Творец корабельной автоматики
К 80-летию со дня рождения Витольда Витальевича Войтецкого

Последний раз не по телефону пообщаться с Витольдом Витальевичем Войтецким нам довелось в ноябре 2007 г. на церемонии передачи ВМФ корвета «Стерегущий». Он осунулся и похудел, но продолжал шутить и не подавал вида, что болен. И только в машине, в которую пригласил нас, чтобы подбросить с «Северной верфи» в центр Санкт-Петербурга, заговорил о вещах, которые, судя по всему, тогда больше всего его волновали. О том, что возраст и болячки «достали», что готовится оставить руководство концерном и передать управление предприятием в надежные руки. На следующий год он покинул пост генерального директора НПО «Аврора», который занимал четверть века, а еще через два года его не стало…

Юрий МАКАРОВ

Александр МОЗГОВОЙ

Природа одарила его щедро и ростом и статью. Но жизнь складывалась непросто. В семь лет потерял мать. Отец воспитывал по-спартански. Чуть ли не с младенчества пристрастил сына к охоте, которой тот увлекся на всю жизнь. В 1941 г. Витольд остался и без отца. Нет, старший Войтецкий, слава Богу, был жив и всю войну благополучно отвоевал от звонка до звонка, хотя и был ранен. Все это время сын рос без отца. Воссоединение семьи состоялось в 1945 г., когда дивизия, которой командовал Виталий Войтецкий, охраняла Потсдам, где проходила конференция глав трех великих держав по послевоенному устройству мира.

Витольд очень хотел стать и пограничником, как отец, и моряком. Но в морское училище погранвойск его не приняли по состоянию здоровья, что не на шутку разозлило и раззадорило парня. Он поступил в ленинградскую Корабелку и стал играть в баскетбол. Хотя, по утверждению самого Витольда Витальевича, эта игра так же, как и охота, стала для него хобби, на самом деле студент, потом инженер-конструктор, а затем и руководитель научно-производственного объединения относился к ней очень серьезно и в молодые годы даже склонялся к выбору в пользу кожаного мяча. Он играл в команде мастеров «Спартака», стал мастером спорта международного класса, наконец, был играющим тренером команды ветеранов, которая трижды становилась чемпионом Европы и вице-чемпионом мира. Последний раз Витольд Войтецкий участвовал в международных соревнованиях в 1997 г., когда ему было 66 лет! «Баскетбол, – говорил он, – игра высокоинтеллектуальная. Во время игры нужно думать все время и всем игрокам вместе. Только при этом условии можно одерживать победы».

Витольд Войтецкий со студенчества увлекался баскетболом.

Создавая уникальные корабельные средства автоматики, Витольд Войтецкий одерживал победы именно благодаря тому, что мастерски организовывал высокоинтеллектуальную работу – лично свою и сподвижников. По его мнению, человека нужно максимально разгружать от оперативных функций управления, особенно в стрессовых ситуациях, когда человек не способен адекватно реагировать на быстротечные процессы. Здесь, конечно, нельзя перегибать палку. Проблему «оператор и автомат» нужно решать сбалансировано. В этом суть метода Войтецкого.

После окончания Ленинградского кораблестроительного института он работал в НИИ ВМФ, затем в ЦНИИ им. Крылова. Там получил первое самостоятельное дело – разработку локальной системы управления паротурбинной установкой первого в мире атомного ледокола «Ленин». И блестяще справился с этой задачей. В ЦКБ «Луч» Войтецкий стал заместителем директора по автоматизации атомных энергетических установок. Все силовые установки атомных подводных лодок, атомных ледоколов и атомных надводных кораблей управлялись и контролировались системами, созданными при участии и под руководством Войтецкого.

С 1971 г. Витольд Витальевич трудился в ЦНИИ (позже НПО) «Аврора», а в 1983 г. возглавил НПО «Аврора». Среди решенных объединением задач – управление дизельными, газотурбинными и атомными энергетическими установками, маневрированием и стабилизацией параметров движения кораблей и судов, электроэнергетикой и общекорабельными системами, судовыми агрегатами и механизмами, противоаварийными средствами и информационными системами борьбы за живучесть. В НПО по инициативе Витольда Витальевича развернулись работы по автоматизированным системам боевого управления и тренажерным комплексам. Без преувеличения можно сказать, что Витольд Войтецкий – основоположник отечественной школы корабельной автоматики.

Локальная система управления паротурбинной установкой атомного ледокола «Ленин» стала первой самостоятельной разработкой В. Войтецкого.

В 1974 г. Витольд Войтецкий был удостоен государственной премии СССР за создание систем управления корабельными техническими средствами больших противолодочных кораблей проекта 1155. Эти БПК и сейчас составляют костяк надводных сил ВМФ России. Они постоянно несут службу у берегов Африканского Рога, где противодействуют сомалийским пиратам. Не в последнюю очередь эти корабли в строю благодаря надежной работе систем управления «Авроры».

В 1984 г. Войтецкий стал лауреатом Ленинской премии за создание АСУ самых больших в мире атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 941 («Акула»). Это сложнейшая многокорпусная конструкция, требующая слаженности и безусловной надежности функционирования всего оборудования.

В 21 час 09 минут 8 августа 1991 г. атомная подводная лодка К-407 (позже получила название «Новомосковск») в рамках операции «Бегемот-2» из подводного положения в Баренцевом море с интервалом в 20 секунд произвела залповый пуск всех 16 своих баллистических ракет. По сегодняшний день этот рекорд не побит никем. Его удалось установить не в последнюю очередь благодаря авроровским средствам автоматики – прежде всего той, которая позволила впервые в мировой практике решить задачу удержания лодки на заданной глубине при залповом старте ракет.

У генерального директора НПО «Аврора» был меткий глаз и твердая рука.

Таких примеров можно привести множество. За свою деятельность помимо государственных премий Витольд Войтецкий был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Почета, а также орденом «Святого Даниила Московского», многими медалями. Доктор технических наук, профессор кафедры автоматики и вычислительной техники Санкт-Петербургского государственного технического университета Витольд Витальевич за время своей научно-практической деятельности опубликовал более 120 работ. Трудно переоценить заслуги Войтецкого как организатора научно-производственного процесса в трудные 90-е годы. Он не только не дал погибнуть возглавляемому им предприятию, но и подал пример другим руководителям оборонных НИИ и заводов. Вот постулаты Витольда Войтецкого, которых он неукоснительно придерживался, находясь у руля НПО «Аврора»:

— необходимо сохранять традиционные рынки, нельзя «клевать на блестящее», то есть не искать блага за пределами собственной компетенции;

— материальные и трудовые ресурсы должны полностью соответствовать востребованности продукции объединения, то есть объемам заказов;

— предлагать на рынок только тот товар, который мы умеем делать.

Большие противолодочные корабли проекта 1155 служат флоту.

Эта доктрина безупречно сработала. Умели делать на «Авроре» корабельные системы управления – они востребованы и в постсоветское время. Сейчас они совершенствуются учениками и соратниками Войтецкого. Все корабли, построенные и строящиеся сейчас для российского флота, оснащаются АСУ «Авроры». На «автоматчиков» из НПО обратили внимание специалисты промышленной энергетики, нефтегазового комплекса, городского хозяйства. Получила дальнейшее развитие создаваемая в НПО медицинская техника. Творец корабельной автоматики может гордиться своим наследием. Оно продолжает работать на благо Родины.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100