Тайны «Привидения»
Инженеры компании Juliet Marine Systems не стали изобретать велосипед, а воплотили в конструкции Ghost ряд уже известных технологий


Бюро по регистрации патентов и торговых марок США (USPTO) и ВМС США сняли режим секретности с «суперкавитационного» катера Ghost («Привидение»). Он разработан небольшой компанией Juliet Marine Systems из Портсмута, штат Нью-Гэмпшир, за счет собственных средств, но в интересах Военно-морских сил Соединенных Штатов и под контролем правительства США.

Александр МОЗГОВОЙ

 

Собственно, снятие режима секретности немногое прояснило в отношении деталей конструкции этого судна. Компания Juliet Marine Systems опубликовала лишь короткий пресс-релиз и фото аппарата, «способного развивать высокие скорости за счет создания вокруг корпуса суперкавитационной полости». При этом, как утверждается в пресс-релизе, «трение воды уменьшается в 900 раз». Как заявляют разработчики, «Привидение» представляет собой «комбинацию катера и летательного аппарата».

Опытовое судно Sea Shadow.

Но, согласитесь, все это больше смахивает на рекламный пассаж, нежели на техническую информацию, на основе которой можно судить о достоинствах и недостатках судна новой конструкции. Очевидно, это обстоятельство подвигло корреспондента авторитетного американского журнала Aviation Week & Space Technology Грэхема Уорвика предпринять расследование. Прямо скажем, он преуспел лишь отчасти, поскольку сведения, полученные им, лишь немного приподнимают завесу секретности над проектом. И все-таки ему удалось выяснить несколько важных деталей. Появилось и фото «Привидения», сделанное в эллинге.

Ghost на стопе.

И вот что следует из расследования Грэхема Уорвика и что можно увидеть на фото катера Ghost. «Привидение» на стопе и малой скорости представляет собой небольшой тримаран, а на полном ходу катер превращается в катамаран с малой площадью ватерлинии. Он состоит из главного корпуса, где размещаются рубка с системами управления, энергетическая установка, вооружение и экипаж, а также двух торпедообразных подводных гондол с электромоторами и устройствами, создающими воздушные каверны, которые способствуют резкому уменьшению трения, а, следовательно, увеличению скорости. Главный корпус соединен с гондолами тонкими в профиле, но достаточно длинными пилонами, напоминающими самолетные крылья.

Похожая конструкция была у выведенного в 2006 г. из состава ВМС США опытового судна Sea Shadow («Морской призрак»), построенного корпорацией Lockheed для отработки stealth-технологий. Но на подводных гондолах «Призрака» не было никаких кавитационных устройств. Они ему были не нужны. Ведь создатели Sea Shadow стремились обеспечить своему детищу не большую скорость (она составляла всего 14,2 узла), а малую заметность. Отличает «Привидение» от «Морского призрака» и способность менять положение гондол по отношению к корпусу (на Sea Shadow пилоны являлись продолжением главного корпуса). На Ghost пилоны через систему управления способны менять угол атаки. Это влияет на скоростные характеристики катера. Благодаря наличию пилонов, имеющих значительную площадь, при определенных режимах, вероятно, создается подъемная сила (аэродинамическая разгрузка), также облегчающая судну достижение высокой скорости.

Но все эти решения тоже не новинки. Изменение углов атаки пилонов предусматривал нереализованный проект катера-перехватчика CHARC фирмы Lockheed-Martin. А по теме судов с аэродинамической разгрузкой с начала 60-х годов прошлого века успешно работает Зеленодольское ПКБ.

Катера-перехватчики CHARC.

Таким образом, можно утверждать, что инженеры компании Juliet Marine Systems не стали изобретать велосипед, а воплотили в конструкции Ghost ряд уже известных технологий, увязав их в одно целое. Такой подход, несомненно, имеет право на существование, если он достигает поставленной цели. А что же «суперкавитационный катер»?

Как выяснил Грэхем Уорвик, «Привидение» развивает такую же полную скорость хода, что и катер американского военно-морского спецназа Mark V. Она составляет 54 узла. Это неплохой результат, однако вовсе не рекордный. Российская скоростная подводная ракета «Шквал» разработки ГНПП «Регион», в которой используется эффект кавитации, движется со скоростью 200 узлов, а 50-тонный катер Зеленодольского ПКБ «Циклон» с аэродинамической разгрузкой бежал на 80 узлах (расчетная скорость «Акваплана» – новой разработки ЗПКБ – 120 узлов).

