Последняя служба «Очакова»
Почему на фарватере входа в бухту Донузлава был затопилен корпус бывшего большого противолодочного корабля «Очаков»

После переворота в Киеве подавляющее большинство населения Крыма выразило желание, чтобы автономная республика вошла в состав России. Когда начался процесс «возвращения на Родину», как называли его жители полуострова, возникла угроза провокаций со стороны приверженцев Майдана. Ситуация усугублялась наличием в Крыму большого числа украинских воинских частей и кораблей ВМСУ.

Федор ДИАНОВ

18 марта такая провокация случилась, когда в Симферополе снайпер открыл огонь по военнослужащим одной из украинских воинских частей и бойцам сил самообороны Крыма. Два человека погибли. Дабы не допустить возможности подобных инцидентов, украинским военнослужащим было предложено перейти на сторону Российской армии, в противном случае сдать оружие, демобилизоваться или отправиться на Украину. Представители Вооруженных Сил Украины в массовом порядке стали оставлять свои части и корабли и переходить под руку России. В Севастополе почти все корабли ВМСУ подняли Андреевские флаги.

Иная ситуация сложилась на озере Донузлав под Евпаторией, где базировались корабли 5-й бригады надводных кораблей ВМСУ. Они отказались принимать условия нового руководства Крыма. В состав бригады входили большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», корвет (малый противолодочный корабль) «Винница», морские тральщики «Черкассы» и «Чернигов», рейдовый тральщик «Геническ» и противодиверсионный катер «Феодосия». Все они несут легкое артиллерийское и пулеметное вооружение. И получив какой-нибудь авантюрный приказ от безбашенных киевских властей, вполне могли обстрелять приморские города и поселки. Вероятность подобного развития событий требовалось категорически исключить.

Так «Очаков» перекрыл вход в бухту Донузлав.

Вот почему было принято решение затопить на фарватере входа в бухту Донузлава корпус бывшего большого противолодочного корабля «Очаков», который давно ожидает разделки на металл. А для того чтобы не оставалось даже щели для выхода из озера, сначала по носу «Очакова», а потом и по корме дополнительно затопили выведенные из состава Черноморского флота небольшие вспомогательные суда.

Большой противолодочный корабль «Очаков» относится к семерке БПК проекта 1134Б «Беркут» разработки Северного ПКБ. Эти корабли строились на судостроительном заводе имени 61 Коммунара в Николаеве. «Очаков», названный в честь крепости у Ачи-Кале, взятой у турок российскими моряками в 1788 г., был заложен 19 декабря 1969 года. Закладную доску на будущем корабле лично установил главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. 28 июля 1973 г. БПК вошел в строй ВМФ.

Полное водоизмещение «Очакова» – 8533 т, длина – 173,4 м, ширина – 18,54 м. Корабль развивал максимальную 32-узловую скорость и мог пройти на 18 узлах 7100 миль. Его мореходность была неограниченной. Экипаж состоял из 380-425 человек. Вооружение включало универсальный зенитно-ракетный комплекс «Шторм» (боезапас – 80 штук), которым поражались не только воздушные, но и морские цели. Кстати, на базе ракеты В-611 комплекса «Шторм» позже был создан тактический ракетный комплекс Сухопутных войск «Точка»/«Точка-У», который, в свою очередь, послужил прототипом знаменитого оперативно-тактического «Искандера».

Ракетный арсенал «Очакова» не ограничивался только «Штормом». Его дополняли две пусковые установки ЗРК малой дальности «Оса-М» и универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б», способный уничтожать подводные лодки и надводные корабли. Для противолодочной обороны предназначались также торпедные аппараты, РБУ и вертолет Ка-25ПЛ. Артиллерия была представлена двумя спаренными 76-мм и четырьмя шестиствольными 30-мм автоматическими установками.

Стремительный низкий силуэт, высокая скорость и большая дальность плавания позволяли отнести корабль к лучшим БПК. А в НАТО его, как и все другие «беркуты», причисляли к крейсерам класса Kara («Стальной браслет»).

На счету «Очакова» – девять боевых служб в Средиземном море и Атлантике, не считая испытательных плаваний, многочисленных учебных походов, стрельб в полигонах и визитов вежливости. В 1977, 1979 и 1986 годах корабль объявлялся лучшим в ВМФ СССР.

