Стратегия прорыва
Сенсации и инновации нижнетагильской выставки RAE 2013

«Гвоздь» Russia Arms EXPO 2013 – боевая машина огневой поддержки БМПТ-72 «Терминатор-2».

Нижнетагильская Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов всегда пользовалась особой репутацией у специалистов. Оно и понятно. На каком еще оружейном салоне можно увидеть боевые машины не только в движении, но и выполняющие сложные маневры и задачи, включая стрельбовые.

Елена ЕЛКИНА

Александр МОЗГОВОЙ

НИЖНИЙ ТАГИЛ – МОСКВА

В этом смысле полигон «Старатель» Нижнетагильского института испытания металлов, где проводятся выставки, не имеет себе равных. Однако подобного рода мероприятия должны отличаться не только внешней эффектностью, но и содержанием, прежде всего демонстрацией новых и перспективных образцов военной техники. В последние годы это содержание постепенно увядало. Во многом происходящее объяснялось прохладным отношением Министерства обороны РФ к разработкам отечественных предприятий и «мягкой» переориентацией на зарубежные образцы, увы, нередко неудачные.

Генеральный директор НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко знакомит председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с «городским» вариантом танка Т-72.

На сей раз на IХ Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013 (RAE 2013) была представлена целая галерея новых боевых машин. Только генеральный устроитель выставки – Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) продемонстрировала десять образцов новой и перспективной техники. К сожалению, самое крутое изделие – базовую платформу «Армата», предназначенную для будущего российского танка и целой серии других боевых машин, увидел лишь узкий круг высокопоставленных должностных лиц. Правда, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, посетивший выставку, выразил уверенность, что уже в 2015 г. новый танк и боевые машины его семейства пройдут по Красной площади на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Уже в этом году опытные образцы танков «Армата» приступят к испытаниям.

«Городской» Т-72 на марше.

Ну а пока наиболее раскрученной на выставке оказалась боевая машина огневой поддержки БМПТ-72 «Терминатор-2». Ее всемирная премьера состоялась 26 сентября в павильоне, специально предназначенном для презентации новой техники. Красочное мультимедийное шоу дало исчерпывающее представление об устройстве, вооружении и использовании БМПТ-72 в различных климатических зонах, в условиях пересеченной и горной местности, а также в городах.

Не успела состояться эта премьера, как в адрес «Терминатора-2» посыпались скептические замечания. Дескать, машина по огневой мощи уступает «Терминатору-1». Отчасти это соответствует действительности, поскольку у БМПТ-72 отсутствуют курсовые гранатометы АГ-30 на надгусеничных полках. Однако новый вариант боевой машины огневой поддержки значительно дешевле прототипа, поскольку создан на базе самого массового основного боевого танка современности Т-72. Ее экипаж уменьшен с пяти до трех человек, что тоже, согласитесь, немаловажно. Другими словами, «Терминатор-2» – экономичная версия «Терминатора-1». При этом защищенность, маневренность и скоростные характеристики БМПТ не пострадали. Машина несет мощное вооружение: две 30-мм автоматические пушки, спаренные с 7,62-мм пулеметом, способные вести настильный огонь, четыре сверхзвуковые противотанковые ракеты в защищенных бронированными кожухами пусковых установках.

Т-72 с комплексом активной защиты «Арена-Э».

Поскольку армии нескольких десятков государств располагают значительным парком Т-72, то теперь они получают возможность за относительно скромные деньги придать своим бронетанковым войскам новое качество, соответствующее требованиям современного боя, за счет переоборудования части своих Т-72 в БМПТ-72. То есть речь идет об экспортном варианте «Терминатора»? Это не совсем так.

– Министерство обороны России выдвигает перед промышленностью совершенно справедливые требования по повышению характеристик новых образцов вооружения, – разъяснил нам ситуацию один из участников выставки. – Требования эти, безусловно, обоснованные. Однако для их реализации требуется значительный объем НИОКР, внедрение передовых технологий и т.д. То есть перспективные изделия по определению не могут быть дешевыми. Приходится искать компромиссы. «Терминатор-2» – один из таких компромиссов. Ведь танки Т-72Б сейчас и в обозримом будущем останутся самыми массовыми в войсках.

Появление концепт-модели колесной боевой машины пехоты АТОМ стало сенсацией выставки.