Впрочем, по сравнению с катером типа Mark V у Ghost есть ряд достоинств. Он в полтора раза быстрее разгоняется до полной скорости. У него вдвое большая за счет экономии топлива дальность плавания, то есть она составляет около 1000 миль. На волнении ход «Привидения» более стабильный. Однако все это не дает говорить о разработке компании Juliet Marine Systems как о выдающемся достижении в области скоростного судостроения. Хотя катер, безусловно, заслуживает внимания.

Первая информация о Ghost появилась в марте этого года. Председатель совета директоров и президент компании Juliet Marine Systems Грегори Санкофф поведал тогда, что создаваемые его фирмой катера остро необходимы для борьбы с пиратами. Обладая высокой скоростью и маневренностью, они могут использоваться в качестве перехватчиков быстроходных моторных лодок корсаров. В пресс-релизе по поводу рассекречивания «Привидения» речь уже ведется о катере, способном нести значительную боевую нагрузку, включая торпеды. Говорится также о том, что на базе Ghost могут создаваться более крупные платформы – скоростные «корветы» длиной до 45 м (до корветов они, конечно, не дотягивают). И по этому поводу с командованием ВМС одного из неназванных государств уже ведутся переговоры. Такие корабли, дескать, могут бросить вызов новейшим, но весьма недешевым литоральным боевым кораблям (LCS), которыми сейчас пополняется американский флот, и таким образом «сократят до минимума потребность ВМС США» в них. 

Катер «Циклон» разгонялся до 80 узлов.

Однако сам факт снятия режима секретности с Ghost свидетельствует о том, что ВМС США вряд ли намерены в настоящее время развивать проект фирмы Juliet Marine Systems. Они признали его либо бесперспективным, либо в условиях вновь обостряющегося финансового кризиса у них просто нет средств для дальнейшей его доводки. И в этом контексте «вольная» «Привидению» объяснима. Ведь разработку можно совершенствовать за чужой счет.


 

НОВОСТИ

Новый трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» поступил в одно из радиолокационных подразделений объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) в Забайкальском крае. Он будет введен в эксплуатацию в 2018 г.
Боевым расчетом РВСН с полигона Капустин Яр в Астраханской области 26 сентября проведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-12М «Тополь» с целью испытание перспективного боевого оснащения МБР.
В Государственном Кремлевском дворце 12 октября 2017 г. впервые отмечался День московской промышленности.
Российская боевая машина поддержки танков (БМПТ) была опробована в боевых условиях в Сирии, сообщил генеральный директор – главный конструктор АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» Андрей Терликов.
За проявленное мужество, героизм и высокий профессионализм при испытании и освоении новой авиационной техники министр промышленности и торговли Денис Мантуров посмертно наградил летчика-испытателя Корпорации «МиГ» Сергея Рыбникова высшей государственной наградой – медалью «Золотая Звезда» и вручил орден Мужества летчику-испытателю второго класса Вадиму Селиванову.
В Минобороны России приступили к реализации уникального инновационного проекта по созданию современного высокотехнологичного военного технополиса.
В ходе шестого арктического похода отряда боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с БПК «Североморск» личный состав подразделений арктической мотострелковой бригады отработал высадку десанта с большого десантного корабля «Кондопога» на необорудованное побережье и рейдовые действия в полярных условиях.
Новейшая самоходная артиллерийская установка «Лотос» калибра 120 мм будет принята на вооружение ВДВ России в 2019 г., сообщил РИА «Новости» генеральный директор предприятия-разработчика (ЦНИИточмаш) Дмитрий Семизоров.
Вооруженные Силы РФ в рамках Госпрограммы вооружения 2018-2025 гг. получит 540 модернизированных боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2, заявил генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов в ходе торжественной церемонии открытия нового цеха модернизации легкобронированной техники на тульском предприятии «Щегловский Вал».
В ходе совместного стратегического учения «Запад-2017» впервые проведена апробация функционирования высокоскоростной защищенной мультисервисной сети передачи данных Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100