Военно-политические итоги 2015 года
Основной тенденцией минувшего года стало начало формирования многополярного мироустройства

Минувший год был знаменателен 70-летием Великой Победы – событием всемирной исторической важности. Именно Советскому Союзу принадлежит решающая роль в разгроме нацизма. Наша страна понесла самые большие утраты в этой величайшей войне всех времен, итоги которой определили мироустройство на все последующие десятилетия.

Виктор МУРАХОВСКИЙ

Однако после распада СССР ряд стран во главе с США, посчитавших себя победителями в холодной войне, пытались навязывать свою волю другим. Они произвольно трактуют базовые нормы международного права, широко применяют двойные стандарты, бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств, в том числе с применением силы. Односторонние решения в сфере обеспечения военной безопасности, планы достижения абсолютного силового превосходства идут вразрез с законными интересами других государств, являются губительными для глобальной стабильности. Существующая архитектура международной безопасности ввиду игнорирования отдельными странами общепризнанных норм и правил больше не обеспечивает равной безопасности всех государств.

России не нужны войны, не нужны потрясения. Нам нужен мир для выполнения созидательных задач. Россия предлагает такие решения сложных проблем международной безопасности, которые опираются на баланс интересов и компромиссы. Россия декларирует приверженность приоритетам соблюдения международных правовых норм и конструктивного сотрудничества.

В 2015 г. на практике воплощались положения принятой в декабре 2014 г. новой редакции Военной доктрины Российской Федерации, в которой нашли отражение наиболее значительные изменения военно-политической обстановки в России и в мире, произошедшие за последнее время.

УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Последовательность российской военной политики, отраженная в Военной доктрине, проявляется в оценке военных опасностей и угроз Российской Федерации, имевших место в 2015 году.

В первую очередь это опасность расширения блока НАТО и приближения его военной инфраструктуры к границам РФ.

В течение 2015 г. неоднократно звучали заявления высоких должностных лиц стран НАТО, что развитие Североатлантического альянса осуществляется исключительно в оборонительных целях. Но факты говорят об обратном.

С 1999 г. число членов блока возросло на 12 стран, в то время как за весь период холодной войны их количество увеличилось только на четыре. С 1990-х гг. расширение НАТО происходит строго на Восток, в сторону российских границ.

При этом процесс включения в блок новых государств не прекращается. В качестве наиболее вероятных претендентов на вступление в НАТО в ближайшей перспективе рассматриваются Черногория, Македония, Босния и Герцеговина. Кроме того, в альянсе продолжают заявлять о перспективах интеграции Грузии и Украины.

Основной военной опасностью для России является расширение НАТО и приближение его военной инфраструктуры к границам РФ.

Оценивая ситуацию со стратегической точки зрения, невозможно не заметить негативного влияния складывающейся обстановки на военную безопасность России. Численность объединенных вооруженных сил НАТО составляет 1,7 млн. человек, а общая численность регулярных вооруженных сил стран альянса превысила 3,7 млн. человек.

Наряду с расширением состава членов блока, руководство альянса большое значение придает вовлечению в деятельность организации внеблоковых стран. Реализуемая в настоящее время инициатива «Развитие оперативной совместимости с партнерами» предусматривает создание привилегированного формата сотрудничества с наиболее «значимыми» для блока государствами. К числу таких государств отнесены 24 страны, в том числе Грузия, Молдавия, Украина.

В рамках данной инициативы предполагается содействие в укреплении силовых структур, совместное проведение мероприятий оперативной и боевой подготовки, использование промышленного потенциала государств-партнеров для производства отдельных образцов продукции военного назначения.

Цитата из Национальной военной стратегии Соединенных Штатов Америки 2015 г.:

«Вооруженные силы США – самые выдающиеся в мире. Они обладают возможностями для осуществления широкого круга действий по защите страны и наших интересов, по обеспечению безопасности наших союзников. Американские вооруженные силы сдерживают агрессию, обладая надежным и грозным ядерным арсеналом, который является безопасным и эффективным. Они проводят операции и осуществляют военные действия с передовых баз.

Силы передового базирования, действующие во всем мире на ротационной основе, регулярно демонстрируют свою способность и готовность к действиям. Если агрессию не удается предотвратить методами сдерживания, американские военные готовы перебросить войска в любую точку земного шара и методом устрашения не дать противнику добиться своих целей, либо решительно разгромить любого, кто угрожает Соединенным Штатам Америки, нашим национальным интересам, нашим союзникам и партнерам.

Мы прилагаем усилия для наращивания решающих преимуществ. Силы и средства будущего должны давать нам возможность  защищать территорию страны и проецировать военную силу в глобальном масштабе».

Еще одним проектом по привлечению внеблоковых государств к сотрудничеству с альянсом является «Привилегированное партнерство». В числе таких партнеров рассматриваются соседние с Россией Грузия и Финляндия, а также Швеция.

В рамках данного проекта достигнута договоренность об использовании финской и шведской инфраструктуры для обеспечения перебросок войск (сил) НАТО на север Европы.

Используя в качестве предлога кризис на Украине, НАТО значительно активизировала свою деятельность. При этом руководством блока не скрывается явно антироссийская направленность предпринимаемых мер. Обвинение России в «агрессивной политике на постсоветском пространстве» и выдвижение тезиса «о необходимости ее сдерживания» сегодня стали основной движущей силой развития Организации Североатлантического договора.

Подтверждением этому являются решения, принятые на состоявшейся в сентябре 2014 г. в Великобритании сессии Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран-членов блока.

Помимо договоренностей об увеличении членами альянса оборонных расходов и урегулировании ситуации в Афганистане принят перечень мер по повышению военных возможностей блока, расширению состава организации и усилению санкционного давления на Российскую Федерацию.

Резкое изменение отношения НАТО к России проявляется в активизации военной деятельности блока вблизи наших границ. Начиная с 2014 г. происходит резкий скачок количества проводимых альянсом мероприятий в сторону их увеличения.

Число заходов кораблей нечерноморских государств НАТО в акваторию Черного моря возросло в четыре раза, интенсивность полетов вдоль российских границ тактической и разведывательной авиации увеличилась в два раза, а самолетов дальнего радиолокационного обнаружения – в девять раз.

Над акваторией Черного моря осуществляются регулярные полеты разведывательных беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk, а в Балтийском море на постоянной основе несут службу разведывательные корабли ВМС ФРГ и Польши.

Количество учений, проводимых блоком, увеличилось практически в 1,8 раза. С 3 октября по 6 ноября 2015 г. прошли крупнейшие за два последних десятилетия военные учения НАТО с участием 36 тыс. военнослужащих, 200 самолетов и 50 военных кораблей из 30 стран, причем с привлечением военнослужащих Украины.

Высшее военно-политическое руководство Российской Федерации ведет планомерную работу по строительству и развитию Вооруженных Сил.

При этом наблюдается изменение направленности учебно-боевой деятельности ОВС НАТО. Если в предыдущие годы в ходе учений отрабатывались в основном вопросы кризисного урегулирования и противодействия терроризму, то сегодня приоритет отдается решению задач в ходе военных действий с условным противником, в котором легко угадывается Российская Федерация.