В дни работы выставки заместитель председателя правительства РФ и председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рагозин сообщил, что БМПТ будет создана и на базе «Арматы». Зазвучали недоуменные голоса, зачем, мол, нужен «Терминатор-2», когда в будущем появится «Терминатор-Армата»? Ответ прост: они не будут конкурировать, а дополнят друг друга. Дело в том, что «изюминкой» всех машин этого класса является боевой модуль с вынесенным за пределы башни вооружением. Внутри башни – высокоавтоматизированная система управления огнем, обеспечивающая всесуточное обнаружение, распознавание и уничтожение целей с использованием многоспектральных прицелов наводчика и командира. Конфигурация модулей – гибкая, то есть состав их вооружения может меняться в зависимости от конкретных условий боевой обстановки и требований заказчика. Например, вместо пусковых установок ПТУР предусмотрено размещение ЗРК ближнего действия «Стрелец». Те же модули могут устанавливаться на разные типы танковых шасси, а также на корабли и катера. Так, Уралвагонзавод уже предложил Вооруженным Силам Перу модернизировать 250 состоящих на вооружении армии этой страны танков Т-55 советского производства в БМПТ-55. Переделка будет заключаться в замене башни Т-55 боевым модулем БМПТ, усилении защищенности машины и в форсировании мощности ее двигателя.

Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ30П1 «Витязь».

На RAE 2013 Уралвагонзавод показал также два новых варианта модернизации танков Т-72. Первый – это машина для ведения боя в городских условиях. В ней прежде всего усилена защита танка за счет установки дополнительных модульных экранов динамической защиты, монтируемых на бортах башни и на надгусеничных полках, решетчатых экранов в районе моторного отделения. На башне, где расположен зенитный пулемет, появилось бронированное «гнездо» для командира. Благодаря этому нехитрому «гаджету» командир машины может без ущерба для себя вести огонь и по наземным целям. На танке может устанавливаться аппаратура подавления радиоуправляемых фугасов, а также бульдозерный отвал для расчистки преград.

Вторая машина модернизирована за счет внедрения комплекса активной защиты (КАЗ) «Арена-Э». Стоит напомнить, что в 2004 г. в Нижнем Тагиле уже демонстрировался Т-72М1 с КАЗ «Арена». Однако новая версия заметно отличается от прежней. Усовершенствованная «Арена» имеет уменьшенные габариты антенных устройств и круговой сектор защиты от гранат РПГ, ПТУР и артиллерийских снарядов.

Не ослаб интерес гостей и участников выставки и к танку Т-90МС, который впервые был показан в Нижнем Тагиле на прошлом салоне – в 2011 г. Как сообщил нам заместитель генерального директора УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов, с того времени в конструкцию машины был внесен ряд улучшений, в том числе по линии защищенности и управления оружием. Сам танк получил собственное имя – «Прорыв», так как, безусловно, стал прорывной разработкой Уралвагонзавода. Опыт его создания используется и при конструировании «Арматы».

Сенсацию вызвало появление на RAE 2013 концепт-модели колесной боевой машины пехоты АТОМ – совместной разработки нижегородского подразделения УВЗ ЦНИИ «Буревестник» и французской компании Renault Trucks Defense. Машина с колесной формулой 8х8 предназначена для транспортирования 11 бойцов и огневой поддержки спешившихся стрелков. Их вход и выход осуществляется через заднюю аппарель и через четыре люка на крыше. Экипаж состоит из трех человек (командир, водитель и наводчик). В боевом модуле БМП – 57-мм автоматическая пушка со стелсовским кожухом на стволе – вариант корабельного орудия А122М, созданного «Буревестником» для флота. Пушка способна поражать легкобронированные и небронированные цели, танкоопасную живую силу противника, летательные аппараты на дальности до 6 км. Шасси и трансмиссия – с независимой подвеской. Коробка передач – автоматическая. Двигатель мощностью 600 л.с. позволяет развивать максимальную скорость 100 км/ч. Запас хода – 750 км. Модульная конструкция, высокая грузоподъемность (до 7 т) и большой полезный объем (10,7 м3) дают возможность создавать на базе БМП целую гамму бронированных машин: тяжелый БТР с дистанционно управляемым модулем, 57-мм зенитный артиллерийский комплекс, 120-мм самоходное артиллерийское орудие, командно-штабную, бронированно-эвакуационную, инженерную и санитарную машины.

