Под знаком «Черной звезды»
Секретную «Черную звезду» тщательно охраняют

В водах Атлантики, омывающих самую западную часть Бретани, можно увидеть необычное судно. Выглядит оно неуклюже, более того – смахивает больше на гроб, чем на средство передвижения по морю. Этот небольшой корабль – новейший опытовый тральщик Sterenn Du («Черная звезда» – на бретонском диалекте), который проходит испытания в районе французской военно-морской базы Брест.

Александр ФЕДОРОВ

 

По правому борту корабля в носовой части возвышается небольшая рубка. Из нее можно управлять судном. Но вообще-то Sterenn Du в наличии командира и экипажа не нуждается. Тральщик – телеуправляемый.

«Черная звезда» – катамаран с интегрированным корпусом-надстройкой, которая и напоминает гроб. Однако это не плод мрачной фантазии конструкторов. Такая форма делает корабль малозаметным и повышает его мореходные качества. Что согласитесь немаловажно для алюминиевого суденышка, не имеющего вооружения, водоизмещением 25 т, длиной 17 м и шириной 7,5 м. Скоро Sterenn Du получит гидроакустическую станцию с буксируемой антенной решеткой и будет оснащен подводными роботами-обнаружителями и уничтожителями мин. В этом-то и есть изюминка небольшого противоминного корабля.

Перспективный корабль-база для безэкипажных тральщиков.

Сейчас необитаемыми подводными аппаратами, ищущими мины впереди по курсу корабля и подрывающими их, никого не удивишь. Но эффективно действуют они лишь на дистанции до 200-300 метров, что нередко подвергает тральщики опасности стать жертвами мощного подводного взрыва. Другой способ уничтожения мин с помощью водолазов-подрывников – не менее рискованный. Вот почему в ВМС Франции была разработана новая перспективная концепция борьбы с минной угрозой SLAMF (Systeme de Lutte Anti-Mines Futur) с помощью дистанционно-управляемых или действующих по заранее составленной программе в автономном режиме небольших тральщиков, которые в свою очередь оснащены подводными роботами-искателями и уничтожителями мин.

«Черная звезда», построенная на верфи Pech’Alu International в Хеннебонте (департамент Морбиан), призвана стать стендом для отработки новой концепции. К реализации программы привлечены такие ведущие французские предприятия военно-морского профиля, как DCNS, Thales и ECA.

Sterenn Du должна стать прототипом перспективных телеуправляемых тральщиков типа Espadon («Меч-рыба»). Разумеется, эти небольшие кораблики не могут преодолевать большие расстояния. Вот почему их будут транспортировать к месту боевой работы корабли-базы, с которых предполагается осуществлять управление безэкипажными тральщиками. Каждый транспортер-управленец длиной до 100 м и водоизмещением порядка 2000-3000 т сможет принимать два «меча-рыбы» и координировать их действия на расстоянии двух-трех миль. Впрочем, дистанция может быть существенно увеличена за счет привлечения имеющегося на борту судна-матки вертолета или беспилотного летательного аппарата. Корабль-база может использоваться и по прямо противоположному назначению: вместо мини-тральщиков брать мины для постановки на коммуникациях противника. Другими словами, создается универсальный минно-тральный комплекс.

Секретную «Черную звезду» тщательно охраняют.

Концепция SLAMF, безусловно, заслуживает внимания, поскольку заложенные в ней идеи при реализации дадут возможность качественно повысить эффективность противоминной борьбы, сведя вероятные потери в людях на нет. А сегодня минная угроза также актуальна, как и сто лет назад. В мирное время о ней обычно забывают, но за эту амнезию приходится дорого расплачиваться на войне. В наши дни морские мины могут появиться в арсеналах террористов. Дальновидные французы, очевидно, предусмотрели и эту опасность.

Но вот что интересно: на выставке военно-морских вооружений Euronaval 2010, состоявшейся в Париже в октябре минувшего года, об этой новаторской французской разработке не было никакой информации, хотя строительство «Черной звезды» уже завершалось. Зато на стендах DCNS хватало псевдоинновационных моделей вроде «ныряющего фрегата» SMX-25, которым пудрили мозги публике. А вот действительно полезную концепцию спрятали от чужих глаз.


 

НОВОСТИ

По информации заместителя председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) РФ Дмитрия Рогозина, в Коллегии ВПК сформирован оперативный штаб для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса и стабильного исполнения гособоронзаказа в условиях прогнозируемого усиления незаконных санкций США против оборонных предприятий России.
Зенитчики общевойсковой армии Западного военного округа (ЗВО) на полигоне Капустин Яр (Астраханской обл.) в конце декабря 2017 г. получили комплект ЗРК «Бук-М3», после чего совершили марш комбинированным способом в пункт постоянной дислокации в Курской области.
Министерство обороны России имеет твердый контракт на 35 учебно-тренировочных самолетов производства Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), которые будут использоваться для подготовки курсантов военно-транспортной авиации, сообщил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения предприятия.
В структуре Сухопутных войск (СВ) России сохранятся и бригады, и дивизии, что позволит обеспечить баланс группировок войск, способных выполнять различные задачи, заявил главнокомандующий СВ генерал-полковник Олег Салюков.
В начале января с подразделениями радиоэлектронной борьбы Западного военного округа была проведена тренировка по радиоподавлению средств связи условного противника.
В 2017 г. закупка ракетных комплексов «Ярс» обеспечила устойчивые темпы перевооружения группировок шахтного и подвижного базирования Ракетных войск стратегического назначения.
ОКБ им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на выполнение аванпроекта по созданию перспективного тяжелого высокоскоростного БЛА самолетного типа массой порядка 4-5 тонн и скоростью 750-950 км/ч, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в ОПК.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») завершили очередной этап испытаний модели среднего военно-транспортного самолета Ил-276 (известен также под обозначением многоцелевой транспортный самолет – МТС, первоначально разрабатывался совместно с Индией).
Компания «Рособоронэкспорт» планирует расширить географию выставочной работы в 2018 г.
«Вопрос газотурбинных установок для флота окончательно закрыт, и мы можем себя чувствовать абсолютно спокойно в этом плане», – заявил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на рыбинское предприятие «ОДК-Сатурн», где состоялось совещание по развитию российской двигателестроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100