На уэльском саммите 2014 г. одобрен План действий НАТО по повышению готовности к реагированию. Документом было предусмотрено усиление военного присутствия альянса в государствах Восточной Европы и Прибалтики. В 2015 г. в структуре сил первоочередного задействования НАТО были сформированы силы немедленного реагирования численностью до 5 тыс. человек. Проведены мероприятия по переводу германо-датско-польского армейского корпуса быстрого реагирования в категорию сил высокой готовности.

Реализовано устойчивое «ограниченное» присутствие войск НАТО в Восточной Европе на ротационной основе. По мнению руководства блока, это позволило подготовить значительное количество военнослужащих альянса, в первую очередь американских, к действиям «на российском направлении».

Для повышения возможностей НАТО по оперативным перегруппировкам войск (сил) на территориях восточно-европейских и прибалтийских членов альянса развернута инфраструктура, наращиваются запасы вооружения, военной техники и материальных средств.

8 октября 2015 г. на заседании Совета НАТО было одобрено увеличение сил быстрого реагирования до 40 тыс. человек, а также развертывание передовых структур управления и обеспечения в Венгрии и Словакии – в дополнение к уже имеющимся в Польше, Болгарии, Румынии, Эстонии, Латвии, Литве.

Очевидно, что предпринимаемые НАТО меры по повышению своих военных возможностей носят далеко не оборонительный характер. При этом «локомотивом» расширения наступательных возможностей объединенных вооруженных сил НАТО выступают ВС США.

Еще одной значимой военной опасностью для Российской Федерации являются нарастающие проблемы сохранения стратегической стабильности в мире.

В этой связи развертывание американской глобальной системы ПРО расценивается Россией как очередной шаг США и их союзников по демонтажу сложившейся системы международной безопасности в своем стремлении к мировому доминированию.

Декларируя необходимость защиты территории США и их союзников в Европе и Азии от ударов баллистических ракет Ирана и Северной Кореи, американцы в 2002 г. в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО 1972 г. Сняв таким образом ограничения по масштабу прикрываемой от баллистических ракет территории и количеству противоракетных средств, Пентагон в 2010 г. приступил к развертыванию глобальной системы ПРО. С 2013 г. в этот процесс включились европейские члены НАТО.

Одна из основных задач Министерства обороны России – перевооружение ВС РФ современными и перспективными образцами вооружения.

Комплексы ПРО появились вблизи западных, восточных и южных границ России. Корабли, оснащенные комплексами ПРО Aegis , выполняют задачи в акваториях Средиземного и Черного морей. Осуществляется размещение наземных комплексов ПРО Aegis Ashore в Румынии и Польше. Создаются группировки противоракетных средств США в Азиатско-Тихоокеанском регионе при участии Японии и Южной Кореи.

Развернутые в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также на американском континенте комплексы ПРО, по сути, представляют собой эшелонированную систему перехвата на начальном, среднем и конечном участках полета баллистических ракет наземного и морского базирования.

Несмотря на заверения американской стороны об отсутствии «антироссийских намерений» в проекте глобальной ПРО, очевидно, что продолжение реализации противоракетных планов США и НАТО создает реальную угрозу для российских стратегических ядерных сил.

Развертывание противоракетных средств сопровождается нарушением со стороны США положений одного из важнейших договоров, обеспечивающих стратегическую стабильность в Европе – Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Речь идет об использовании в размещаемых на территориях Румынии и Польши наземных комплексах ПРО Aegis Ashore универсальных установок вертикального пуска Мk 41, позволяющих, кроме противоракет SM-3, применять и крылатые ракеты типа Tomahawk.

Учитывая, что корабли противоракетной обороны ВМС США оснащаются аналогичными пусковыми установками, в зону поражения крылатых ракет наземного и морского базирования попадает вся европейская часть Российской Федерации.

Наряду с созданием и развертыванием систем стратегической ПРО опасения вызывает реализация Соединенными Штатами концепции «быстрого глобального удара». В рамках этой концепции разрабатываются неядерные высокоточные ударные средства глобальной досягаемости. Несмотря на значительные финансовые затраты и технические сложности, работы в этой области не прекращаются. Поэтому нельзя исключать, что неядерные средства «глобального удара» станут реальностью уже в обозримом будущем.

В совокупности с реализацией планов по развитию ПРО это может создать угрозу нарушения стратегического ядерного баланса, который до сих пор является гарантом мировой стабильности.

Помимо проблем, связанных с угрозами нарушения стратегического баланса сил, появляется опасность возникновения новых очагов нестабильности у российских границ.

В стремлении «поставить Россию на колени» все более явной становится заинтересованность Вашингтона и его партнеров по НАТО в создании кризисных ситуаций в приграничных с Российской Федерацией регионах.

Технология «цветных революций» уже стала стандартной – манипуляция извне протестным потенциалом населения с использованием информационного пространства в сочетании с политическими, экономическими, гуманитарными и другими невоенными мерами.

Из выступления президента РФ Владимира Путина на совещании по развитию ВС РФ 10 ноября 2015 г. в Сочи:

«Как известно, Соединенные Штаты и их союзники не прекращают строительство систем глобальной противоракетной обороны. Причем ни наши озабоченности, ни предложения о сотрудничестве, к сожалению, в расчет не принимаются. Мы неоднократно указывали, что подобные действия расцениваем как попытку подорвать существующий паритет в области ракетно-ядерных вооружений, а по сути – расшатать всю систему региональной и глобальной стабильности. Нас заверяли, что система противоракетной обороны и ее европейский сегмент предназначены для защиты от иранских баллистических ракет. Однако мы знаем, что ситуация с иранской ядерной проблемой урегулирована, соответствующие соглашения подписаны, более того – утверждены соответствующими парламентами, а работа над системами противоракетной обороны тем не менее продолжается.

Таким образом, ссылки на иранскую и северокорейскую ракетно-ядерную угрозу прикрывают истинные планы, а их истинная цель – в нейтрализации стратегического ядерного потенциала других ядерных государств, кроме Соединенных Штатов и их союзников, – прежде всего, конечно, нашей страны, России, – и стремлении получить решающее военное превосходство со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Сценарии государственных переворотов в форме «цветных революций» на постсоветском пространстве были реализованы на Украине, в Грузии и Молдавии. В результате к власти приводились силы, имеющие в основном прозападную и антироссийскую ориентацию.

Так, пришедшие путем государственного переворота к власти на Украине радикалы и русофобы в феврале 2014 г. узаконили в стране деятельность неофашистских и националистических организаций. Основным содержанием государственной украинской политики стало обвинение во всех собственных проблемах России и притеснение русскоязычного населения.

Новые украинские руководители пытались с применением военной силы усмирить населяющих Донбасс граждан Украины, выразивших недоверие нелегитимной власти и не согласных с проводимой в государстве русофобской политикой.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, согласованный на саммите в Минске 11-12 февраля 2015 г. руководителями Германии, Франции, Украины, России, подписанный контактной группой, состоящей из представителей Украины, России и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, направленный на деэскалацию вооруженного конфликта на востоке Украины, до сих пор не выполняется в полном объеме. Продолжаются обстрелы мирных городов Донбасса со стороны вооруженных формирований Украины, хотя и с меньшей интенсивностью. Политическая часть соглашений вообще не выполняется украинской стороной.

