На прочных позициях
Флагманы российского ОПК уверены, что сохранят статус приоритетных партнеров Индии

Авиасалон Aero India 2013, проводившийся в феврале этого года в Бангалоре уже в девятый раз, стал крупнейшим за всю историю этой выставки. В нем приняли участие более 600 компаний и 78 зарубежных делегаций. Крупнейшие экспозиции развернули США, Франция, Великобритания, Россия и Германия. Впервые участие в салоне Aero India принял Китай.

Илья КЕДРОВ

БАНГАЛОР – МОСКВА

Россию и Индию связывают особые отношения в сфере ВТС, достичь уровня которых пока не удается другим тяжеловесам мирового рынка оружия. Эта фраза, возможно, звучит как поднадоевшая мантра (во всяком случае, для наших конкурентов – уж точно), однако это действительно так.

МАРКА «СУХОЙ» – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

«Мы считаем, что в секторе боевой авиации наши позиции достаточно прочны, несмотря на то, что индийская сторона очевидно и достаточно активно реализует курс на диверсификацию поставок, закупив целый ряд образцов современной западной авиационной техники. Россия остается приоритетным партнером Индии и имеет серьезные перспективы. Тем более что уровень нашего взаимодействия значительно глубже, чем у других поставщиков», – заявил заместитель генерального директора Компании «Сухой» по маркетингу Александр Клементьев, комментируя итоги участия «Сухого» в салоне Aero India 2013.

Участниками летной программы Aero India 2013 были Су-30МКИ ВВС Индии и Су-27 «Русских витязей».

Значение военно-технического сотрудничества с Россией для ВВС Индии действительно, что называется, трудно переоценить. И на этот факт не могут оказать существенного влияния ни проигрыш российского МиГ-35 в тендере по программе MMRCA, ни другие закупки Индии, в частности, американских военно-транспортных и патрульных самолетов. Важнейшей программой ВВС Индии является создание Перспективного многофункционального истребителя (Perspective Multirole Fighter – PMF), известного в Индии также под обозначением FGFA (Fifth Generation Fighting Aircraft). Эта машина, разрабатывающаяся совместно специалистами ОКБ «Сухого» и крупнейшего индийского авиастроительного холдинга HAL на базе истребителя Т-50, будет определять лицо ВВС Индии на протяжении нескольких десятилетий XXI века. Именно модель ПМИ занимала центральное место в экспозиции HAL на салоне Aero India 2013.

А модель истребителя Су-30МКИ была основным экспонатом на стенде ВВС Индии, для которых эти машины являются наиболее массовым и современным типом самолета. В перспективе же, с учетом декабрьского контракта на дополнительные 42 машинокомплекта, их количество в индийских ВВС достигнет 272 штук.

Перспективный многофункциональный истребитель, разработанный на базе Т-50,  долгие годы будет определять лицо ВВС Индии.

В настоящее время Россия и Индия совместно работают над модернизацией этой машины, причем, как отметил на пресс-конференции президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян, этот процесс «продолжается каждый день, и тот самолет, который сегодня находится в эксплуатации, отличается от самолета, находившегося в эксплуатации в 2011 году». Модернизация самолета касается наращивания функции комплекса бортового оборудования, модернизации программного обеспечения, а также оснащения Су-30МКИ новыми авиационными средствами поражения. Одна из важнейших задач в этом ряду – интеграция на борт самолета крылатой ракеты «БраМос».

В целом Александр Клементьев весьма высоко оценил как результаты работы Компании «Сухой» на Aero India 2013, так и уровень организации этого салона. Выставку посетили высшие руководители Министерства обороны Индии, командующий ВВС, его заместители, все командующие направлениями ВВС, президент компании HAL, все его функциональные вице-президенты и руководители основных программ. «И со всеми, с кем было необходимо, у нас была возможность встретиться», – отметил Александр Клементьев.

Михаил Погосян провел переговоры с главнокомандующим ВВС Индии маршалом авиации Норманом Анилом Кумаром Брауни. В ходе встречи был проведен детальный анализ действующих проектов, включая вопросы послепродажного обслуживания. Обсуждался и проект совместного истребителя пятого поколения. Маршал Брауни выразил удовлетворение, что завершен первый этап работы – эскизно-техническое проектирование. Это позволяет сделать следующий шаг – подписать в 2013 г. контракт на ОКР в рамках генерального контракта на совместную разработку самолета, что позволит сторонам полностью выдержать общий график программы ПМИ.

На стенде Компании «Сухой» состоялись переговоры с Государственным министром Министерства обороны Индии Джитендрой Сингхом, которому Александр Клементьев представил всю номенклатуру боевой и гражданской российской авиатехники, демонстрировавшейся в Бангалоре, в числе которой – самолеты Sukhoi SuperJet 100 и проект МС-21.

Старший вице-президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Игорь Сырцов и начальник департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский провели встречу с министром гражданской авиации Индии. Была достигнута договоренность о том, что «ГСС» представит свои предложения по поставке десяти самолетов SSJ100 авиакомпании Air India в рамках госфинансирования расширения авиапарка этого перевозчика.

В ходе своей пресс-конференции Михаил Погосян заявил: «Развитие сотрудничества с нашими индийскими коллегами мы не видим сегодня без развития сотрудничества в области гражданской авиационной техники». По его оценке, индийский рынок с точки зрения роста объемов пассажирских перевозок будет одним из наиболее динамично развивающихся в Юго-Восточной Азии. «Мы оцениваем индийский рынок в сегменте региональных самолетов на уровне 50-70 машин. Это, с нашей точки зрения, один из крупнейших рынков в мире для самолетов Sukhoi SuperJet 100», – отметил президент ОАК. Он подчеркнул, что в 2013 году начнется валидация сертификата SSJ100 в Индии, что даст толчок продвижению самолета на активно развивающийся местный рынок.

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» готов предложить Индии весь спектр современных зенитных систем.

Михаил Погосян отметил, что и государственная корпорация HAL, и частные индийские компании, в числе которых – TATA, уже вовлечены в международную производственную кооперацию по производству гражданской авиатехники и работают по заказам таких фирм, как Boeing, Airbus, Embraer и Bombardier. «Мы, выходя сегодня на серьезное увеличение объемов производства по гражданским программам, заинтересованы тоже в расширении кооперации для того, чтобы обеспечить более интенсивное наращивание объемов производства», – заявил президент ОАК.

Самолеты марки «Су» были не только важнейшей темой деловых переговоров на салоне Aero India 2013. Доминировали они и в небе. Постоянным участником летной программы выставки были Су-30МКИ ВВС Индии, финальным же аккордом российского участия в этом салоне стали головокружительные выступления пилотажной группы «Русские витязи» на Су-27.

МОДУЛЬНЫЙ «ТОР» – СЕГОДНЯ, «ТРИУМФ» – В ПЕРСПЕКТИВЕ

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» впервые на зарубежной международной выставке представил в Бангалоре зенитный ракетный комплекс малой дальности «Тор-М2КМ» с боевыми и техническими средствами в модульном исполнении. Комплекс разработан дочерним предприятием концерна – Ижевским электромеханическим заводом «Купол». При его создании было использовано большое количество новых технологических и конструктивных решений.

Боевые и технические средства ЗРК могут быть размещены на различных носителях: автомобильном шасси, полуприцепе, прицепе, палубе малотоннажного судна и в стационарном варианте. Это значительно расширяет диапазон его применения, увеличивает объем решаемых задач и эффективно снижает затраты на его эксплуатацию.

В работе единой экспозиции Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке Aero India 2013 приняли участие представители предприятий, разрабатывающих, изготавливающих и осуществляющих сервисное и послегарантийное обслуживание военной техники: ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз – Антей», ИЭМЗ «Купол», Ульяновский механический завод и ГЦСО ПВО «Гранит».

Очевидно, что Индия сегодня – это один из крупнейших в мире импортеров вооружения. Россию и Индию связывает не только давний опыт сотрудничества в сфере ВТС, но и имеются все предпосылки для его успешного продолжения: есть политическое взаимодействие на государственном уровне, есть потребность ВС Индии в закупках вооружений для обеспечения безопасности своей страны. В свою очередь, у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть уникальный продукт, который удовлетворяет всем, даже самым изысканным, требованиям, который может быть использован и в Сухопутных войсках, и ВВС, и ВМС Индии.

