«Булава» – главный калибр «Борея»
Путь от защиты эскизного проекта «Булавы» до обеспечения готовности к началу летных испытаний составил четыре года – срок рекордный

Главная ударная сила РПКСН «Александр Невский» – 16 стратегических ракет «Булава». Ракета вместе с головной лодкой проекта 955 «Юрий Долгорукий» была принята на вооружение ВМФ год назад – 10 января 2013 г.

Иван КАРЕВ

Этому предшествовала серия из шести полностью успешных испытаний, в ходе последнего из которых, проведенного 23 декабря 2011 г., была осуществлена залповая стрельба – «Юрий Долгорукий» из подводного положения отстрелялся двумя БРПЛ, боевые блоки которых успешно достигли полигона Кура.

После неудачного пуска в сентябре 2013 г. было принято решение провести пять дополнительных испытаний ракеты, а все оставшиеся серийные БРПЛ, изготовленные на Воткинском заводе, подвергнуть проверке на предмет выявления неполадок. Новая серия пусков начнется весной 2014 г.

Напомним, что разработка «Булавы» началась в 1998 г. – в трудный период сокращения, оптимизации и недофинансирования российских Вооруженных Сил, когда по результатам кризисных 1990-х гг. ОПК балансировал на грани развала. Решение Совета безопасности РФ о наделении Московского института теплотехники полномочиями по разработке морской МБР, по-возможности унифицированной по материалам, технологиям, узлам и элементам с сухопутным комплексом РВСН «Тополь-М», кому-то до сих пор кажется спорным, но на тот момент являлось единственно рациональным. В непростых экономических условиях оно позволило оптимизировать финансовый и творческий потенциалы государства и ОПК при создании БРПЛ «Булава». Важно отметить и тот факт, что перепроектирование лодок проекта 955 под БРПЛ «Булава» позволило увеличить число пусковых установок до 16.

Путь от защиты эскизного проекта «Булавы», который состоялся в первой половине 2000 г., до обеспечения готовности к началу летных испытаний составил четыре года – срок рекордный. Полетела «Булава» через пять лет после начала работ над нею. Важно отметить, что конструкторы решили отказаться от некоторых стендовых испытаний, что и позволило сократить срок создания комплекса на 2-3 года.

Первые два и последующие пуски ракеты полностью подтвердили правильность основных проектно-конструкторских решений. Как показали результаты расследования причин ряда неудачных пусков, они были вызваны производственно-технологическими причинами. Как правило, при отработке серийного изготовления той или иной техники с наращиванием объемов выпуска и анализом неисправностей, выявленных у первых образцов, происходит «излечение» так называемых «детских болезней». В ходе освоения производства нового изделия, связанного с внедрением новых технологий, рабочие и инженерно-технический персонал предприятий приобретали необходимые навыки. По мере их накапливания те или иные несовершенства, связанные с реализацией технологических процессов, исчезают, то есть уменьшается количество отступлений от требований конструкторской документации.

Очевидно, что такой же процесс идет на Воткинском заводе и предприятиях кооперации при изготовлении БРПЛ «Булава».

При этом другие новые изделия разработки Московского института теплотехники не имеют проблем с надежностью. Это, например, относится к ракете «Ярс», а также к новой МБР, создаваемой по теме «Рубеж». По информации российских СМИ, три из четырех пусков новой ракеты прошли успешно. В 2012 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев говорил, что новая ракета «создается с максимальным использованием и развитием уже имеющихся заделов и технологических решений, полученных при разработке ракетных комплексов пятого поколения, что существенно сокращает сроки и затраты на ее создание».

В том виде, в котором БРПЛ «Булава» принята на вооружение ВМФ в составе РПЛСН проекта 955, она, по оценке генерального конструктора Корпорации «МИТ» Юрия Соломонова, будет оставаться главной ударной силой российских морских стратегических ядерных сил не менее 40 лет. В эту ракету заложен весьма значительный модернизационный потенциал, который позволит, практически не меняя ее конструкцию и схему функционирования, сохранять высокий боевой потенциал многие десятилетия. Это обусловлено, во-первых, стартовой массой «Булавы», которая позволяет совершенствовать средства преодоления ПРО вероятного противника с учетом возможностей по будущим модернизациям противоракетных средств. Во-вторых, в схеме функционирования ракеты заложен ряд конструкторских решений, формирующих логику ее функционирования на активном участке траектории с возможностью прорыва системы ПРО без изменения энергетических возможностей. В-третьих, сами средства преодоления ПРО разработаны с учетом того, что через 15-20 лет средства поражения зарубежных противоракетных систем могут принципиально измениться. При этом поменяются конструкция и схема функционирования средств преодоления ПРО «Булавы». Надо отметить, что предвидеть уже сегодня ответ на еще не созданные меры противодействия противника – весьма непростая проектно-конструкторская задача. Но, к чести разработчиков «Булавы», а также ракет «Тополь-М» и «Ярс», она может быть успешно решена.


 

НОВОСТИ

Новые самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» являются первым шагом к роботизации военной техники Сухопутных войск, сообщил начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Опытный самолет МС-21-300, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток.
Два первых серийных легких военно-транспортных самолета Ил-112В будут заложены на воронежском авиазаводе в ближайшие 2-3 месяца, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина. Первый полет опытного образца Ил-112В запланирован на осень 2018 г.
Приемочные испытания модернизированного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1М» планируется провести до конца 2019 г., заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Федеральная служба безопасности создала Национальный центр, который будет координировать борьбу с кибератаками на «критическую инфраструктуру». Соответствующий приказ подписал директор ФСБ России Александр Бортников.
Летный образец гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, изготовленный в ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России», совершил первый перелет и приземлился на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский, где он был представлен участникам Восточного экономического форума.
В рамках двусторонних ротных тактических учений в соединениях и воинских частях Южного военного округа (ЮВО), в которых принимали участие около 6 тыс. военнослужащих, были проведены тактико-специальные учения (ТСУ) подразделений радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Два экипажа стратегических ракетоносцев Ту-160 впервые выполнили посадку на аэродром Анадырь (Чукотка) в рамках летно-тактического учения дальней авиации.
Предприятия ГК «Ростех» начали изготавливать запчасти для двигателей Д-18Т, установленных на тяжелых транспортных самолетах Ан-124 «Руслан», сообщил РИА «Новости» индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков.
В ходе очередного селекторного совещания с руководящим составом ВС РФ, проходившем в Национальном центре управления обороной РФ под руководством главы военного ведомства генерала армии Сергея Шойгу, в числе прочего обсуждался ход опытно-конструкторской работы по изготовлению космического аппарата «Пион-НКС».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100