Сложно предсказать, чем все это закончится, сохраняется угроза превращения Донбасса в замороженный конфликт. Неизвестно, какие указания получают новые украинские власти от западных «кураторов» и куда может быть направлена агрессия Киева в дальнейшем. Такая неопределенность не исключает военную опасность для России.

Продолжая оценку военных опасностей для Российской Федерации, связанных с дестабилизацией обстановки вблизи российских границ, нельзя забывать о так называемых «замороженных» конфликтах на постсоветском пространстве.

Уже более двадцати лет окончательно не урегулированы отношения Молдавии с непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, Грузии с Республиками Абхазия и Южная Осетия, Армении и Азербайджана по вопросу о статусе Нагорно-Карабахской автономии.

На фоне обострения отношений Российской Федерации с США и Европой возрастает вероятность «размораживания» этих конфликтов, что грозит возникновением вооруженных столкновений вблизи границ нашего государства.

Среди современных военных опасностей и угроз для Российской Федерации особое место занимает глобальный терроризм. Тревогу вызывают масштабы и темпы роста этой угрозы. Если в 60-70-х годах прошлого столетия во всем мире численность членов различных экстремистских организаций составляла, по разным оценкам, около двух тысяч человек, то в 1990-е гг. эта цифра возросла до 50 тысяч, а на сегодняшний день превышает 200 тысяч.

Развиваются и организационные формы терроризма. Террористы-одиночки и боевые группы остаются в прошлом. Сегодня это – разветвленные транснациональные сети и даже организации с признаками государства, к примеру, так называемое «Исламское государство» (ИГ –  террористическая организация, запрещенная в России), которое уже действует на территориях Ливии, Сирии, Ирака, Афганистана и некоторых других стран.

На почве распространения идей радикального ислама постоянно растет число боевиков ИГ, среди которых представители многих стран, в том числе граждане США, европейских государств. Есть в их рядах и лица с российским гражданством.

Получив идеологическую подготовку и боевой опыт, эти люди возвращаются на родину и распространяют террористическую угрозу практически по всему миру.

Попытки международной коалиции во главе с США уничтожить базы ИГ путем нанесения авиаударов не приносят ощутимых результатов. Потенциала союзных коалиции формирований курдов и иракских силовых структур недостаточно для решения данной задачи.

В этой связи Россия, по просьбе законного сирийского правительства, развернула силами ВКС РФ операцию в Сирии, направленную на уничтожение формирований ИГ и других террористических организаций.

УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Современные вызовы безопасности России не остались без адекватной реакции. Предпринимаемые в этой связи в 2015 г. меры позволили обеспечить надежную защиту интересов страны.

В первую очередь это планомерная работа по строительству, развитию и подготовке Вооруженных Сил.

Стратегические ядерные силы поддерживались на уровне, позволяющем гарантированно решать задачи ядерного сдерживания. На вооружение поступали современные ракетные комплексы, способные эффективно преодолевать глубокоэшелонированную ПРО. Обновлялся парк стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Вводились в строй новейшие подводные ракетные крейсеры.

Одна из основных задач Министерства обороны России – перевооружение ВС РФ современными и перспективными образцами вооружения.

Продолжалась совершенствоваться воздушно-космическая оборона.

Для защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации на юго-западном стратегическом направлении развернута и совершенствуется самодостаточная группировка войск в Крыму. Продолжалось наращивание группировки сил и средств, инфраструктуры в Арктическом регионе.

В рамках долгосрочных соглашений с Абхазией, Арменией, Киргизией, Таджикистаном и Южной Осетией наращивался потенциал размещенных на их территориях российских военных баз. Они являются гарантом безопасности и стратегической стабильности в этих регионах.

Выполнялись планы перевооружения войск (сил) на современные и перспективные образцы вооружения и военной техники, совершенствовалась их боевая выучка.

Результаты учений и внезапных проверок показали, что наши Вооруженные Силы способны выполнить поставленные перед ними задачи в любое время, в любых условиях обстановки.

В январе 2013 г. президент РФ Владимир Путин утвердил первый в истории нашей страны «План обороны страны». В нем обозначены потенциальные риски, угрозы безопасности государства, увязаны действия по таким базовым направлениям, как развитие Вооруженных Сил и реализация программ вооружения, мобилизационная подготовка и территориальная оборона. Поставлены задачи перед министерствами и ведомствами.

Мероприятия плана периодически проверялись на практике в ходе внезапных проверок войск и масштабных учений, в том числе стратегических учений «Центр-2015». В настоящее время в связи с изменением военно-политической обстановки положения этого стратегического документа уточнены.

СОСТАВ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

В 2015 г. произошли существенные изменения в структуре Вооруженных Сил РФ. Создан новый вид Вооруженных Сил – Воздушно-космические силы (ВКС). Таким образом, с августа 2015 г. ВС РФ включают три вида ВС: Сухопутные войска, Воздушно-космические силы, Военно-морской флот и два рода войск: Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска.

Создание нового вида Вооруженных Сил обусловлено смещением центра тяжести вооруженной борьбы в воздушно-космическую сферу и продиктовано объективной необходимостью в объединении под одним командованием всех сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности в воздушно-космическом пространстве.

Это позволило сосредоточить всю ответственность за формирование военно-технической политики по развитию войск, решающих задачи в военно-космической сфере, а также повысить эффективность их применения за счет более тесной интеграции.

На базе органов управления Войск ВКО и ВВС сформированы Управление главнокомандующего ВКС и Главный штаб ВКС, а объединения, соединения и воинские части ВВС и Войск ВКО преобразованы в три рода войск ВКС: Военно-воздушные силы, Космические войска, Войска противовоздушной и противоракетной обороны.

В ноябре 2015 г. к ударам по целям на территории Сирии присоединились самолеты Дальней авиации ВКС РФ.

При этом действующая система управления силами и средствами авиации и ПВО военных округов остается неизменной.

Общее руководство воздушно-космической обороной по-прежнему осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, а непосредственное – Главное командование Воздушно-космических сил.

Продолжалось совершенствование состава все видов ВС и родов войск. За последние три года появилось восемь новых оперативных объединений, более 25 дивизий (общевойсковых, авиационных, ПВО, надводных кораблей) и 15 бригад.

Постоянно совершенствовалась и система управления ВС РФ. В целях повышения ее эффективности и укрепления обороноспособности страны успешно функционирует созданный недавно Национальный центр управления обороной Российской Федерации. Он позволяет не только отслеживать обстановку, но и в реальном масштабе времени обеспечить управление всей военной организацией государства.

В военных округах с такими же задачами развернуты региональные и территориальные центры, замыкающие единую систему управления до соединения включительно.

БОЕВАЯ СЛУЖБА, ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

С 30 сентября 2015 г. Россия силами ВКС развернула операцию против террористических группировок в Сирии. Операция проводится по просьбе законного правительства Сирии, в полном соответствии с нормами международного права. Также полностью соблюдены требования российского законодательства: президент РФ обратился к Федеральному собранию с запросом на использование ВС РФ за рубежом и получил соответствующее разрешение. При этом Владимир Путин исключил участие российских войск в наземных операциях.

