Курс на Восток
Индонезия – давний и надежный партнер России в сфере авиации

«Объединенная авиастроительная корпорация готова к продолжению и укреплению сотрудничества с Индонезией и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона», – заявил директор по военно-техническому сотрудничеству ОАК Виктор Чернов в ходе выставки Indo Defence 2018. По его словам, «это касается и поставок самолетов, и расширения системы послепродажного обслуживания авиатехники». АТР – очень важный для Объединенной авиастроительной корпорации регион, в котором традиционно ведется сотрудничество со многими странами. «Это Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Мьянма», – отметил Виктор Чернов. Выставка в Джакарте – одно из основных мероприятий военно-технического сотрудничества в АТР. При этом Indo Defence – универсальная выставка, здесь представлена как авиационная техника и средства ПВО, так и вооружение для сухопутных войск и флота.

Илья КЕДРОВ

ДЖАКАРТА – МОСКВА

«КОБРА ПУГАЧЕВА», «КОЛОКОЛ» И… «УМОЛЧАНИЕ»

На Indo Defence 2018 ОАК представила объединенную экспозицию всемирно известных предприятий: «Сухой», «Иркут», «МиГ», «Ил», «Бериев». Посетители могли ознакомиться с информацией о таких образцах отечественной авиационной промышленности, как истребители Су-35 и МиГ-35, перспективный авиалайнер МС-21, морской патрульный самолет Ил-114МП. Сегодня, параллельно с поставками истребителей, ОАК продвигает на рынок и учебно-тренировочные самолеты: уже хорошо известный и эксплуатирующийся в ВВС четырех зарубежных стран Як-130, а также новый УТС Як-152. «Это достаточно бюджетная машина для первоначального летного обучения – своего рода учебная парта, – отметил Виктор Чернов. – После него курсанты учебных заведений, готовящих военных летчиков, продолжают подготовку на более сложном типе – Як-130, который обеспечивает комфортный переход на сложные современные типы самолетов – как на «Сухие», так и на «МиГи».

Один из важнейших вопросов для ОАК сегодня – это обеспечение послепродажного обслуживания авиационной техники. «Наши предложения по комплексному послепродажному обслуживанию, во-первых, являются оптимальными для заказчика, а во-вторых, позволяют поддерживать очень высокую степень готовности авиапарка по техническому состоянию, – подчеркнул Виктор Чернов. – Как правило, это долгосрочные контракты, заключающиеся на срок от трех до пяти лет».

Особенность Азиатско-Тихоокеанского региона – большое количество прибрежных и островных государств – обусловила наличие в экспозиции самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-103. Не стоит забывать, что Индонезия – самое крупное островное государство мира, к тому же – четвертое по численности населения. Поэтому, по мнению Виктора Чернова, поставки Джакарте Бе-200 могут стать одним из перспективных направлений сотрудничества. «С учетом географических особенностей и островной структуры Индонезии этот самолет мог бы решать как задачи пожаротушения и ликвидации последствий стихийных бедствий, так и, не нуждаясь в развитой сухопутной аэродромной инфраструктуре, мог бы перевозить пассажиров и грузы».

При этом, как подчеркнул Виктор Чернов, Индонезия «является давним и надежным партнером России в сфере авиации и обладает опытнейшим летным составом».

Подводная радиостанция IVA S/W.

Следует отметить, что в 2018 г. исполнилось 60 лет с момента начала первых поставок советской продукции военного назначения в Индонезию. Первоначально страна получила вездеходы ГАЗ-69, а с 1958 г. начались поставки более серьезной техники: самолетов и боевых кораблей. Индонезия получила десятки истребителей МиГ-17, УТС МиГ-15УТИ, бомбардировщиков Ил-28 и транспортных самолетов Ил-14. ВТС с Джакартой Россия возобновила в 1990-х гг. Как отмечал генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев, «начиная с ноября 1992 года общий объем поставок продукции военного назначения в Индонезию составил более $2,5 млрд.». За это время были поставлены бронетранспортеры БТР-80А и боевые машины пехоты БМП-3Ф, автоматы Калашникова «сотой» серии, вертолеты типа Ми-35 и Ми-17, а также истребители семейства Су-27/30СК: в 2003 г. Индонезия приобрела два самолета Су-27СК, в 2010 г. – еще три модернизированные машины Су-27СКМ. В 2003 г. были заказаны два истребителя Су-30МК, а в 2008 и 2011 гг. – еще суммарно девять Су-30МК2.