Одна из новинок RAE 2013 – модернизированный многоцелевой десантный бронетранспортер БТР-МДМ.

«Крокодил» – плавающий гусеничный транспортер ПТС-4.

ТОС-1А обрушивает шквал огня.

Единственно, что смущает в АТОМ – высокий силуэт машины. На выставочной площадке БМП возвышалась над своими бронированными собратьями, в том числе основными боевыми танками, как египетская пирамида. Но не стоит забывать, что это всего лишь концепт, причем созданный в рекордно короткие сроки – всего за четыре месяца.

– Перед нами машина, – заявил генеральный директор НПО «Уралвагонзавод» Олег Сиенко, – которая в будущем будет конкурировать с теми образцами, которые широко представлены на международных рынках. Но в отличие от других машин подобного класса, оснащенных 30-мм пушками, на нашей машине гораздо более мощное и более дальнобойное 57-мм орудие. Мы считаем, что при высокой подвижности и огневой мощи этот продукт будет востребован на рынках.

АТОМ – не единственный пример плодотворной международной кооперации. На выставке можно было увидеть известные броневики «Тигр» Военно-промышленной компании с боевыми модулями фирм OTO Melara (Италия) и Nexter (Франция). УВЗ плодотворно развивает связи с французской компанией Sagem Safran group.

Интересную гусеничную технику продемонстрировало на RAE 2013 Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) – омское подразделение УВЗ. На трассе демонстрации техники всеобщее внимание привлекла машина, издали похожая на огромного крокодила. И сравнение с земноводным не случайно. Это – плавающий гусеничный транспортер ПТС-4. Мы уже писали об этой машине (см. журнал «Национальная оборона» №9/2013), остро необходимой Вооруженным Силам и народному хозяйству. К RAE 2013 омичи подготовили новый вариант этой огромной машины, двигающейся по сильно пересеченной местности с высокой скоростью и изяществом и способной перебрасывать по воде 18 т грузов.

На семинаре по инновационным технологиям в танкостроении.

Ну и, конечно, незабываемое впечатление оставила стрельба тяжелой огнеметной системы ТОС-1А разработки КБТМ. В обиходе эту грозную систему называют «Буратино». Смерч огня после старта, а через несколько секунд у намеченной цели сплошная стена пламени. Кстати, сейчас в войсках проходит испытания новый термобарический снаряд для «Буратино», созданный специалистами НПО «Сплав». Он отличается повышенной дальностью стрельбы и точностью поражения. Также увеличена масса боевой части. В результате общая мощность огневого поражения комплекса возросла на 15-20%.

Тем временем танкостроители заглядывают в будущее. Теме инновационных технологий был посвящен один из семинаров, проводившихся в рамках выставки. В нем приняли участие заместитель генерального директора УВЗ по спецтехнике Вячеслав Халитов, научный руководитель ВНИИТрансмаша Виктор Степанов, ведущий конструктор УКБТМ Дмитрий Колмаков, заместитель генерального конструктора СКБ «Трансмаштехника» Александр Валов и другие специалисты. Так случилось, что разговор сосредоточился на внедрении средств автоматизации в боевые машины. Стоит ли ожидать появление танков-роботов? По мнению специалистов, говорить о том, что они поступят в войска завтра, преждевременно. Хотя безэкипажные машины уже на подходе. Они уже есть.

На трассе демонстрации техники лихо гоняло похожее на танкетку безэкипажное гусеничное шасси – мобильный робототехнический комплекс (МРК), оснащенный 12,7-мм пулеметом «Корд». Он создан специалистами УВЗ и Ижевского радиозавода. Это – дистанционно управляемая безэкипажная боевая единица повышенной проходимости, предназначенная для обнаружения и уничтожения стационарных и подвижных целей, огневой поддержки и войсковой разведки, маневровых задач.

Мобильный робототехнический комплекс (МРК).