На авиабазе Хмеймим в Сирии была развернута авиационная группировка, включающая свыше 50 летательных аппаратов: штурмовиков Су-25СМ, фронтовых бомбардировщиков Су-24М и Су-34, истребителей Су-30СМ, вертолетов Ми-24 и Ми-8. ПВО базы после преступной провокации со стороны Турции 24 ноября, в результате которой был сбит бомбардировщик Су-24 и погиб подполковник Олег Пешков, обеспечивается дивизионом ЗРС С-400, а также совместной с ВС Сирии объединенной группировкой ПВО. Охрану и оборону авиагруппы обеспечивают подразделения морской пехоты и ВДВ. Также развернуты соответствующие силы и средства управления, разведки и связи.

Для обеспечения действий российской группировки создана и бесперебойно функционирует система материально-технического обеспечения, инженерно-аэродромного, аэродромно-технического и специальных видов обеспечения.

Для военнослужащих, выполняющих задачи в Сирии, созданы все необходимые условия – комфортное размещение, трехразовое питание, торгово-бытовое обслуживание и др.

Российская авиация наносит точечные удары по объектам террористических группировок: пунктам управления и узлам связи, лагерям подготовки террористов, заводам и мастерским изготовления и ремонта вооружения, складам боеприпасов и топлива, опорным пунктам и укрепленным узлам, полевым лагерям и базам, колоннам военной техники, огневым позициям.

Самолеты авиационной группировки ВКС РФ в Сирии в среднем за сутки совершают 45-50 боевых вылетов.

В среднем за сутки совершается 45-50 боевых вылетов днем и ночью, в ходе которых наносятся удары по 60-70 объектам террористов. Действия российской авиации позволили сирийской правительственной армии перейти в наступление в провинциях Алеппо, Латакия, Идлиб, Хомс, Дамаск и других.

В ноябре к ударам по целям на территории Сирии присоединились самолеты Дальней авиации ВКС России: стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22МЗ. Ракетоносцы применяли, в том числе, и крылатые ракеты авиационного базирования нового поколения.

7 октября 2015 г. корабельная ударная группа ВМФ России из назначенного района акватории Каспийского моря впервые нанесла массированный удар крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр-НК» по объектам инфраструктуры ИГИЛ на территории Сирии.

Четыре ракетных корабля произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования по 11 целям, по данным объективного контроля, все цели уничтожены, гражданские объекты не пострадали.

Объектами поражения стали заводы по производству снарядов и взрывчатых устройств, командные пункты, склады боеприпасов, вооружения и горюче-смазочных материалов, а также лагеря подготовки террористов.

20 ноября корабли Каспийской флотилии выполнили 18 пусков крылатых ракет, 8 декабря удары крылатыми ракетами произвела подводная лодка «Ростов-на-Дону», находившаяся в акватории Средиземного моря.

Эти ракетные удары вместе с операцией ВКС в Сирии продемонстрировали всему миру реальные достижения России по укреплению своей военной безопасности и способности к «проекции силы» на удаленных театрах военных действий.

Готовность ВС РФ, других министерств и ведомств выполнять задачи оперативно-стратегического масштаба в сложной военно-политической и оперативной обстановке была проверена в ходе стратегических учений «Центр-2015», прошедших в период с 14 по 20 сентября в Центральном военном округе. В учениях приняли участие около 95 тыс. человек, свыше 7 тыс. единиц вооружения и военной техники, до 170 самолетов, 20 кораблей.

Как заявил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, «впервые в новейшей истории отработан вопрос создания и применения мощной ударной авиационной группировки из 150 самолетов. Успешно осуществлено нанесение авиационных ударов по целям в условиях меняющейся мишенной обстановки. Произведена высадка тактического десанта, в котором было задействовано 800 человек десанта, 20 самолетов и 36 вертолетов».

В этих маневрах представители практически всех видов и родов войск учились локализации условных международных конфликтов на Центрально-Азиатском стратегическом направлении. В учениях были задействованы не только войска Центрального военного округа, но и Каспийская флотилия, Воздушно-десантные войска, Дальняя и Военно-транспортная авиация. Кроме того, в маневрах участвовали органы управления и подразделения МВД, МЧС, ФСБ, ФСО и ФСКН России.

Впервые в мероприятиях Российской армии такого масштаба приняли участие подразделения из Казахстана, входящие в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.

Учениям предшествовала внезапная проверка боеготовности Центрального военного округа, длившаяся неделю. Маневры проходили на территории от Оренбурга и Алтая до Каспийска и Астрахани, захватив, таким образом, часть зоны ответственности Южного военного округа. Различные этапы развернулись на 20 полигонах и участках местности.

За центральным эпизодом учений «Центр-2015» под Оренбургом наблюдал президент РФ Владимир Путин. Против условного противника действовали оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», тяжелые огнеметные системы «Буратино», авиабомбами и ракетами по «неприятельским» позициям работали штурмовики Су-25СМ, бомбардировщики Су-24М, самолеты Су-30СМ и Су-34, а также вертолеты Ми-35М. Также цели поразили дальние бомбардировщики Ту-22М3 под прикрытием истребителей Су-27. Ранее экипажи стратегических ракетоносцев Ту-160 успешно провели пуски шести крылатых ракет на полигоне Пембой.

По завершении эпизода маневров Путин посетил выставку современного вооружения и провел «полевое» заседание Военно-промышленной комиссии. «Учения показали высокие тактико-технические характеристики современных систем вооружения и тем самым еще раз подтвердили значительный потенциал наших оборонных предприятий», – заявил президент.

В течение 2012-2015 гг. общее количество тренировок и учений различного уровня в ВС РФ возросло более чем в два раза.

На Чебаркульском полигоне прошло масштабное ночное «сражение», в ходе которого подразделения 28-й отдельной мотострелковой бригады блокировали и уничтожили условное бандформирование.

Военная полиция и ФСКН также боролись с «бандитами», по легенде перевозящими наркотики из Таджикистана. На полигоне Донгуз машины с условными наркокурьерами попали в засаду силовиков.

Маневры активно шли и на полигоне Ашулук под Астраханью. Там высадились подразделения 31-й десантно-штурмовой бригады, отбив местный аэродром у условного неприятеля. Таким образом, они обеспечили высадку главных сил 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Затем десантники отбили у «противника» ближайшие железнодорожные станции – Ашулук и Тамбовку, на которые прибывали эшелоны с основными силами 2-й гвардейской общевойсковой армии.

Впервые ВДВ высаживались на полигоне Донгуз. Около 800 бойцов и свыше 20 единиц военной техники 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады из Камышина десантировались парашютным способом из военно-транспортных самолетов Ил-76.

На Каспии в это время разыгрывалось морское сражение. Семь кораблей Каспийской флотилии, а также несколько десантных катеров и судов обеспечения защитили от «террористов» объекты нефтедобывающей промышленности в районе месторождения им. Корчагина. Кроме того, моряки провели стрельбы по мишеням.

Владимир Путин в интервью 13 ноября подробно рассказал об особенностях проведения операции ВКС в Сирии:

«Мы заблаговременно проинформировали американскую сторону и руководство НАТО о начале боевых действий.

Рассчитывали по крайней мере на нормальную в таких случаях плотную военно-экспертную координацию с возглавляемой американцами международной антиигиловской коалицией. Пусть даже и при всех принципиальных разногласиях в подходах России и США к оценкам сирийского кризиса.