В настоящее время самый интригующий вопрос в отношении российско-индонезийского ВТС – контракт на поставку этой стране многофункциональных истребителей Су-35. Согласно индонезийским источникам, переговоры между Россией и Индонезией о приобретении восьми машин этого типа на сумму $1,14 млрд. шли с начала 2016 г. Летом 2017 г. заказ был увеличен до 11 самолетов при той же стоимости с опционом на пять машин для формирования полноценной эскадрильи. Опцион планируется реализовать по мере появления средств в оборонном бюджете Индонезии.

В ВВС Индонезии Су-35 должны заменить устаревшие американские легкие истребителей F-5E/F Tiger II. В настоящее время помимо них, наших Су-27СК и Су-30МК/МК2 ВВС Индонезии располагают также 32 американскими F-16, в число которых входят как F-16A, так и 24 истребителя F-16C/D, поставленных из наличия ВВС США и модернизированных до уровня Block 32+. Такое распределение парка легких и тяжелых машин говорит о вполне разумном желании командования ВВС страны нарастить возможности боевой авиации за счет тяжелых многофункциональных Су-35, по своим характеристикам вплотную приблизившимся к истребителям пятого поколения.

В феврале 2018 г. появилась неофициальная информация, что контракт на покупку Джакартой 11 истребителей Су-35 подписан. Позднее помощник президента России по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин ее подтвердил. Однако санкционная политика США, направленная в значительной степени именно на вытеснение России с мирового рынка оружия, привела к необходимости скрывать подробности военно-технического сотрудничества, чтобы не подставлять под удар партнеров. В середине марта 2018 г. Владимир Кожин прямо сказал в интервью телеканалу «Россия 24», что США пытались сорвать этот контракт, а Индонезия подвергалась давлению со стороны Вашингтона при подготовке соглашения. Так что теперь и информация о будущем индонезийских Су-35 подчиняется двум законам из области медицины и стихосложения, один из которых гласит «не навреди», а второй предполагает наличие такой фигуры речи, как умолчание.

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ АКВАЛАНГИСТОВ

На Indo Defence 2018 российская делегация продемонстрировала не такую масштабную, как авиатехника, но при этом весьма интересную новинку: мобильную радиостанцию беспроводной подводной связи. Это уникальная разработка: до сих пор на рынке не было устройств, позволяющих людям в легководолазном снаряжении свободно обмениваться речевой информацией между собой, а также с надводными и подводными плавсредствами, в том числе и через ледовый слой.

Технология разработана компанией IVA Technologies. Основными модулями подводной радиостанции, пока имеющей обозначение IVA S/W, являются приемопередатчик и приемопередающая антенна. В полнолицевой водолазной маске смонтирована гарнитура связи и контроллеры управления связью. Радиостанция позволяет организовывать связь в промежуточных слоях водной среды, в условиях гидроакустических шумов, а также в прибрежной зоне даже при наличии водорослей и других естественных и искусственных преград. Максимальная дальность передачи голосовой информации составляет 100 метров, предельная глубина – 30 метров.

По внешнему виду радиостанция представляет собой прямоугольную коробку с жесткой кольцевой антенной, закрепляющуюся на баллоне с воздухом на спине аквалангиста. По словам представителя IVA Technologies, радиостанция в том виде, в котором она была представлена на Indo Defence 2018, – это фактически демонстратор. Серийный образец будет значительно компактнее, кольцевая антенна получит эластичный корпус.

Уникальность подводной радиостанции позволяет надеяться на ее успешное продвижение не только на российском, но и на международном рынке. Интерес, проявленный специалистами к этой разработке в ходе выставки в Джакарте, вполне подтверждает эти надежды.

«ТИГРЕНОК» ВЫХОДИТ НА ТРОПУ ВОЙНЫ

Для Индонезии главным событием Indo Defence 2018 стала демонстрация нового среднего танка Tiger МТ, разработанного международным консорциумом в составе индонезийской компании PT Pindad, турецкой FNSS Savunma Sistemleri и бельгийской CMI Defense. В ходе выставки консорциум официально объявил о завершении разработки новой машины, которая получила местное названием Harimau (в переводе с индонезийского – «Тигр»).

Правительства Индонезии и Турции подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу совместной разработки и производства среднего танка (Modern Medium Weight Tank, MMWT) для Сухопутных войск Индонезии в ноябре 2014 г. Эта программа предполагала совместное проектирование и изготовление двух опытных образцов танка.

