С танковым прицелом
«Рособоронэкспорт» готов к наращиванию военно-технического сотрудничества с Таиландом

В конце минувшего декабря стало известно, что в течение 2015 г. группы специалистов специального комитета Директората материального обеспечения (DOL) Сухопутных войск ВС Таиланда побывали в России и КНР и ознакомились с возможностями производящихся в двух странах основных боевых танков.

Илья КЕДРОВ

БАНГКОК – МОСКВА

В октябре тайцы посетили входящий в китайскую промышленную группу Norinco завод №617, где им был представлен танк MBT-3000 (VT4). А в ноябре специалисты DOL приезжали на «Уралвагонзавод», где получили возможность оценить российский Т-90.

По итогам визита в Китай и Россию тайские военные намерены выбрать новый танк, поскольку дальнейшая реализация проекта с Украиной по ОБТ Т-84 «Оплот» зашла в тупик.

Возможно, специалисты DOL посетили бы и еще какие-нибудь центры мирового танкостроения – в первую очередь США и Германию, однако командование СВ Таиланда хочет получить новый танк со 125-мм пушкой, поэтому других вариантов, собственно, и нет. А опыт взаимодействия с Украиной, похоже, навсегда отвадил представителей ВС Таиланда от поездок в Харьков.

На выставке Defense & Security 2015 «Рособоронэкспорт» представил широкий спектр продукции отечественного ОПК.

Как известно, СВ Таиланда в 2011 г. заказали 49 танков Т-84 «Оплот» и две БРЭМ на их базе со сроком поставки к концу 2014 г. В ВС Таиланда Т-84 должен заменить устаревшие легкие танки M-48A5 двух кавалерийских батальонов Сухопутных войск.

Однако выполнить эти условия производитель ГП «Завод им. В.А. Малышева» не сумел. Причина тому – даже не так называемый майдан и последовавшая за ним гражданская вона на востоке страны. Таиландский контракт был фактически сорван еще в эпоху Януковича.  Отгрузка первой партии из пяти «Оплотов» должна была произойти в декабре 2012 г., а фактически первые пять машин были доставлены в Таиланд в начале 2014 г. Еще пять – в мае 2015 г. Какого-либо ускорения темпов производства Т-84 в Харькове не предвидится. Так что Таиланду придется ждать завершения этой эпопеи еще лет шесть, да и не факт, что контракт в конечном итоге вообще будет выполнен, поскольку по итогам 2015 г. был изготовлен только один «Оплот» по тайскому заказу.

Понятно, что при таких «успехах» харьковчан «Укроборонпрому» не удастся реализовать озвученные в 2011 г. планы на поставку Таиланду 200 танков Т-84. Зато такая возможность открывается перед «Уралвагонзаводом» и «Рособоронэкспортом».

Китайский танк МВТ-3000 – это пока лишь демонстрационный образец, ориентированный для поставок на внешний рынок.

ОПРАВДАВШИЕСЯ ОЖИДАНИЯ

Не удивительно, что на международной азиатской выставке Defense & Security 2015, проходившей в Бангкоке в ноябре, «Рособоронэкспорт» ожидал, что в числе прочего российского оружия повышенным интересом у посетителей будет пользоваться танк Т-90С. Учитывая тот факт, что российскую экспозицию на выставке посетил главнокомандующий Королевскими Сухопутными войсками Таиланда генерал Тирача Накванич, ожидания эти можно назвать вполне оправданными.

Помимо Т-90С на Defense & Security 2015 российский спецэкспортер представил такие образцы бронетехники, как  боевая машина пехоты БМП-3, бронетранспортер БТР-80А, полицейскую версию бронеавтомобиля «Тигр», а также учебно-тренировочный самолет Як-130, вертолетную технику, широкую номенклатуру стрелкового вооружения производства Концерна «Калашников». Традиционно в регионе Юго-Восточной Азии компания продвигает такие образцы военно-морской техники, как фрегаты проектов 11356 и «Гепард 3.9», корветы проекта 21632 «Торнадо», подводные лодки «Амур-1650», а также комплексы ПВО «Бук-М2Э», «Тор-М2», «Панцирь-С1» и «Игла-С».

