Французский вектор
Промышленное сотрудничество Москвы и Парижа набирает обороты

В рамках авиасалона МАКС-2011 российские компании «Рособоронэкспорт», «Инерциальные технологии «Технокомплекса» и французская SAGEM (входит в группу SAFRAN) объявили о создании совместного предприятия в области инерциальных навигационных систем для военной авиации «РС Альянс» (RS Alliance).

Илья КЕДРОВ

 

На сегодняшний день СП «РС Альянс» – одно из ключевых в сфере военных технологий предприятий, созданных в России совместно с западноевропейскими партнерами. Оно будет размещаться на территории Российской Федерации и руководствоваться в своей деятельности российским законодательством.Основная задача СП – производство разработанной специалистами SAGEM и ЗАО «Инерциальные технологии «Технокомплекса» автономной инерциальной навигационной системы ЛИНС-100РС пятого поколения, которая будет устанавливаться на боевые самолеты и вертолеты российского производства, в том числе – на ПАК ФА.

В ходе церемонии, в которой приняли участие председатель правительства РФ Владимир Путин и гендиректор ГК «Ростехнологии» Сергей Чемезов, президент и генеральный директор холдинговой группы SAFRAN Жан-Поль Эртеман отметил, что с созданием этого СП SAGEM станет активным участником долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества, налаженного между Россией и Францией как на правительственном, так и промышленном уровнях.

Пока сотрудничество французской (в лице группы SAFRAN) и российской промышленности наиболее зримо можно представить на примере нового регионального самолета Sukhoi Superjet 100, двигатели которого являются плодом совместной работы инженеров и рабочих двух стран. «РС Альянс» также будет работать в сфере авиационной техники. Между тем, SAFRAN готов предложить России активное сотрудничество и при создании ВВТ для сухопутных войск, причем по номенклатуре изделий уровень такого взаимодействия может заметно превзойти авиационную составляющую.

Даже при беглом анализе производственной линейки компании SAGEM можно насчитать не менее 6 направлений взаимовыгодного сотрудничества. Российская техника, имеющая в своем составе комплексы и системы французской разработки, будет востребована как конечным ее пользователем – Министерством обороны, так и нашими зарубежными партнерами по военно-техническому сотрудничеству.

БЛА Sperwer.

Пожалуй, один из наиболее привлекательных как для оборонки, так и для МО РФ образцов продукции фирмы SAGEM – это инерциальная навигационная система Sigma-30 для САУ и РСЗО, конструктивно близкая к ЛИНС-100РС.

Конструкция обеих ИНС базируется на кольцевых лазерных гироскопах. Применительно к артиллерии особенно важно, что гироскопы этого типа обладают высокой стойкостью к повышенным ударным нагрузкам – ведь в момент выстрела 152-мм гаубицы или 120-мм миномета сила отдачи достигает более 120 g в течение нескольких микросекунд. Оптико-волоконные гироскопы таких нагрузок не выдерживают, а кольцевые лазерные сохраняют целостность. Помимо компании SAGEM в мире есть только одна фирма, изготавливающая аналогичные инерциальные навигационные системы для артиллерии. Она расположена в США и работает только по заказам Пентагона. 

ИНС Sigma-30 предназначена для высокоточной топопривязки с использованием, когда это возможно, систем спутниковой навигации и гирокурсокреноуказания самоходных артиллерийских установок и РСЗО. Даже при активном перемещении САУ на местности в течение суток Sigma-30 дает минимальное отклонение в позиционировании установки по крену и по курсу. Такой результат дает использование в системе Sigma-30 метода фильтрации Калмана – этой технологией SAGEM владеет, пожалуй, лучше всех в мире.

Помимо интеграции системы Sigma-30 в комплексы ствольной и реактивной артиллерии, находящиеся в производстве, SAGEM предлагает также комплекты для модернизации, состоящие из ИНС, баллистического компьютера, системы отображения и пульта управления.

Известно, что российское Минобороны проявляет значительный интерес к боевой экипировке Сухопутных войск ВС Франции FELIN, интегрированной в автоматизированную систему управления тактического звена формата С4I (Command, Control, Communications, Computers and Intelligence – управление, наблюдение, связь, вычислительные средства, разведка). Эта система, разработанная фирмой SAGEM, уже находится в производстве и прошла проверку в ходе боевых действий в Афганистане. Кроме того, система успешно выдержала испытания в зимних условиях – в Альпах, в пустыне – в Джибути и в условиях тропического климата – во Французской Гвиане. Испытания проходили под контролем представителей МО Франции. Оборудование соответствует весьма строгим требованиям военных по устойчивости, массе, простоте применения и эффективности. Подразделение, имеющее экипировку FELIN, может действовать быстро, с минимальными потерями, одинаково эффективно днем и ночью как в условиях интенсивного боя, так и в ходе разведки, когда необходима минимальная нагрузка бойца.

