Энергия Радия
Главному конструктору СПМБМ «Малахит» Радию Анатольевичу Шмакову – 80 лет


Можно позавидовать Радию Анатольевичу Шмакову, его неиссякаемому оптимизму и энергии. Родители, безусловно, угадали с именем сыну. Кажется, ему удалось немыслимое – «отщипнуть» часть мощной энергии ядерных реакторов подводных атомоходов, проектированием которых он занимается всю жизнь. Жизнелюбие и творческий напор Шмакова завораживают и заставляют других людей настраиваться на волну созидания.

Александр МОЗГОВОЙ

 

В 1954 г. в СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит») появился 23-летний конструктор Радий Шмаков, только что с отличием окончивший ленинградскую «корабелку». В этом бюро под руководством В.Н. Перегудова тогда велась работа по проектированию невиданного корабля – первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627. Шмакову довелось принять участие в первом выходе АПЛ К-3, позже получившей название «Ленинский комсомол», в Белое море. Он руководил вывеской и кренованием субмарины. Много суток провел под водой молодой инженер на борту этой АПЛ во время испытаний и опытной эксплуатации.

Радий Анатольевич Шмаков.

Потом началось строительство серийных атомоходов данного типа по улучшенному проекту 627А. Все расчеты по теории корабля (статика, погружение и всплытие, непотопляемость), инструкции на стадиях технического и рабочего проектирования подписаны рукой Радия Анатольевича как начальника сектора проектного отдела СКБ-143.

Он принимал активное участие в создании атомных подводных лодок проектов 645, 661, 705, 705К, 671, 671РТ и 671РТМ. Все это уникальные корабли. 645-я – АПЛ с реактором с жидкометаллическим теплоносителем, 661-я лодка – самая скоростная в мире субмарина (ее рекорд 47-узлового подводного хода не побит по сей день и вряд ли будет превзойден в обозримом будущем). АПЛ проектов 705 и 705К представляют подкласс скоростных подводных лодок-истребителей, насыщенных средствами автоматизации.

Об АПЛ проектов 671РТ и 671РТМ стоит сказать особо. Их разработку возглавлял выдающийся конструктор Г.Н. Чернышев. Но вот появление индексов РТ (ракетно-торпедная) и РТМ (ракетно-торпедная модернизированная) – не в последнюю очередь заслуга Р.А. Шмакова. Именно ему выпала судьба внедрять на подводные лодки СПМБМ «Малахит» новые системы морского оружия – ракеты разных моделей. В 1962 г. его назначили главным конструктором по переоборудованию ПЛ проекта 613 в проект 613РВ для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний противолодочного ракетного комплекса «Вьюга». Затем под руководством Шмакова были спроектированы и переоборудованы опытные подводные лодки проектов 633РВ, 633КС, 06332 и созданы наземные стенды проектов 03010, 03010Б, на которых отрабатывались и были успешно проведены государственные испытания комплексов «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Водопад НК», «Шквал» и «Гранат». Многие из них и сейчас состоят на вооружении ВМФ и не имеют аналогов за рубежом. Серийная постройка АПЛ проекта 671РТМ с комплексом «Гранат», чьи ракеты способны поражать наземные цели на дистанции до 3000 км, на Ленинградском Адмиралтейском объединении (ныне ОАО «Адмиралтейские верфи») и их модификация по проекту 671РТМК на СРЗ «Нерпа» осуществлялась под непосредственным руководством главного конструктора Р.А. Шмакова.

Конструкторские разработки, выполненные под руководством Р.А. Шмакова, отличаются высоким научно-техническим уровнем. Ряд из них сделан на уровне изобретений, в том числе конструкция навесных минных контейнеров для подводных лодок.

ДЭПЛ С-49, переоборудованная по проекту 633РВ для испытаний противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер».

За создание новых образцов военной техники Радий Анатольевич удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР (1981 г.) и Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (1997 г.). Он награжден орденом Октябрьской Революции, дважды Трудового Красного Знамени и многими медалями, в том числе мемориальными им. акад. С.П. Королева, В.П. Макеева и Н.Н. Исанина.

И сейчас Радий Анатольевич является главным конструктором атомных подводных лодок первого и второго поколений. На его плечи легли заботы по утилизации выведенных из эксплуатации кораблей.

Р.А. Шмаков – достойный ученик, сподвижник и продолжатель дела выдающихся главных конструкторов Н.Н. Исанина, В.Н. Перегудова и Г.Н. Чернышева – сам уделяет немало времени воспитанию будущих корабелов. Более десяти лет он преподавал в родном Кораблестроительном институте, читая специальные курсы лекций по теории корабля и устройству подводных лодок. Сегодня он занимается подготовкой офицеров-подводников.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 671РТМК.

Радий Анатольевич ведет большую научно-историческую работу. Под его руководством издается фундаментальная пятитомная «История «СПМБМ «Малахит» (увидели свет уже три тома), а также уникальная серия книг «Подводное кораблестроение. Прошлое, Настоящее, Будущее». Им опубликованы десятки статей по истории отечественного флота в журналах «Судостроение», «Морской сборник» и «Национальная оборона», альманахах «Тайфун», «Гангут» и других изданиях, а также написаны разделы для нескольких каталогов и монографий. Эта сторона деятельности Р.А. Шмакова тоже получила достойную оценку. В 1998 г. он избран действительным членом (академиком) Санкт-Петербургской Академии истории науки и техники.

Глубокие знания и огромный конструкторский опыт Шмакова подкрепляются настоящей, редкой в наше время, питерской интеллигентностью и искрометным юмором. Доброго вам здоровья, Радий Анатольевич! И новых творческих успехов!


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100