Начальник управления внешних связей компании «Рособоронэкспорт» Виктор Бракунов представляет проект «Комплексная безопасность крупных административных образований, критически важных объектов и рубежей государств».

В ходе выставки был представлен проект «Комплексная безопасность крупных административных образований, критически важных объектов и рубежей государств». На основе анализа существующих угроз специалистами «Рособоронэкспорта» были разработаны 10 типовых технических проектов систем комплексной безопасности для охраны границ, портов и прибрежной зоны, обеспечения безопасности городов, важных промышленных объектов, проведения массовых спортивных мероприятий и др. Данные системы предназначены для формирования единого информационного пространства, координации и управления действиями различных силовых структур и специальных служб, что позволяет существенно повысить эффективность борьбы с преступностью, терроризмом, массовыми беспорядками, незаконной миграцией, быстро реагировать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Презентацию посетило более 40 представителей различных силовых структур Королевства Таиланд и некоторых других стран, в том числе стран НАТО.

АТР – КЛЮЧЕВОЙ РЫНОК «РОСОБОРОНЭКСПОРТА»

Военно-техническое сотрудничество России с Таиландом до сих пор развивалось не очень активно. Начало ему было положено в 2009 г., когда Бангкок закупил автоматы Калашникова для полиции, затем были подписаны контракты на приобретение вертолетов Ми-17В-5 и ПЗРК «Игла-С».

«Российское вооружение и военная техника зарекомендовали себя здесь очень хорошо, и, со своей стороны, мы готовы к наращиванию взаимовыгодного военно-технического сотрудничества между двумя странами, – сказал начальник управления внешних связей компании «Рособоронэкспорт» и глава делегации на выставке Defense & Security 2015 Виктор Бракунов. – Все предпосылки для этого есть, даже несмотря на то, что для нас это новый рынок, где всегда были сильны западные производители».

После того как Индия заказала 200 вертолетов Ка-226Т, интерес к этой машине заметно повысился.

В целом надо отметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) занимает весьма важную позицию в структуре военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Как отметил Виктор Бракунов, «на долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходятся наибольшие по объемам поставки российской продукции военного назначения – сегодня это 42%. Процентное соотношение может меняться, однако, по нашему мнению, лидирующее положение будет занимать именно этот регион».

Среди наиболее перспективных проектов ближайшего времени в АТР можно назвать возможные поставки многофункциональных истребителей Су-35, трех самолетов-амфибий Бе-200 и дополнительной партии БМП-3Ф Индонезии, а также поставки вертолетов Ми-17В-5 Непалу. По словам Виктора Бракунова, Шри-Ланке переданы коммерческие предложения по фрегатам проекта «Гепард 3.9» и патрульным кораблям проекта 22160. Также ведутся переговоры по созданию в ряде стран региона сервисных центров по обслуживанию самолетов, вертолетов и бронетехники российского производства.

Пожалуй, наиболее важным на сегодняшний день направлением работы «Рособоронэкспорта» в АТР можно считать подготовку договоренностей с Индонезией на поставку ВВС этой страны истребителей Су-35. Напомним, что в сентябре 2015 г. министр обороны страны Рьямизард Рьячуду заявил, что получил от президента Джоко Видодо прямое указание о закупке Су-35. Речь идет о поэтапном приобретении эскадрильи этих многофункциональных самолетов продвинутого четвертого поколения, предназначенных для замены устаревших американских истребителей F-5E/F Tiger II.

Средства ближнего боя и другая продукция НПО «Базальт» пользуются хорошим спросом на всех рынках.

