№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Были когда-то и мы рысаками
Советский Союз был одним из лидеров создания лазерного оружия, в том числе и корабельного

Опытовое судно ОС-90 проекта 10030 «Форос», на котором испытывался экспериментальный корабельный лазер «Аквилон».

Справедливости ради, стоит заметить, что первая морская экспериментальная лазерная пушка «выстрелила» не для отработки перспективного оружия ВМФ, а космических ударных комплексов.

Дело в том, что испытывать космическое оружие на земле затруднительно, поскольку оно в этом случае волей-неволей связано со стационарным энергоснабжением. А для чистоты эксперимента требовалась полная автономность. Вот почему в качестве платформы для испытания будущего оружия «звездных войн» было выбрано судно.

В Невском ПКБ разработали проект 05961 переделки бывшего лесовоза «Восток-3» типа «Вытегралес» в носитель лазерного оружия, получивший название «Диксон». В 1978 г. судно перестроили от киля до клотика. А все потому, что лазерная установка, разработанная по теме «Айдар», имела значительные габариты и вес. К тому же требовала больших затрат энергии (50 МВт). Вот почему в дополнение к имевшимся двигателям на «Диксоне» установили три турбореактивные установки от самолета Ту-154. В результате переоборудования полное водоизмещение опытового судна выросло до 9500 т.

Опытовое судно «Диксон» проекта 05961, предназначенное для испытаний космического лазерного оружия.

Первый выстрел «Айдаром» был произведен летом 1980 г. у берегов Крыма. Луч достиг мишени на дистанции 4 км, но не сжег ее, а только слегка согрел. Коэффициент полезного действия составил всего 5%. Остальную энергию луча поглотила морская влага. Впрочем, результаты испытания признали отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где никаких испарений нет.

Испытания системы продолжились. Была даже выполнена боевая стрельба по радиоуправляемому катеру-мишени. С 400 м лазер уверенно поразил цель.

Тем временем у флота появился свой лазерный корабль. Его создание началось еще до появления «Диксона». В 1976 г. на севастопольский Севморзавод прибыл средний десантный корабль СДК-20, построенный в 1963 г. в Польше для ВМФ СССР по проекту 770Д. Ему предстоял не просто ремонт, а радикальное переоборудование. СДК водоизмещением 704 т предстояло стать первым в мире кораблем, оснащенным морским лазерным оружием – комплексом «Аквилон» (так древние римляне называли холодный северо-восточный ветер). Впрочем, тогда этот комплекс именовался не столь романтически, а носил достаточно прозаическое название – «мощная силовая установка» (МСУ).

Началось переоборудование СДК-20 в опытовое судно ОС-90 по проекту 10030 «Форос» разработки ЦКБ «Черноморец». Переделка предстояла радикальная, поскольку размещение МСУ массой около 90 т оказалось непростой задачей. На создание компонентов «мощной силовой установки» и перестройку бывшего десантника потребовалось почти 8 лет. Наконец в сентябре 1984 г. судно вошло в строй Черноморского флота. А в октябре того же года на Феодосийском морском полигоне состоялись первые стрельбы лазерным «Аквилоном». «Северо-восточный ветер» взял на сопровождение и сбил своим лучом на малой высоте ракету-мишень. Однако подготовка к этому выстрелу, занявшему несколько секунд, потребовала более суток. Испытания еще раз подтвердили, что сильная влажность атмосферы над морем значительно уменьшает КПД луча. Ученым пришлось немало потрудиться, чтобы снизить влияние этого негативного фактора.

На малом артиллерийском корабле «Вьюга» был установлен лазерный излучатель «Аквилон».

Уменьшенную и упрощенную версию «Аквилона» установили на малый артиллерийский корабль МАК-11 «Вьюга» проекта 12081. Его лазерный излучатель предназначен для вывода из строя оптико-электронных средств и поражения органов зрения личного состава противодесантной обороны противника.

Эпоха перестройки и последовавший вскоре развал Советского Союза закрыли тему создания лазерного оружия в нашей стране. В 90-х годах прошлого века «Диксон» и ОС-90, доставшиеся после раздела Черноморского флота Украине, были отправлены на слом. По данным ряда источников, часть металла тогда же была куплена Пентагоном. Американцы среди прочего обнаружили «мощные генераторы, особые поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и иное оборудование, которое позволило предположить использование данного судна рамках программы испытания лазерного оружия». Но, может быть, эта информация – всего лишь миф, хотя и имеющий под собой какую-то «почву».

Сейчас, по сообщению СМИ, в России возобновились исследования по лазерному оружию. На ТАНТК имени Бериева ведется модернизация летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76, использовавшегося до распада СССР для отработки военных лазерных технологий. Очевидно, следует вернуться и к аналогичным корабельным системам. Иначе можем и отстать, причем навсегда.


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100