Момент затопления водолазного судна ВМ-232.

В 1990 г., то есть незадолго до крушения СССР, «Очаков» стал в ремонт на севастопольском «Севморзаводе». Сначала предполагалось его перевооружить новыми образцами ракетной и артиллерийской техники, но те еще не были готовы. Потом возникла идея превратить БПК в опытовый корабль по испытанию новых образцов военно-морской техники. Но и она развития не получила. Между тем на корабле медленно, но продвигались работы по корпусу – заменялись проржавевшие элементы набора и обшивки. В июле 2006 г. высокие московские начальники поставили задачу завершить модернизацию корабля в кратчайшие сроки, однако денег для этого не дали. В итоге 20 августа 2011 г., когда бывшему БПК уже исполнилось 40 лет, его исключили из состава ВМФ РФ. С тех пор он ржавел в одной из севастопольских бухт.

И вот он снова понадобился, если не для боевой, то для, безусловно, важной службы, загородив выход из озера Донузлав. Эта операция имела несомненный успех. Корабли 5-й бригады ВМСУ один за другим стали переходить под юрисдикцию России. Но были и исключения. Самым ярким из них стало многодневное метание тральщика «Черкассы» по озеру Донузлав и его попытки прорваться в море. Он отошел от пирса 1 марта, а вернулся к нему только 25-го.

Корпус «Очакова» многие годы стоял у причала.

Надо заметить, что у этого МТЩ проекта 266М «Аквамарин», построенного в 1976 г. Средне-Невским судостроительным заводом и получившего название «Разведчик», богатая биография. Он выходил на боевую службу в Индийский океан и Атлантику, участвовал в тралениях в Персидском заливе и Красном море. Корабль осуществил 29 проводок за тралами, конвоировал гражданские суда. Благодаря «Разведчику» не пострадали 52 судна. В 1990 г. бушевал конфликт между Сомали, Эритреей и Эфиопией. С занятых эритрейцами островов велся обстрел конвоев реактивными снарядами. Смелые и решительные действия экипажа тральщика не допустили потерь. 14 мая 1990 г., когда советский МТЩ сопровождал в Красном море танкер «Интернационал», четыре катера предприняли атаку с целью захвата судна. «Разведчик» открыл заградительный огонь. Меткой стрельбой старшины 1-ой статьи Александра Невзрачного был взорван один из атаковавших катеров. По итогам этой боевой службы 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а сам тральщик удостоился вымпела Министерства обороны СССР «За мужество».

Морской тральщик «Черкассы».

После раздела Черноморского флота СССР в 1997 г. МТЩ отошел ВМСУ Украины, где получил название «Черкассы». К началу марта этого года 60% членов его экипажа составляли выходцы из Западной Украины. После установления блокады Донузлава на шлюпке сошли на берег два офицера, один мичман и 9 матросов.

Первую попытку прорыва в море «Черкассы» предприняли 21 марта. Тральщик зацепил швартовыми тросами одно из затопленных судов и стал его оттаскивать, чтобы освободить проход. Но мощности движков для такой операции не хватило. К тому же лопнул трос. 24 марта была вторая отчаянная попытка. Обнаружив узкий «просвет» между одним из затопленных корпусов и берегом, украинский тральщик попытался через него проскочить. Но тут в дело вмешался российский ракетный катер, который носом толкнул МТЩ в сторону мели. Пришлось отойти. А вечером следующего дня на «Черкассы» с вертолетов и скоростных катеров высадился десант спецназа.

Экипаж тральщика заперся в кубрике, который спецназовцы без напряжения открыли. Команда договорилась об условиях передачи корабля. Их было всего два: дать возможность забрать с собой личные вещи и сойти на берег при поднятом флаге ВМС Украины. Спецназовцы удовлетворили просьбу украинских моряков. Те сели в автобусы и отправились на родину.

Стоит обратить внимание на то, что за все время блокады Донузлава не было пролито ни капли ничьей крови. Президент РФ Владимир Путин, обращаясь к командному составу Вооруженных Сил России, подчеркнул: «Мы с уважением относимся к выбору тех украинских военнослужащих и сотрудников других силовых ведомств, которые возвращаются на Украину. Отношение к ним, к их семьям должно быть предельно корректным, как того требуют традиции воинской чести». Российские моряки в Крыму остались верны этим традициям.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100