МРК управляется по радиоканалу, который защищен от средств радиоэлектронной борьбы противника, на расстоянии до 5 км. Помимо станкового пулемета «Корд» мобильный робототехнический комплекс может комплектоваться также 7,62-мм танковым пулеметом Калашникова (ПКТ) или 30-мм станковым автоматическим гранатометом АГ-17А или АГ-30/29. Комплекс комплектуется гиростабилизатором оружейной платформы, лазерным дальномером, тепловизором и баллистическим вычислителем, которые обеспечивают высокую точность стрельбы. Имеется функция автоматического захвата и возможности ведения до десяти целей в движении. Цель удерживается при перемещении поворотной платформы на 360°. МРК способен действовать в сложных топографических и метеорологических условиях в любое время суток. Резервное питание позволяет комплексу работать автономно до 10 часов в движении (в «спящем режиме» – до семи суток). Запас хода – 250 км. Диапазон рабочих температур – от -40 до +40°С.

Еще один, если так можно выразиться, полуробот продемонстрировало КБТМ. Честно говоря, огромная специальная пожарная машина (СПМ) поначалу показалась неуклюжей. Но вот она подошла к рубежу работы. Из нее выпрыгнули члены экипажа, и она бойко побежала к месту пожара и обрушила на него мощную струю воды.

Специальная пожарная машина (СПМ) за работой.

СПМ создана по заказу Министерства обороны на базе танка Т-80. Как известно, в последние годы произошло несколько крупных пожаров на складах боеприпасов военного ведомства, которые сопровождались взрывами и разлетами снарядов. Как вести борьбу с пламенем в этом аду? Только с помощью роботизированной бронированной техники.

СПМ, бегающая со скоростью 20 км/ч, возит с особой целый пруд – 25 кубометров воды или гасящей жидкости. Бронирование защищает экипаж и оборудование в отделении управления при подрыве 152-мм фугасных снарядов на удалении 5 м от СПМ. Имеется специальная теплозащита. Дальность дистанционного управления машиной – до 5 км и не менее 3 км, а дальность струи тушения – до 100 м.

– Мы часто употребляем слова «уникальная», «не имеющая аналогов в мире» в отношении военной техники, – сказал нам Вячеслав Халитов, – хотя на самом деле эти эпитеты не всегда оправданы. Но вот СПМ действительно уникальная и не имеющая аналогов в мире машина.

Песнь об «Урале»

На IХ Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013 состоялась презентация книги «Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных боевых танков». Ее авторы историк и научный редактор отдела по связям с общественностью УВЗ Сергей Устьянцев и ведущий конструктор УКБТМ Дмитрий Колмаков. Как явствует из названия книги, она посвящена самому массовому современному танку Т-72 «Урал» и его младшему брату Т-90. В монографии приводятся только недавно рассекреченные данные по Т-72. Так, с 1974 г. Уралвагонзавод выпустил 20544 машины этого типа. Пик производства пришелся на 1985 г., когда с конвейера сошли 1559 танков (для сравнения – в США в самые лучшие времена производилось не более 840 танков «Абрамс» в год).

Но не только этими цифрами привлекает книга. Кроме достаточно подробных аспектов создания основных боевых танков особый упор делается на логику руководящих решений в советском и постсоветском танкостроении. Ведь, как подчеркивают авторы, «семьдесятдвойка» – не только символ военного могущества: «В известном смысле Т-72 – это овеществленный в металле символ российской индустриальной культуры».

Несмотря на обилие материала об этапах создания «Урала», его модификаций, о зарубежных аналогах и их сравнительных характеристиках, объемная книга читается на удивление легко – почти как захватывающий детектив. Другими словами, Т-72 нашел достойных авторов, которые смогли рассказать об этой машине живыми красками.

Конечно, наработки, примененные в МРК и СПМ, можно использовать при создании перспективных боевых машин. Говорил же начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко, что «электронный борт, который будет применен на танках «Армата» и «Курганец», – и есть создание технической платформы роботизированных машин». В свою очередь, корпорация УВЗ уже образовала специальное робототехническое подразделение.

И все-таки инновации пока с трудом пробивают себе дорогу в оборонной индустрии. По мнению научного руководителя ВНИИТрансмаша Виктора Степанова, отставание нашей страны в области научно-технических разработок и роботизации вызвано тем, что Министерство обороны мало внимания уделяет созданию научно-технического задела для перспективных образцов военной техники. Это направление практически не развивается.

Впрочем, выставка RAE 2013 продемонстрировала целый ряд отечественных разработок, которые не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги. Но чаще всего этот прорыв – заслуга самих предприятий, которые осуществляют разработки в инициативном порядке, на свой страх и риск, а также на собственные средства. Настало время упорядочить этот процесс и сделать его еще более результативным.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100