетнама и в Суэцком канале оказалось более экономичным, чем кораблями. В 1973 г. на вооружение ВМС США начали поступать специализированные вертолеты RH-53D, способные использовать перспективные контактные и неконтактные тралы.

Однако вертолетный способ траления мин имеет недостатки: зависимость от метеорологических условий и степени освещенности, необходимость более надежного навигационного обеспечения, недостаточная энерговооруженность вертолетов, не позволяющая тралить мины, выставленные на больших глубинах.

Вертолет RH-53D Dragon ВМС США буксирует трал Mk-105.

Тем не менее под «очарованием» опыта главного вероятного противника в «холодной войне» внимание нашего ВМФ к совершенствованию композитных кораблей ПМО базовой и рейдовой зон оказалось сниженным и возобновилось, лишь когда на Западе начали строить суперсовременные корабли по проекту итальянской фирмы Intermarinе.

Задача создания полноценного корабля ПМО, по инерции именуемого у нас «тральщиком-искателем мин», с габаритными ограничениями по осадке и в минимальном водоизмещении – весьма сложная.

Несмотря на прогресс электроники и совершенствование средств борьбы с минами, создать эффективный малый корабль ПМО рейдовой зоны, обладающий всеми свойствами современного тральщика-искателя мин, долго не удавалось. В середине 1990-х гг. американская компания Swiftships Inc. по заказу ВМС Египта построила три 35-м стеклопластиковых тральщика (Dhat Al Sawari, Navarine и Al Burullus), которые планировалось оснастить АСУ ПМД разработки Paramax Systems Corporation. Американцы почти уложились в 200 т водоизмещения.

В это же время в состав ВМС Швеции вошли четыре композитных корабля типа Styrso (MCMV36), вооруженные ГАС миноискания SeaBat 8100 фирмы Reson, буксируемым гидролокатором бокового обзора и подводными аппаратами Uven. Эти корабли водоизмещением 205 т имеют АСУ ПМД. Их особенность – широкое (от главных двигателей Saab Scania DSI14 до программного обеспечения АСУ ПДМ, созданного датской компанией Eiva) применение гражданских технологий (COTS) в целях снижения стоимости создания и эксплуатации.

«Бюджетный» корабль ПМО Korcula ВМС Хорватии.

В России, которая считается родиной минного оружия, в течение продолжительного времени созданию новых кораблей ПМО не уделялось должного внимания. Не стали исключением и рейдовые тральщики. Однако отсутствие внимания и финансирования главного заказчика отнюдь не означает, что в нашей стране невозможно создание современного высокоэффективного корабля ПМО ближней зоны.

В инициативном порядке ЦМКБ «Алмаз» разработало проект такого корабля полным водоизмещением около 150 т с габаритной осадкой 1,8 м. Отработанный испытаниями в опытовом бассейне корпус имеет обводы, обеспечивающие небольшому кораблю высокую мореходность, что подтверждено многолетней эксплуатацией кораблей типа «Сапфир». Его мореходность по применению оружия – 3 балла, по безопасности плавания – 5 баллов. В состав его основного вооружения входит ГАС миноискания Reson SeaBat Combo, автономные подводные аппараты Alister и K-Ster, либо контактный и акустический тралы. Средства поиска, классификации и определения координат и уничтожения мин и система динамического позиционирования объединены в АСУ ПМД «Диез-Э».

Корабль оборудован гидравлическим краном-манипулятором. Предусмотрена возможность установки контейнера с водолазным оборудованием на восемь боевых пловцов.

Варианты энергетической установки: дизели Caterpillar мощностью 320 л.с. или Volvo-Penta D9-300, дизель-генераторы Volvo-Penta или Caterpillar мощностью 50 или 100 кВт.

В качестве возможных конкурентов российского корабля могут рассматриваться шведские MCMV36 (200 т) и хорватский 25-м «бюджетный» корабль ПМО с габаритной осадкой около 3 м водоизмещением 173 т. Предлагаемый состав вооружения последнего: гидролокатор бокового обзора Klein 2000, Reson SeaBat 6012, подводные аппараты Super Sea Rover фирмы Benthos (возможно дополнительное размещение ECA PAP 105).

office@almaz-kb.sp.ru

www.almaz-kb.ru


 

НОВОСТИ

Новый трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» поступил в одно из радиолокационных подразделений объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) в Забайкальском крае. Он будет введен в эксплуатацию в 2018 г.
Боевым расчетом РВСН с полигона Капустин Яр в Астраханской области 26 сентября проведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-12М «Тополь» с целью испытание перспективного боевого оснащения МБР.
В Государственном Кремлевском дворце 12 октября 2017 г. впервые отмечался День московской промышленности.
Российская боевая машина поддержки танков (БМПТ) была опробована в боевых условиях в Сирии, сообщил генеральный директор – главный конструктор АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Андрей Терликов.
За проявленное мужество, героизм и высокий профессионализм при испытании и освоении новой авиационной техники министр промышленности и торговли Денис Мантуров посмертно наградил летчика-испытателя Корпорации «МиГ» Сергея Рыбникова высшей государственной наградой – медалью «Золотая Звезда» и вручил орден Мужества летчику-испытателю второго класса Вадиму Селиванову.
В Минобороны России приступили к реализации уникального инновационного проекта по созданию современного высокотехнологичного военного технополиса.
В ходе шестого арктического похода отряда боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с БПК «Североморск» личный состав подразделений арктической мотострелковой бригады отработал высадку десанта с большого десантного корабля «Кондопога» на необорудованное побережье и рейдовые действия в полярных условиях.
Новейшая самоходная артиллерийская установка «Лотос» калибра 120 мм будет принята на вооружение ВДВ России в 2019 г., сообщил РИА «Новости» генеральный директор предприятия-разработчика (ЦНИИточмаш) Дмитрий Семизоров.
Вооруженные Силы РФ в рамках Госпрограммы вооружения 2018-2025 гг. получит 540 модернизированных боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2, заявил генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов в ходе торжественной церемонии открытия нового цеха модернизации легкобронированной техники на тульском предприятии «Щегловский Вал».
В ходе совместного стратегического учения «Запад-2017» впервые проведена апробация функционирования высокоскоростной защищенной мультисервисной сети передачи данных Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100