Архитектура системы FELIN позволяет пехотинцу передавать информацию как по горизонтали, так и по вертикали – то есть другим военнослужащим отделения и командиру взвода. За счет комплексных решений, интегрированных в бинокли и снайперские прицелы, может производиться маркировка наблюдаемых объектов и автоматическое нанесение их на электронную карту в планшетном компьютере.

FELIN на сегодняшний день – самая крупная программа боевой экипировки нового поколения в мире, по объему она превосходит аналогичные программы США и Израиля. Первоначально Сухопутные войска ВС Франции разместили заказ на 22500 комплектов. На сегодняшний день изготовлено около 4 тысяч комплектов экипировки, которыми полностью оснащены 4 батальона, до конца 2011 г. будет поставлено еще 2 тысячи комплектов.

Для комплектов FELIN компания SAGEM поставляет сетецентрическую составляющую, инфракрасные многофункциональные бинокли, инфракрасные снайперские прицелы и компактные прицелы для штурмовых винтовок (автоматов) такие, как Sword, OB50, NiteSpot50. К этим прицелам проявляют большой интерес в спецподразделениях как МО, так и других силовых ведомств РФ.

Весьма любопытной разработкой являются многофункциональные бинокли семейства JIM. В прибор этого типа помимо тепловизора внедрен дневной цифровой канал, цифровой магнитный компас, лазерный дальномер и приемник системы спутниковой навигации. Бинокль позволяет определять расстояние до объекта, его азимут, угол места и высоту, а также осуществлять топопривязку наблюдаемого объекта. Наблюдение в такой бинокль, интегрированный в АСУ, позволяет в любое время суток в режиме реального времени позиционировать тот или иной объект на электронной карте в планшетном компьютере, с которого необходимая информация передается на АСУНО средств огневого поражения. То есть информация об объекте противника фактически одновременно появляется у наблюдателя, командиров пехотного и огневого подразделений, а время от обнаружения цели до ее поражения исчисляется теми секундами, которые необходимы для принятия решения и наводки САУ или минометов.

Вес бинокля JIM в модификации LR (Long-Range – большой дальности) – около 2,5 кг, дальность идентификации живой силы – 950 метров, бронетехники – 1700 метров, а дальность обнаружения составляет соответственно 5350 и 8650 метров. Продолжительность работы на одной литиевой батарее питания – более 4 часов, в комплекте бинокля имеется от 4 до 6 запасных батарей, можно подключать этот прибор и к более емкому переносному элементу питания. Конструкция бинокля JIM позволяет устанавливать его на треноге и управлять им дистанционно.

Сегодня у фирмы SAGEM имеется заказ на 4 тысячи приборов JIM. Первый контракт на 2 тысячи биноклей был размещен в 2008 г. в рамках заказа на комплекты FELIN. Затем последовал отдельный заказ еще на 2 тысячи биноклей. Сейчас во французской армии взамен аналогичных устройств второго поколения командиры взводов, а в некоторых случаях – командиры отделений и напарники снайперов, получают бинокли JIM.

ОБТ Leclerc.

Еще одно важнейшее «сухопутное» направление работы фирмы SAGEM – создание систем управления огнем (СУО) для бронетехники. В ВС Франции прицелы и оптико-электронные системы наблюдения производства SAGEM устанавливаются на танки Leclerc и колесные БМП VBCI.

Хотя Leclerc получился весьма дорогим, и его экспортное продвижение оказалось совсем не таким успешным, как планировалось, отдельные элементы его конструкции пользуются большим спросом. В первую очередь это именно СУО – SAVAN-15, имеющая в своем составе дневной и ночной каналы, лазерный дальномер, стабилизатор. Система SAVAN-15 используется на индийском танке Arjun, на польском варианте модернизации Т-72 – РТ-91М1, который поставляется Малайзии, и на английском Challenger 2. В Алжире несколько лет назад были проведены совместные испытания танков Т-72. Танк с SAVAN-15 поразил цель на дальности 3800 метров. Этот прицел позволяет вести огонь на ходу с большой вероятностью поражения цели.

SAGEM поставляет системы управления огнем для ведущих производителей бронетехники: General Dynamics, Lockheed Martin, Nexter, Vickers Defense and Systems. СУО компании устанавливаются на танки и БМП, самостоятельно разработанные фирмами Samsung и Hyunday Rotem в Южной Корее. В ходе модернизации БМП-1 и БМП-2 в интересах инозаказчиков на них устанавливается новая башня «Бережок» разработки тульского КБП с тепловизорами MATIS. