БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э»: традиции и мощь современных технологий

Новое поколение российских БИУС боевых надводных кораблей – результат эволюционного развития военной науки СССР, новой России и возрастающих требований заказчиков, а также объединение проверенных временем боевых алгоритмов с современными разработками и технологиями.

БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э» производства ФНПЦ ОАО «НПО?«Марс» опираются на традиции, сформировавшиеся в ВМФ РФ, и выделяются из систем, представленных на рынке, широким охватом задач управления надводными кораблями и корабельными тактическими соединениями на основе объ-единения радиоэлектронного вооружения в единый комплекс и автоматизации процессов выработки и принятия решений по использованию сил и их вооружения. В изделиях реализованы комплексы задач для самостоятельного и совместного применения, такие как тактическое маневрирование, управление ПЛО, УРО, ПВО, штурмовой и истребительной авиацией, корабельными вертолетами, связью и ряд других. Особое внимание уделяется автоматизированному, информационно-насыщенному взаимодействию с вышестоящими командными пунктами, входящими в комплексную систему охраны и обороны побережья. При этом на протяжении последних лет изделия НПО «Марс» непрерывно совершенствуются не только в части расширения количества решаемых задач и повышения их качества, но и насыщения технологическими новшествами, существенно повышающими их эксплуатационные и функциональные характеристики.

Сложность и насыщенность задач, решаемых БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э», зачастую требуют глубоких узкоспециальных знаний. Для облегчения выполняемых личным составом действий разработчик предлагает эффективные меры, направленные на обучение пользователей работе с изделием. В их числе:

• оснащение интерактивной электронной документацией, освещающей все необходимые аспекты функционирования, сопровождения и обслуживания изделия;

• поставка тренажеров как элементов комплексного тренажера всего корабля или как автономного изделия без ограничения изучаемых функций;

• обучение командного состава надводного корабля и технического персонала ведущими специалистами предприятия-разработчика изделия.

Как интерфейс пользователя БИУС, так и вся документация представлены на родном для заказчика языке. Для освещения сложноструктурированной информации применяется 3D-графика. Кроме того, в случае необходимости, оператору предоставляется достаточное рабочее пространство за счет укомплектования автоматизированных рабочих мест (АРМ) двумя или тремя мониторами. Дополнительные возможности дает также табло коллективного пользования как элемент командных пунктов управления кораблем и корабельным соединением.

В изделиях применяется уникальная система документирования информации, функционирующая на всем протяжении их работы. Использование данной системы предоставляет заказчику следующие возможности:

• наиболее подробно и достоверно восстанавливать эпизоды тактической обстановки;

• оценивать деятельность операторов;

• анализировать аспекты функционирования как самого изделия, так и всех корабельных систем, взаимодействующих с ним;

• проводить обучение на конкретных эпизодах тактической обстановки.

С учетом особого статуса и важности информации, обрабатываемой БИУС, обязательным является использование средств защиты информации от несанкционированного доступа и целостности программного и аппаратного обеспечения изделия.

Изделия обладают большим модернизационным потенциалом: предусмотрен резерв портов стандартных интерфейсов, что позволяет в будущем многократно и в короткие сроки проводить модернизацию корабля, интегрируя систему с новыми датчиками и оружием. Разработка программного обеспечения проводилась на базе ОС Linux по стандартам ISO IEC 12207, что, в свою очередь, позволяет поддерживать и сопровождать изделия в течение всего жизненного цикла. Кроме этого, реализованы другие международные стандарты, обеспечивающие доступ к долговременной базе данных (SQL), данным о функционировании технических средств изделия (SNMP), ввод в изделия и отображение картографической информации (семейство стандартов S-52, S-57, S-63, SXF, CMAP), а также обмен навигационной информацией (NMEA-0183). В качестве основной кодировки применяется UTF16. Заказчику может быть предоставлен API, позволяющий наращивать функционал изделий задачами собственной разработки.

Большое внимание в изделиях уделено удобству совместного решения поставленных задач как внутри корабля, так и при взаимодействии с подчиненными силами и вышестоящими командными пунктами. БИУС могут быть интегрированы в единое информационное пространство заказчика. Операторы изделия с АРМ могут иметь доступ к таким сервисам, как электронная почта, voip, vtcc (видеотелефонная конференц-связь). Таким образом, создается эффект виртуального присутствия на каждом из объектов, задействованных в решении поставленной задачи.

БИУС предназначены для автоматизации широкого спектра надводных кораблей – от катера до фрегата. Применение в изделии технологий распределенного и параллельного вычислений, клиент-серверной архитектуры, а также использование готовых аппаратных решений позволяют без дополнительных проектных работ представить заказчику БИУС под конкретные нужды. Имеется в виду перечень автоматизируемых функций, количество приборов и их взаимное расположение, доступные средства связи и обнаружения и т. д. При этом весь объем задач управления надводным кораблем и корабельным соединением может быть адаптирован даже под сравнительно небольшой корабль.

В изделиях заложен достаточный запас прочности, позволяющий сохранить управление кораблем даже при значительных повреждениях. Одними из ключевых технологий, обеспечивающих надежность функционирования изделия, являются Compact PCI с «горячей заменой» модулей, резервирование каналов передачи информации, резервирование и репликация баз данных. При этом «горячая замена» возможна не только на уровне модулей системы, но и всего АРМ целиком: по команде оператора изделие может быть реконфигурировано с предоставлением необходимых функций на любом из доступных АРМ. Применение таких технологий, как PoE, не только унифицирует интерфейсы и упрощает структуру изделия, но и существенно облегчает монтаж изделия на корабле, прокладку кабельных трасс, обслуживание изделия.

На сегодняшний день в БИУС «Сигма-Э» и «Лесоруб-Э» нашли отражение основные современные мировые тенденции в области построения информационно-управляющих систем реального времени. Это вселяет уверенность в том, что корабль, оснащенный данными системами, будет отвечать самым высоким требованиям заказчика на протяжении многих лет.

ФНПЦ ОАО «НПО «Марс»

Россия, 432022, г. Ульяновск,

ул. Солнечная, 20

Тел.: +7 (8422) 52-03-03

Факс: +7 (8422) 55-30-23

mars@mv.ru

www.npomars.com


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100