Целью программы является замена устаревших французских легких танков AMX-13, около 300 ед. которых состоит на вооружении СВ Индонезии. Изначально предполагалось, что именно MMWT станет основным образцом бронетанковой техники в составе СВ Индонезии с учетом ограниченных возможностей применения закупленных в Германии 62-тонных ОБТ Leopard 2А4 в условиях сложного рельефа Индонезии. Основным предназначением новой машины является поддержка действий пехотных подразделений, борьба с легкой и средней бронетехникой, включая разведывательные машины, БМП, БТР и машины боевого обеспечения.

Разработка проекта началась вскоре после подписания меморандума 2014 г. Основную работу по проектированию и постройке опытного образца машины выполнила компания FNSS (совместное предприятие турецкой Nurol Holding и британской группы BAE Systems). Базой для танка стала БМП Kaplan 30, которая, в свою очередь, является развитием линейки гусеничных боевых бронированных машин производства FNSS, восходящих корнями к американскому бронетранспортеру М113.

По результатам проведенного конкурса для MMWT была выбрана двухместная башня C3105 с нарезной 105-мм пушкой бельгийской компании CMI Defence. Башня оснащена автоматом заряжания, в ней размещаются командир и наводчик. Для стрельбы может использоваться широкий набор стандартных боеприпасов, а теоретически – также и 105-мм ракета Falarick с лазерной системой наведения украинской разработки.

Специалисты FNSS изначально предполагали широкое применение в конструкции нового танка, как и БМП Kaplan 30, готовых и давно отработанных технических решений, результатом чего стало оснащение машин дизельным двигателем Caterpillar C13 мощностью 711 л.с. и автоматической трансмиссией Allison/Caterpillar X300. Машина имеет классическую компоновку с задним размещением моторнотрансмиссионного отделения, торсионную подвеску. Ходовая часть позволяет танку Harimau развивать максимальную скорость 78 км/ч. Корпус танка – сварной из стальных бронелистов, дополнительно оснащается модульным пакетом пассивной композитной брони и пакетом защиты днища от мин. Броня обеспечивает защиту четвертого уровня по стандарту STANAG 4569 (то есть «держит» 14,5-мм пулю, выпущенную с расстояния 200 метров), но может быть доведена до пятого уровня, обеспечивающего защиту от 25-мм бронебойных подкалиберных снарядов на дистанции 500 метров. Длина корпуса – 7 м, ширина – 3,2 м, высота – 2,7 м. Боевая масса танка – около 35 т (более точная информация пока не раскрывается).

Средний танк нового поколения. Harimau по-индонезийски значит «Тигр».

К 2017 г. были собраны два опытных образца и один корпус для взрывных испытаний. Основная часть испытаний опытного образца танка турецкой сборки проводилась на острове Ява летом 2018 г. Ходовые испытания начались в Бандунге, после чего танк был протестирован на маршруте, проходящем через Чипали, Тегал, Семаранг, Саранган, Кебумен, Субанг и Парампонг. Затем машина вернулась в Бандунг для проведения огневых испытаний, которые включали стрельбу по движущейся цели на ходу (Harimau двигался со скоростью 20 км/ч). В июле PT Pindad провела испытания на обстрел корпуса танка из стрелкового оружия и на подрыв на минах.

Тогда же было объявлено, что в 2019 г. планируется приступить к серийному производству среднего танка. На начальном этапе в производстве будут задействованы около 50 индонезийских компаний, а в перспективе их количество возрастет как минимум до 100. По условиям соглашения с FNSS, PT Pindad будет отвечать за продажи танков в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а FNSS – на рынки Африки.

Осенью 2018 г. PT Pindad объявила о намерении принять участие в тендерах Филиппин и Бангладеш на закупку средних танков. Начатый ВС Филиппин тендер предусматривает закупку 30 средних танков, Бангладеш – 100 танков. Как заявил директор PT Pindad Абрахам Мозе, средний танк Tiger MT на текущий момент является передовой разработкой и не имеет конкурентов на мировом рынке в своем классе. Он хорошо приспособлен для эксплуатации в регионе Юго-Восточной Азии, поскольку целенаправленно создавался для успешного выполнения боевых задач в жарком влажном климате, на грунтах с невысокой несущей способностью. По словам Абрахама Мозе, цена нового среднего танка будет ниже, чем у немецких Leopard 2A4, приобретенных Индонезией, однако на одном уровне со стоимостью южнокорейского танка (видимо имеется в виду K2 Black Panther).

