Штурм глубины продолжается!
Обитаемые ГПА – штучный товар. И количество их по сей день исчисляется единицами

Атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот».

Сам факт появления статьи Дона Уолша на страницах авторитетного американского военно-морского журнала Proceedings свидетельствует об интересе американских специалистов к теме российских глубоководных технологий, хотя налицо попытка приписать их успехи исключительно заимствованиям на Западе. Да, ГПА типа Pisces, предназначенные для нужд Академии Наук СССР, закупались в Канаде. Но там же их приобретали и американские ведомства. Да, аппараты «Мир» строились в Финляндии, но по проекту, разработанному ЦКБ «Лазурит» и АН СССР. Правда и то, что советские верфи, способные построить такие ГПА, были завалены военными заказами. Но все это отнюдь не умоляет достижения отечественных конструкторов, ученых и судостроителей.

Александр МОЗГОВОЙ

Автор Proceedings утверждает, что первые «русские «самодельные» подводные аппараты имели упрощенную конструкцию и применялись не очень успешно». Это тоже нормально, поскольку все технологии развиваются от простого к сложному, и на первоначальных этапах случаются и неудачи. Важен конечный результат. Хотя в словах Дона Уолша присутствует явная натяжка. Конструкторские бюро «Малахит», «Лазурит», «Рубин» и Опытно-конструкторское бюро океанологической техники Академии Наук выполнили целый ряд уникальных разработок, которые нашли воплощение в металле и успешно эксплуатировались. Назовем лишь некоторые из них. В 1970-1976 гг. Ново-Адмиралтейский завод по документации ЛПМБ «Рубин» и ЦПБ «Волна» построил два автономных глубоководных аппарата проекта 1825 «Север-2бис» и «Север-2» (главный конструктор – Юрий Сапожков), которые успешно эксплуатировались Минрыбхозом РФ и Академией Наук. За 15 лет нахождения в строю до капитального ремонта «Север-2» совершил 410 погружений. После распада СССР аппарат в рабочем состоянии отошел АН Украины.

Первый отечественный шеститысячник – АС-7 проекта 1906 «Поиск-6».

В 1975-1989 гг. на ЛАО по проекту 1832 «Поиск-2» (главный конструктор – Юрий Сапожков) была построена серия ГПА-двухтысячников из четырех единиц для научно-исследовательских и подводно-технических работ в интересах гидрографической и поисково-спасательной служб ВМФ. Они долго служили ВМФ. А первым отечественным шеститысячником стал опытный аппарат АС-7 проекта 1906 «Поиск-6» (главный конструктор – Юрий Сапожков). 20 августа 1985 г. он произвел успешное погружение на 6015 м, достигнув дна Курило-Камчатской впадины.

ЦПБ «Волна» (ныне в составе СПМБМ «Малахит») спроектировало, а ЛАО в 1979 г. построило большую подводную лодку-лабораторию БС-555 проекта 1840 (главный конструктор – Евгений Корсуков) с глубоководным водолазным комплексом, предназначенным для работы водолазов на глубинах до 300 м. Благодаря ему, впервые в мировой практике, на этой глубине была достигнута рекордная непрерывная продолжительность работы водолазов – 2 часа 40 минут. В барокамере БС-555 под давлением 30 атмосфер водолазы могли пробыть до 18 суток.

То есть говорить о каком-либо отставании отечественной глубоководной техники до начала 1990-х гг. просто неуместно. Затем, нельзя не признать, наступило торможение. Но оно коснулось всего реального сектора экономики страны.

АС-8 – головной ГПА проекта 1832 «Поиск-2».

Утверждение Дона Уолша, что «в Советском Союзе никогда не имелось больше трех или четырех полностью дееспособных обитаемых глубоководных подводных аппаратов», вызывает недоумение. А что их было больше в США или в какой-нибудь другой стране мира? Обитаемые ГПА – штучный товар. И количество их по сей день исчисляется единицами.

Нельзя принять упрек и в том, что, дескать, СССР использовал ГПА не только в научных, но и в военных целях, в то время как страны Запада не милитаризировали глубоководные подводные технологии. А американские ГПА Alvin, Turtle и Sea Gulf? Что с ними делать? Ведь они работали на Пентагон верой и правдой. Или упомянутая Уолшем экспериментальная глубоководная атомная подводная лодка ВМС США NR-1? Она выполняла не только научные исследования, но очень часто привлекалась к миссиям разведывательно-диверсионного характера.

Подводная лодка-лаборатория БС-555.

При подводном водоизмещении 372 т эта субмарина могла погружаться на глубину 950 м. Но ее характеристики не идут ни в какое сравнение с советским атомоходами аналогичного назначения. Построенные на ЛАО три АГС (атомные глубоководные станции 1-го ранга – по отечественной классификации) проекта 1910 «Кашалот» разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Евгений Корсуков) имеют подводное водоизмещение около 2000 т и погружаются на глубину более 1000 м. К тому же ряду принадлежат три малахитовские АГС проектов 1851 и 18511 (главный конструктор – Герой России Сергей Бавилин). Они меньше «кашалотов» и ныряют значительно глубже NR-1.

ГПА АС-37 «Русь» проекта 16810.

На выставке военных подводных технологий UDT 1998 г. в Лондоне мне довелось познакомиться с одним американским военно-морским экспертом. Как раз тогда появилась информация о том, что США отказываются от дальнейшего финансирования созданной ими во второй половине 60-х – первой половине 70-х гг. прошлого века глобальной системы подводного гидроакустического наблюдения SOSUS, в которую Соединенные Штаты вложили колоссальные по тем временам средства – $16 млрд. (более $100 млрд. – в текущих ценах). Я спросил собеседника, не вызвано ли это решение тем, что российские подводные лодки перестали выходить в Мировой океан? «Сегодня их нет, а завтра они могут появиться, – философски заметил он. – На самом деле, имеются две более веские причины отказа от SOSUS. Первая – высокая стоимость ее эксплуатации. Из-за того, что сонары и связывающие их с берегом кабели находятся на морском дне, они постоянно подвергаются воздействию агрессивной среды и агрессивных обстоятельств. Это и сама морская вода, и зацепы тралами рыбаков и т.д. А вторая веская причина – ваши глубоководные подводные лодки класса Uniform и класса X-Ray, способные в любой момент порубить кабели SOSUS в лапшу». К классу Uniform в НАТО относят АГС проекта 1910, а к классу X-Ray – проектов 1851 и 18511. Несомненно, эти атомные глубоководные станции способны вводить и ложную информацию в SOSUS.

Еще более совершенной является малахитовская, построенная Севмашем, атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» (генеральный конструктор – Юрий Коновалов), пополнившая Российский флот уже в XXI веке. Эта субмарина, которую неофициально именуют «Лошариком» из-за конструкции ее прочного корпуса, состоящей из нескольких титановых сфер, во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре прошлого года 20 суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м (!). Эти рекордные погружения почему-то оказались вне поля зрения Дона Уолша.

Так представляют АГС АС-12 проекта 10831 «Калитка» за рубежом.

Хотя он и отметил появление в составе ВМФ РФ двух обитаемых ГПА-шеститысячников второго поколения: АС-37 «Русь» проекта 16810 (главный конструктор – Валерий Марков) и АС-39 «Консул» проекта 16811 (главный конструктор – Евгений Разумихин). АС-39 14 мая 2011 г. погружением в Атлантике на глубину 6270 м успешно завершил государственные испытания, а в ноябре того же года был принят Военно-морским флотом. Россия продолжает штурм глубины!


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100