Однако реакция со стороны американских и западных партнеров оказалась весьма сдержанной. Хотя, казалось бы, ИГ и аналогичные экстремистские группировки, орудующие в Сирии, представляют для наших стран однозначно общую угрозу.

Нам пока не удалось продвинуться дальше согласования Меморандума о взаимопонимании между министерствами обороны России и США о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Да и то с оговоркой со стороны американцев, что подобного рода взаимодействие никоим образом не следует расценивать как нормализацию контактов в военной сфере, замороженных по их инициативе.

Не захотели США откликнуться и на наше предложение о заключении специального соглашения о спасении экипажей военно-воздушных судов, несмотря на то, что в свое время, когда начиналась американская операция в Афганистане, мы на аналогичную просьбу с их стороны откликнулись незамедлительно.

Не получили мы ответа на наше предложение предоставить России для планирования операций ВКС в Сирии американские разведданные, хотя неоднократно обращались к США за такой информацией.

Между тем мы готовы учитывать в наших действиях любую достоверную информацию о нахождении террористических группировок. У нас даже есть опыт сотрудничества с Сирийской свободной армией (ССА). Российская авиация нанесла несколько ударов по указанным ею целям. При этом мы исключили районы, обозначенные командирами ССА как подконтрольные им. К слову, это еще раз подтверждает то, что мы не бомбим так называемую «умеренную» оппозицию и мирное население.

Мы готовы взаимодействовать с Вашингтоном, несмотря на то, что их действия в Сирии осуществляются в нарушение международного права – нет ни соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, ни обращения сирийского руководства.

В отношении сроков проведения операции в Сирии – перед российскими силами поставлена четкая задача – оказывать авиационную поддержку наступлению армии Сирии на террористов. Поэтому время пребывания наших военных будет определяться исключительно по мере реализации этой цели.

И последнее. Наши действия в Сирии, а также возможные риски и последствия были тщательно, много раз просчитаны, и все необходимые для операции ресурсы – как финансовые, так и технические – заранее предусмотрены».

В целом учения показали возросший уровень боевой выучки ВС РФ, позволили уточнить мероприятия мобилизационной готовности, проверить уровень взаимодействия и готовность различных ведомств и органов власти, включая местные, к проведению мероприятий, предусмотренных планом обороны страны.

Подводя итоги за три прошедших года, можно констатировать, что общее количество тренировок и учений различного уровня возросло более чем в два раза. Все они носили межвидовой характер и были максимально приближены к задачам по предназначению войск. В результате повышения интенсивности боевой учебы удалось добиться увеличения нормативных показателей по налету летного состава на 129%, наплаванности экипажей надводных кораблей – на 117%, количество прыжков с парашютом – на 5%.

Также возросла интенсивность мероприятий оперативной подготовки. Так, в 2012 г. их проведено 423, в 2013 г. – 548, в 2014 г. – 781 и в 2015 г. – 866. С 2013 по 2015 гг. количество полетов в календарном году самолетов Дальней авиации увеличилось на 15%. Количество походов боевых кораблей в этот же период увеличилось с 55 до 125. С 2013 г. к учениям привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Совместно с Вооруженными Силами они отрабатывают задачи по поддержанию режима военного положения, ведению территориальной обороны.

С 1 по 15 августа 2015 г. проведены первые Армейские международные игры. В них приняли участие 43 команды (более 1200 участников) и 16 групп наблюдателей от 16 иностранных государств, представляющих Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку. Игры проводились на 11 полигонах. В 13 конкурсах по полевой (воздушной, морской) выучке разыграно 1440 медалей (36 комплектов).

В ходе подготовки к Играм состязаниями и конкурсами было охвачено более 200 тыс. человек. Проведенные мероприятия позволили повысить индивидуальные показатели военнослужащих и общий уровень подготовки российских расчетов (экипажей), который оценивается как высокий.

Это позволило нашим командам лидировать на протяжении всех этапов. По сумме призовых мест за все конкурсы места распределились: первое место – Россия, второе место – Китай, третье место – Белоруссия.

В 2015 г. было проведено 866 мероприятий оперативной подготовки.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

В 2015 г. было организовано ритмичное финансирование гособоронзаказа (ГОЗ) и контроль своевременного выполнения контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники.

В целом в 2012-2015 гг. обеспечены:

• рост объемов бюджетных ассигнований на реализацию ГОЗ – в 2,6 раза;

• производство и модернизация более 17 тыс. ед. образцов ВВСТ.

По основным номенклатурам ВС РФ в течение последних трех лет выпущено более 15,8 тыс. единиц новых и перспективных образцов вооружения и военной техники. Выполнение показателей ГОЗ позволило до конца 2015 г. завершить переоснащение на современные образцы (оснастить современными образцами) вооружения и техники 207 воинских формирований (соединений, воинских частей и их структурных подразделений) Вооруженных Сил.

По результатам проведенных мероприятий показатель доли современных образцов ВВСТ в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 23,4% и составил 49,4%.

На базе Национального центра управления обороной Российской Федерации постоянно осуществляется мониторинг и анализ исполнения каждого госконтракта, который позволяет:

• заблаговременно выявлять предпосылки к срыву сроков исполнения контрактов;

• минимизировать риски неисполнения контракта;

• устранять факторы, оказывающие негативное воздействие;

• своевременно принимать управленческие решения о направлении высвобождаемых бюджетных средств на наиболее приоритетные задачи.

В 2015 г. разработана концепция межведомственной системы контроля, подготовлена и принята новая редакция Федерального закона о государственном оборонном заказе. Законом предложен инновационный механизм контроля за использованием бюджетных средств в сфере гос-оборонзаказа, основанный на объединении информации от различных структур, участвующих в его исполнении.

При этом с 1 сентября 2015 г. началась практическая реализация Федерального закона.

Так, предприятия промышленности, начавшие с 1 сентября осуществлять расчеты с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках, успешно проводят расчеты с кооперацией, регулярно выплачивают заработную плату, своевременно рассчитываются по платежам в бюджет, оплачивают текущие коммунальные платежи и пр.

Для безусловного достижения показателей «майских» указов президента Российской Федерации все мероприятия военного строительства на период до 2021 г. были жестко синхронизированы и увязаны с параметрами «Плана строительства и развития Вооруженных Сил». При этом оснащение Вооруженных Сил современными образцами ВВСТ, комплектование личным составом и создание объектов инфраструктуры были синхронизированы по срокам с учетом плановых объемов финансирования.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В 2015 г. усилия Министерства обороны были сосредоточены на внедрении новых подходов к комплектованию Вооруженных Сил. Они заключаются в повышении качества подбора, подготовки и прохождения военной службы военнослужащими-контрактниками. Комплектование должностей солдат и сержантов предусматривается осуществлять как за счет совершенствования системы призыва, так и за счет увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Ежегодно начиная с 2012 г. на службу по контракту набирается не менее 50 тыс. граждан. В результате к концу 2015 г. численность военнослужащих по контракту составила около 352 тыс. чел. Уже в середине минувшего года количество контрактников в войсках впервые превысило число военнослужащих по призыву.

Система материально-технического обеспечения ВС РФ выходит на новый уровень.