Известно, что первый заказ инициатора разработки машин – индонезийского Министерства обороны должен составить 44 танка. Однако соответствующий контракт еще не подписан, его заключение ожидается после завершения сертификационных испытаний.

По всей видимости, индонезийско-турецкий «Тигр» станет первым средним (или легким) танком нового поколения, пошедшим в серийное производство. Первым, но не единственным. Осенью 2018 г. компания «Рособоронэкспорт» объявила о выводе на мировой рынок легкого плавающего танка «Спрут-СДМ1» производства концерна «Тракторные заводы». В активе российского конкурента – возможности воздушного десантирования, самостоятельного преодоления водных преград, а также орудие не «как у танка», а полностью идентичное устанавливающемуся на ОБТ – 125-мм гладкоствольная пушка.

Возможность создания легкого танка со 105-мм орудием предусматривается также в рамках проектов боевых машин пехоты CV90, ASCOD и создающейся на базе последней для ВС Великобритании гусеничной платформы Ajax. На Indo Defence 2016 свой вариант среднего танка для Индонезии продемонстрировала и немецкая компания Rheinmetall. Проект предлагалось реализовать на базе БПМ Marder в соответствии с требованиями ВС Индонезии.

Таким образом, сегодня мы наблюдаем весьма любопытный отход от казалось бы окончательно победившей концепции основного боевого танка и возвращение к делению бронетанковой техники на классы исходя из их боевой массы. Это объясняется слишком высокой стоимостью и избыточностью боевых возможностей ОБТ для ведения боевых действий против партизанских и террористических группировок, а ведь именно такая форма войны сегодня является основной для всех воюющих стран.

Немецкий Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, более известный под обозначением «Тигр», – один из наиболее известных танков периода Второй мировой войны. Всемирную известность эта машина получила не только, или даже не столько из-за своих боевых качеств (революции в военном деле она не произвела), сколько из-за броского названия. Сегодня боевая машина с именем грозного представителя семейства кошачьих возвращается на поле боя, хотя и выступает в иной весовой категории – Pz-VI был тяжелым танком, Harimau же – средний. Посмотрим, удастся ли ему стать столь же узнаваемым брендом, как «чудо оружию» времен Третьего рейха. Но если продолжать параллели с изделием фирмы «Хеншель», то новый турецко-индонезийский танк можно назвать «Тигренком».


 

НОВОСТИ

Единственный в мире атомный плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался в месте своего основного базирования – в городе Певеке Чукотского автономного округа.
Атомные подлодки стратегического назначения «Тула» проекта 667БДРМ и «Юрий Долгорукий» проекта 955 нанесли ракетные удары по целям на полигонах Кура на Камчатке и Чижа в Архангельской области.
Сдаточная команда «Адмиралтейских верфей» и экипаж подводной лодки «Петропавловск-Камчатский» проекта 06363 разработки ЦКБ МТ «Рубин», предназначенной для Тихоокеанского флота, завершили программу заводских ходовых испытаний.
В ходе специальных учений в Самарской области был впервые применен амфибийный разведывательный катер на воздушной подушке ИРК. Он может двигаться как по воде, так и по суше. С его помощью возможна разведка водной преграды, подступов к ней, различных участков берега.
Церемония закладки малого ракетного корабля (МРК) «Тайфун» проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз» состоялась на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького.
Строящееся для Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно 1-го ранга «Академик Агеев» проекта 16450 разработки Северного ПКБ поставлено в док Канонерского судоремонтного завода (КСЗ).
Новейшее гидрографическое судно «Александр Рогоцкий», построенное на Благовещенском судостроительном заводе имени Октябрьской революции по проекту 19910 разработки нижегородского КБ?«Вымпел», пополнило состав Тихоокеанского флота. Оно будет нести службу на Камчатке.
Впервые на Чукотке была проведена стрельба береговым ракетным комплексом (БРК) «Бастион».
В состав Каспийской флотилии вошел катер специального назначения (противодиверсионный) П-449, построенный Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по проекту 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел». А на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» состоялась церемония спуска на воду четвертого противодиверсионного катера типа «Грачонок» для керченской бригады Росгвардии.
Новейший корабль противоминной обороны «Иван Антонов» проекта 12700 «Александрит» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки Средне-Невского судостроительного завода прибыл в Севастополь.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100