Рьямизард Рьячуду отмечал, что выбор пал на российский самолет в связи с тем, что индонезийские пилоты уже привыкли к эксплуатации истребителей марки «Су»: в настояшее время ВВС страны имеют пять российских Су-27СК и 11 Су-30МК2.

Виктор Бракунов в ходе Defense & Security 2015 сообщил: «На авиасалоне МАКС-2015 наши специалисты провели презентацию и показ истребителя Су-35 для высокопоставленной делегации ВВС Индонезии. Отзывы свидетельствуют, что это именно тот многофункциональный истребитель, который нужен индонезийским летчикам».

В ПЕРСПЕКТИВЕ – ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ?

Возвращаясь к тайской танковой проблеме, стоит отметить, что помимо 10 реальных и 39 гипотетических Т-84, предназначенных для замены устаревших М48А5 в четырех кавалерийских батальонах, Сухопутные войска страны располагают еще 178 ОБТ М60А1/А3 в пехотных дивизиях. То есть «Паттоны» на сегодняшний день составляют основную ударную силу бронетанковых подразделений СВ Таиланда. Это довольно старые машины, к тому же не подвергавшиеся серьезной модернизации, как, скажем, израильские или турецкие М60. Заниматься этой работой сейчас вряд ли разумно, поскольку серьезное обновление таких машин окажется немногим дешевле покупки современных танков. Поэтому намерение командования СВ Таиланда приобрести новые ОБТ – вполне разумное.

Если сравнивать наш Т-90 (а сегодня «Уралвагонзавод» может предложить заказчику не только его базовый вариант Т-90С, но и глубоко модернизированный Т-90МС) и китайский МВТ-3000, то объективно более привлекательным является именно российское предложение. Т-90 – реальная крупносерийная машина, состоящая на вооружении ВС РФ, поставляющаяся на экспорт и участвующая в боевых действиях. МВТ-3000 – пока демонстрационный образец, не изготовляющийся серийно и предназначенный для поставок на внешний рынок – принятие его на вооружение НОАК не планируется. В производственных возможностях Norinco сомневаться не приходится – этот промышленный гигант бессмысленно даже сравнивать с ГП «Завод им. В.А. Малышева», окончательно деградировавшим в современных украинских реалиях до уровня армейских ремонтных мастерских. В актив китайского предложения по старой привычке так и хочется записать более выгодную стоимость. Однако сделать этого уже не получится – качественная китайская продукция сегодня продается отнюдь не по демпинговым ценам. По имеющейся неофициальной информации, Россия предложила Таиланду танки по более выгодной цене, чем китайские конкуренты.

Так что перспективы наращивания военно-технического сотрудничества с Таиландом у России действительно есть. И уральская броня может совершить реальный прорыв на этом фронте.


 

НОВОСТИ

На Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге состоялась закладка сразу трех кораблей для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.
Зеленодольский завод им. А.М. Горького отправил на Балтику очередной противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Завершены испытания нормобарических скафандров разработки компании «Дайвтехносервис», создающих водолазу на большой глубине атмосферные «земные» условия.
Производственный цех нижегородского ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустил на воду и начал испытания рабоче-разъездного катера 21770 «Катран» разработки ЦМКБ «Алмаз».
Городецкая Судоремонтно-судостроительная корпорация (ССК) из Городца Нижегородской области передала Северному флоту плавучий тяжелый железобетонный причал ПЖТ-86 проекта 16181.
На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» спущен на воду рейдовый буксир РБ-393 проекта 90600, построенный для Военно-морского флота РФ.
Тихоокеанский флот получил гидроакустические приборы для защиты кораблей, подводных лодок и морских баз от торпед и субмарин противника.
На рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» спущен на воду головной малый гидрографический катер проекта 21961 разработки нижегородского КБ «Вымпел».
Министерство обороны РФ заказало 55 гидроакустических комплексов (ГК) «Кряква» для ВМФ РФ.
Рыбинский судостроительный завод «Вымпел» спустил на воду второй, третий и четвертый патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» программы 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100