В первоочередном порядке контрактниками укомплектованы воинские должности сержантов и должности, определяющие боевую способность воинских частей, а также должности специалистов, обеспечивающих подготовку и эксплуатацию сложных образцов боевой техники.

Продолжается активная работа по максимальному использованию научного и спортивного потенциала граждан. В настоящее время в соответствии с поручениями президента Российской Федерации созданы 12 научных рот и 4 спортивные роты. Военнослужащие указанных подразделений уже на практике зарекомендовали себя эффективными специалистами и показали высокие спортивные результаты на прошедших Олимпийских играх.

Особенностями призывных кампаний (весной и осенью) 2015 г. стало широкое использование патриотического подъема при праздновании 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и первое участие в призыве молодежи из Крыма и Севастополя. В целом призывные кампании прошли с лучшими результатами, чем в предыдущие годы. Снижается число уклонистов, растет доля молодежи с высшим и средним профессиональным образованием. За последние четыре года повысилась на 6% годность молодежи к военной службе по состоянию здоровья.

Особое внимание уделяется развитию системы военного образования. В соответствии с параметрами кадрового заказа формируется перспективная сеть военно-учебных заведений, совершенствуется их структура. Всего на сегодняшний день сеть вузов Минобороны включает 26 высших военно-учебных заведений. В период с 2013 г. на базе бывших филиалов ВУНЦ видов Вооруженных Сил создано 11 военных училищ.

В высшие военно-учебные заведения ежегодно зачисляется более 11 тыс. человек. Конкурс в отдельные вузы достигает 26 человек на одно место. Кроме того, система довузовской подготовки молодежи пополнилась 8 училищами и кадетскими корпусами (Кызыльское, Владивостокское и Севастопольское президентские кадетские училища, Пермское и Северо-Кавказское суворовские военные училища, Омский и Аксайский казачьи кадетские корпуса). 14 ноября 2015 г. вышло распоряжение правительства о создании Московского президентского кадетского училища.

Владимир Путин на совещании по развитию ВС РФ 13 ноября 2015 г. отметил, что «нужно и дальше повышать качество военного образования, а для этого, сохраняя лучшие методики подготовки кадров, искать новые, перспективные, передовые подходы, прежде всего направленные на максимальное приближение образовательного процесса к тем реальным задачам, которые офицерам приходится решать в войсках». Президент также обратил внимание на необходимость обеспечить приоритетное комплектование вузов современными образцами вооружения и военной техники. «Молодые командиры должны не просто их знать, а уметь этим пользоваться – этими современными образцами техники, в совершенстве владеть ими», – сказал президент.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В 2015 г. обеспечена строительная готовность зданий и сооружений стартовых позиций для постановки на боевое дежурство новых ракетных комплексов с баллистическими ракетами. Введенная в эксплуатацию инфраструктура позволила ракетным дивизионам своевременно приступить к решению боевых задач. Успешно завершены работы по сооружению стартовых позиций космического ракетного комплекса «Ангара» на космодроме Плесецк.

С опережением графика идет строительство Геопорта в рамках Новороссийской военно-морской базы. Завершение работ предусмотрено в 2017 году.

В рамках совершенствования и оптимизации мест хранения вооружения, ракет и боеприпасов завершено строительство 390 (из них 264 – в 2015 г.) хранилищ из 580. Оставшиеся 190 будут построены и введены в строй в 2016 г. В построенных хранилищах будет размещено порядка 400 тыс. тонн боеприпасов, в настоящее время размещено более 45 тыс. тонн.

Строительство Геопорта в рамках Новороссийской военно-морской базы идет с опережением графика.

Все хранилища обеспечены современными системами охраны, дорожной сетью, оснащены средствами механизации. Кроме того, они позволят исключить внешнее воздействие на боеприпасы, обеспечить их сохранность и взрывопожаробезопасность, а в случае возникновения нештатных ситуаций обеспечить сохранность других объектов.

В соответствии с «Планом развития Вооруженных Сил» вместо 330 существующих баз и складов, устаревших как морально, так и физически, осуществляется строительство первого из 24 современных производственно-логистических комплексов (ПЛК) в Наро-Фоминске. Строительство ПЛК «Нара» планируется завершить к исходу 2016 года.

До 2020 г. планируется построить 24 ПЛК, оснащенных передовыми технологиями учета и переработки грузов, которые сформируют в Вооруженных Силах единую логистическую систему хранения запасов материальных и технических средств.

В 2015 г. на полигоны военных округов к 15 имеющимся полевым лагерям (АПЛ-500) полного жизненного цикла поставлено еще 10 лагерей (на 5 тыс. чел.). Это позволило задействовать полигоны для боевой подготовки войск на все 365 дней в году и автономно организовать жизнь и быт проживающих в лагерях военнослужащих.

В рамках развития системы обеспечения горючим аэродромов, параллельно с обеспечением и заправкой, продолжается строительство 22 современных топливо-заправочных комплексов, соответствующих международным стандартам. В 2014 г. было построено три топливо-заправочных комплекса, в 2015 г. завершено их строительство еще на пяти аэродромах. При этом нефтяными компаниями в строительство и реконструкцию объектов инвестировано уже более 12 млрд. рублей.

Во исполнение Указа президента Российской Федерации от 17 апреля 2015 г. №196 подразделения Железнодорожных войск выполняют задачи по строительству двухпутной электрифицированной железной дороги на участке Журавка–Миллерово с 11 по 52,4 км. Также по поручению президента РФ силами железнодорожной бригады Южного военного округа выполнены работы по разминированию и очистке земляного полотна и полосы отвода в ходе восстановления Абхазской железной дороги.

В целях размещения формируемых воинских частей в Арктической зоне (пос. Рогачево архипелага Новая Земля, на островах Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, Средний архипелага Северная Земля, Котельный архипелага Новосибирские острова, Врангеля и на мысе Шмидта) осуществляются работы по строительству и обустройству 337 объектов военной инфраструктуры. Для обеспечения работ в 2015 г. морским и воздушным транспортом было завезено более 80 тыс. тонн строительных материалов (на 50 тыс. тонн больше чем в 2014 году). Основные работы по строительству объектов для несения боевого дежурства и размещения личного состава завершены, осуществляется строительство и обустройство технических позиций, парковых и складских зон.

Особое внимание заслуживают выполненные в текущем году мероприятия по экологической очистке территории воинских частей, заброшенных гарнизонов, военных полигонов Арктической зоны, которые не проводились с момента распада Советского Союза, где загрязнено порядка 446 га земли и накопилось свыше 65 тыс. тонн металлолома. В целях организации экологической очистки в 2015 г. были сформированы подразделения ликвидации экологического ущерба, которыми было очищено от загрязнений 78 га земли, собрано 4,3 тыс. тонн металлолома (135% от плана 2015 г.), из которых вывезено 1,8 тыс. тонн и подготовлено для вывоза в 2016 г. 2,5 тыс. тонн.

Одним из приоритетных направлений работы стало обустройство военных городков. До 2020 г. планируется обустроить 519 таких городков. В 2015 г. работы завершены в 104 из них. В отдаленных гарнизонах строятся культурно-досуговые центры с кинотеатрами, кафе, библиотеками и магазинами. Обустраиваются парковые зоны под прием поступающих вооружения, военной и специальной техники. Для этого используются отапливаемые быстровозводимые тенто-мобильные укрытия.