Как отметил в ходе выставки представитель Концерна ПВО «Алмаз – Антей», руководство компании внимательно отслеживает ситуацию на индийском рынке вооружения.

Это и понятно, ведь она постоянно меняется: появляются новые требования заказчиков, приходят новые поставщики и обостряется конкурентная борьба. Например, открывая салон Aero India 2013, министр обороны А.К. Энтони отметил, что при закупке ВВТ акцент все больше и больше будет смещаться в сторону продукции предприятий национальной промышленности. Но сразу перейти на самообеспечение нельзя – для этого нужно время, даже несмотря на то, что индийская промышленность сегодня имеет весьма серьезные возможности и уже производит самое современное оборудование.

Журнал National Defense вызывал живой интерес у представителей ВВС Индии.

Перед началом и во время проведения салона Aero India 2013 члены делегации Концерна ПВО «Алмаз – Антей» провели встречи с представителями Вооруженных Сил, промышленности, посетили местные предприятия. Главная цель этой работы – найти точки соприкосновения с индийскими производителями для того, чтобы адаптировать продукцию концерна и предлагать ее Министерству обороны Индии.

Концерн проводит очень взвешенную политику при продвижении своей продукции на индийский рынок. Это выражается в том, что местным потребителям предлагаются как финальные образцы ВВТ, то есть зенитные ракетные комплексы в том виде, в каком они разрешены для поставок на экспорт, так и системы и комплексы ПВО, установленные на шасси индийского производства. Кроме того, предполагается и третий вариант сотрудничества, при котором компоненты индийского производства будут интегрироваться непосредственно в конструкцию систем ПВО российской разработки.

В качестве готовой продукции Концерн ПВО «Алмаз – Антей» готов предложить Индии системы большой дальности «Антей-2500», средней дальности «Бук-М2Э», малой дальности «Тор-М2Э», а также радиолокационные станции обнаружения, наведения, управления воздушным движением – то есть очень широкий спектр продукции для всех видов войск ВС Индии.

Основным кандидатом для интеграции на шасси индийского производства выглядит модульный комплекс «Тор-М2КМ», который предложен Индии в рамках тендера на закупку ЗРК малой дальности. По словам представителей делегации Концерна ПВО «Алмаз – Антей» на выставке Aero India 2013, местное предприятие, на шасси которого можно было бы разместить этот ЗРК, уже найдено, проведена конструкторская проработка размещения модуля на выбранном шасси. В настоящее время готовятся испытания с участием представителей тендерного комитета.

Среди образцов продукции концерна, демонстрировавшихся в Бангалоре, имелась и модель ЗРС С-400. Правда по масштабу она значительно уступала другим уменьшенным копиям зенитных средств от «Алмаза – Антея», но оно и понятно – ведь, как известно, до удовлетворения потребностей в С-400 российских Вооруженных Сил экспортировать их не планируется. И тем не менее наличие модели «Триумфа» на Aero India 2013 свидетельствует о том, что в перспективе и эта система может быть предложена индийским военным.

Надо отметить, что противоракетные возможности С-400 в целом соответствуют запросам МО Индии на создание системы ПРО, способной перехватывать ракеты противника на дальности до 70 км. Это тем более актуально, что на своей пресс-конференции в ходе выставки главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Норман Анил Кумар Брауни недвусмысленно заявил, что его стране не подходит израильская система ПРО Iron Dome в связи с тем, в частности, что Индия гораздо больше по площади, чем Израиль, и имеет гораздо большую протяженность границ.

Концерн ПВО «Алмаз – Антей» как основной российский разработчик и производитель всего спектра средств обнаружения, разведки, связи и поражения воздушных целей в состоянии построить национальную систему противовоздушной и противоракетной обороны любой страны, и, очевидно, заинтересован в выполнении такой работы.

В целом выставка Aero India 2013 однозначно показала большой интерес к изделиям концерна как со стороны местных предприятий промышленности, так и со стороны конечного пользователя – ВВС, ВМС и Сухопутных войск ВС Индии.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100