Увеличилось количество объектов военного образования и медицины, на которых проведены капитальные ремонты, построены и реконструированы элементы инфраструктуры.

Необходимо отметить положительные сдвиги в решении вопросов социальной обеспеченности военнослужащих и членов их семей. По состоянию на 1 января 2012 г. очередь на обеспечение постоянным жильем составляла 82,4 тыс. военнослужащих. В 2012-2015 гг. на учет было принято еще более 52 тыс. военнослужащих.

Россия наращивает группировку сил и средств в Арктическом регионе.

Всего за этот же период постоянным жильем обеспечено 95,9 тыс. военнослужащих (в 2015 г. предоставлены квартиры – 5,8 тыс., жилищные субсидии – 6,3 тыс.), а также в связи с продолжением военной службы утратили право на обеспечение постоянным жильем по избранному месту жительства 7,4 тыс. военнослужащих.

В настоящее время на учете нуждающихся в постоянном жилье состоят 31,1 тыс. военнослужащих, то есть очередь уменьшилась более чем в 2,6 раза, в том числе 12,2 тыс. военнослужащих жилые помещения предложены. Таким образом, уже виден «хвост очереди».

С 2012 по 2015 гг. отмечается снижение уровня заболеваемости среди военнослужащих ВС РФ в два раза за счет проведения профилактических медицинских мероприятий, оказания медицинской помощи и качественного медицинского обеспечения.

В военные госпитали поставлено свыше 3 тыс. единиц медицинского оборудования, в том числе 90 единиц – для оказания сложной специализированной медицинской помощи.

Минобороны России удалось сохранить уровень денежного довольствия военнослужащих не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики (в среднем за 2014 г. – 56,8 тыс. руб.). Так, в 2012 г. средний уровень денежного довольствия военнослужащих составил 57,8 тыс. рублей, в 2013 г. – 59,9 тыс. руб., в 2014 г. – 62,1 тыс. рублей. В условиях оптимизации Минфином России расходов бюджета МО РФ не планирует принятие решений по отмене отдельных выплат.

В настоящее время проводятся мероприятия по установлению ежемесячной надбавки военнослужащим, входящим в состав батальонных (ротных) тактических групп, которые комплектуются только контрактниками, а также тем, кто служит в Арктической группировке войск (от 2500 до 10000 руб.).

В 2014 г. Министерству обороны удалось добиться одного из самых высоких показателей по исполнению расходов федерального бюджета – 99,97%. Таким образом, созданная система финансового обеспечения войск (сил) позволяет решать задачи по своевременному и полному финансированию воинских формирований в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач.

С 2014 г. Минобороны России приступило к реализации программы «Эффективная Армия», которая объединяет 10 наиболее приоритетных инвестиционных, социальных, научно-технических и инновационных проектов в области тылового обеспечения, строительства и социально обеспечения военнослужащих. Их реализация должна повысить эффективность расходования бюджетных средств по конкретным направлениям деятельности Минобороны.

УКРЕПЛЕНИЕ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Основное внимание в развитии военного сотрудничества в 2015 г. уделялось союзникам по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Также проводились крупные совместные военно-политические мероприятия с партнерами по Шанхайской организации сотрудничества – Китаем и Индией.

В 2015 г. резко усилилась военная активность в северных провинциях Афганистана, что объясняется захватом в конце сентября города Кундуз силами движения Талибан, а также стремительным ростом концентрации на севере страны боевиков ИГ. Последние рассматривают Афганистан в качестве плацдарма для дальнейшей экспансии в страны Центральной Азии. Здесь важно отметить тот факт, что ИГ не вступает в военное противостояние с афганскими правительственными войсками и иностранными воинскими контингентами. Боевики ИГ пока накапливают военный потенциал и наращивают число сторонников.

Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность не только в центрально-азиатских странах, но и во всех государствах, обладающих влиянием в регионе.

Странами ОДКБ в декабре 2014 г. было принято решение о Коллективных авиационных силах ОДКБ – важнейшего элемента силовой составляющей организации, определяющего степень мобильности войск. Урегулированы вопросы оптимизации механизмов военно-технического и военно-экономического сотрудничества. Оптимизирован механизм принятия Советом коллективной безопасности ОДКБ решений в случае возникновения кризисных ситуаций.

В мае 2015 г. проведена внезапная проверка Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ к выполнению задач по предназначению. Подразделениям КСОР была поставлена задача привести в высшую степень боевой готовности все силы и выдвинуться в район предназначения в течение трех суток.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа отметил, что силы КСОР в отведенный срок уложились. «Даже контингент Кыргызстана, который следовал на место проведения учений на своем автотранспорте и проделал для этого тысячекилометровый марш, уложился в то время, которое ему было отведено. Причем мы не спешили, в процессе отрабатывали некоторые возникающие вопросы. Если понадобится, то будем разворачивать свои силы быстрее. Например, чтобы поднять все подразделения КСОР необходимо шесть часов, плюс перелет. Таким образом, КСОР в Таджикистане можно развернуть за полдня, максимум – сутки. Все будет зависеть от времени полета», – сообщил генсек ОДКБ.

В период с 30 сентября по 4 октября 2015 г. в Республике Армения на полигоне «Маршал Баграмян» прошли учения с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство-2015». Темой совместных маневров была «Подготовка и ведение операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ в Кавказском регионе коллективной безопасности». Всего в учение участвовали 600 человек, около 50 единиц техники, в том числе пять вертолетов и беспилотные летательные аппараты.

В рамках учений были проведены практические занятия по гуманитарному разминированию местности, сопровождению гуманитарного груза и доставке его населению, патрулированию, блокированию и досмотру населенного пункта, переговорам, взаимодействию со СМИ.

Отрабатывались действия по отражению нападения и уничтожению незаконных воинских формирований, выявлению предполагаемых лагерей террористических группировок и проведение локальной операции по их ликвидации, а также оказанию первой медицинской помощи пострадавшим во время массовых беспорядков и эвакуации гражданского населения при ликвидации возможных аварий на объектах химической промышленности с использованием коллективных миротворческих сил.

В 2015 г. продолжалась реализация решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 2013 г. «Об оказании помощи Республике Таджикистан по укреплению таджикско-афганской границы». Согласно имеющейся информации, под эгидой ОДКБ с июня 2015 г. в регионе развернуты дополнительные подразделения вооруженных сил России и Казахстана. С российскими и казахскими военными сотрудничают представители китайских разведслужб.

В настоящее время, по данным таджикской прессы, общая структура объединенных сил, развернутых в Таджикистане, состоит из следующих элементов:

• первая линия пограничной охраны – таджикские пограничные аванпосты, на которых присутствуют российские и казахские военные специалисты; объединенные пограничные заставы и пункты пограничного контроля, укомплектованные военнослужащими из России, Казахстана и Таджикистана;

• подразделения армии Таджикистана, укрепленные российскими и казахскими военными советниками, отрядами быстрого реагирования и спецподразделениями;

• усиленные части и подразделения 201-й российской военной базы в окрестностях Душанбе, Куляба и Курган-Тюбе.

В 2015 г. знаковыми событиями в военно-политическом сотрудничестве России и Китая стало взаимное участие руководителей государств и воинских подразделений двух стран в военных парадах: 9 мая в Москве – в честь 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 3 сентября в Пекине – в честь 70-летия Победы китайского народа в войне сопротивления японским захватчикам и окончания Второй мировой войны.

В мае-августе 2015 г. состоялись две фазы российско-китайских учений «Морское взаимодействие-2015». Первая часть совместных мероприятий впервые в истории военного сотрудничества двух стран прошла в Средиземном море в середине мая. Российская сторона была представлена ракетным крейсером «Москва», где разместился штаб Объединенной группировки, а также СКР «Ладный», большими десантными кораблями «Александр Шабалин», «Александр Отраковский», ракетным кораблем на воздушной подушке «Самум» и морским буксиром МБ-31. Китайцы на маневры в Средиземном море прислали сторожевики «Линь И», «Вэй Фан» и корабль снабжения «Вэй Шаньху».

В августе состоялся второй этап учений «Морское взаимодействие-2015» в более привычном регионе – в заливе Петра Великого недалеко от Владивостока. В активной фазе приняли участие 22 корабля флотов России и Китая, подводные лодки и суда обеспечения, 20 летальных аппаратов, более 500 морских пехотинцев и 40 единиц бронетехники. Было отработано более 10 задач совместных действий: эпизоды противодиверсионной, противоминной и противокорабельной борьбы, противовоздушной обороны с привлечением самолетов НОАК и авиации Тихоокеанского флота.

В ноябре 2015 г. прошли очередные совместные российско-китайские учения пограничников на Дальнем Востоке. В мероприятии приняли участие сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю, их китайские коллеги – сотрудники КПП «Маньчжурия» Главного пограничного отряда общественной безопасности Автономного района Внутренняя Монголия и бойцы спецназа Читинской таможни.

Уровень партнерства России и Китая в военно-политической сфере высоко оценивается обеими сторонами. Особенно учитывая тот факт, что США сознательно нагнетают напряженность вблизи Китая.

Так, в октябре 2015 г. американский эсминец Lassen демонстративно вошел в 12-мильную зону у одного из рифов в архипелаге Спратли в Южно-Китайском море, где Пекин строит искусственный остров с полномасштабной взлетно-посадочной полосой. Позднее командующий Тихоокеанским командованием ВС США адмирал Гарри Харрис, находясь в Пекине, заявил, что США продолжат операции «где угодно и когда угодно» в соответствии с международным правом, подчеркнув, что Южно-Китайское море не было и не является исключением в этом вопросе. Все это вызвало весьма нервную реакцию Китая. В официальном сообщении МИД Китая назвал действия Вашингтона «наглой провокацией» и пригрозил дать решительный ответ на нарушение своего суверенитета и национальных интересов. Министр иностранных дел КНР Ван И в телефонном разговоре с госсекретарем США Джоном Керри сказал, что патрулирование американскими кораблями вод Южно-Китайского моря наносит урон взаимному доверию Китая и Соединенных Штатов.

В 2015 г. успешно развивалось и военно-политическое взаимодействие с Индией. Традиционные сухопутные российско-индийские учения «Индра» в ноябре 2015 г. состоялись уже в седьмой раз. Они поочередно проводятся на территории партнеров, в этом году – на индийском полигоне в пустыне Тар. Военнослужащие отработали совместные задачи по штурму «оккупированной» деревни, а затем освобождению заложников. На следующем этапе состоялись совместные стрельбы из всех видов оружия. Российские военные провели мастер-класс для индийских коллег по разминированию дороги.

Морская часть учений «Индра-2015» состоялась в декабре 2015 г. в Бенгальском заливе. Корабли российского Тихоокеанского флота и ВМС Индии провели противолодочное учение, отработали задачи артиллерийских стрельб, борьбы с воздушным противником. В море были также совместно осуществлены операции по досмотру судна-нарушителя, спасательные и противодиверсионные действия.

* * *

В 2015 г. развитие военно-политической обстановки в мире характеризовалось обострением напряженности сразу в нескольких регионах: на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, в Западной и Восточной Европе, в Центральной и Восточной Азии.

Российская Федерация в интересах укрепления своей безопасности развивала союзнические и партнерские отношения с большинством государств мира, опираясь на принципы безусловного соблюдения международного права. Особое внимание уделялось развитию союзнических отношений в рамках ОДКБ и военно-политическому взаимодействию с партнерами по ШОС, в первую очередь с Китаем и Индией.

Вооруженные Силы России, выполняя поставленные задачи, развернули силами и средствами ВКС операцию по борьбе с терроризмом на передовых рубежах в Сирии, превентивно воздействуя на самую опасную группировку глобального терроризма.

Планово выполнялись задачи военного строительства и развития Вооруженных Сил РФ, продолжалось их оснащение современными образцами вооружения, военной и специальной техники. Уточнен «План обороны страны» с учетом развития военно-политической обстановки. Заложены прочные основы для гарантированного обеспечения военной безопасности России в 2016 г. в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки.

В целом необходимо отметить, что важнейшие военно-политические события 2015 г. происходили в русле формирования многополярного мироустройства. Стратегия США по международной изоляции России  провалилась. Активные военно-политические действия России на региональном и глобальном уровнях в течение всего года заставили США и их союзников учитывать фактические интересы нашей страны как равноправного участника в решении ключевых проблем современного мира.


 

НОВОСТИ

Военнослужащие зенитного ракетного соединения общевойсковой армии Южного военного округа (ЮВО), дислоцированной на Северном Кавказе, завершили обучение в учебном центре войск противовоздушной обороны Сухопутных войск в Краснодарском крае, приняли на вооружение соединения зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Бук-М3».
Специалисты разработают рекомендации по модернизации вооружения и военной техники и подготовке личного состава Вооруженных Сил России по итогам проведения Армейских международных игр, сообщил начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-лейтенант Иван Бувальцев.
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу проверил ход строительства инфраструктуры нового производственно-логистического комплекса (ПЛК) «Нара» в Подмосковье.
Новые радиолокационные станции (РЛС) «Небо-У» и «Небо-М» (разработки и производства Концерна ВКО «Алмаз – Антей») поступили по гособоронзаказу в 14-ю армию ВВС и ПВО Центрального военного округа.
В очередном Едином дне приемки военной продукции приняла участие Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Мероприятие состоялось в летно-испытательном комплексе Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» – филиала РСК «МиГ».
Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев проверил ход боевого строительства Козельской ракетной дивизии (Калужская обл.), в первую очередь состояние дел на объектах соединения, где проводятся строительно-монтажные работы по модернизации перевооружаемого ракетного полка.
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу внес ряд конкретных предложений по совершенствованию боевой инженерной техники, сообщил начальник инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.
Министерство обороны России планирует закупить около 50 модернизированных бомбардировщиков Ту-160, серийное производство которых начнется с 2021 г., заявил заместитель главы военного ведомства Юрий Борисов.
С зенитным подразделением тактической группы Северного флота, дислоцированным на острове Котельный (Новосибирский архипелаг), проведено тактическое учение по совершенствованию навыков применения вооружения в арктических условиях с выполнением боевых стрельб из ЗРПК «Панцирь-С1».
Связисты Центрального военного округа на учении под Челябинском впервые применили недавно поступившие на вооружение помехозащищенные станции связи «Ладья».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100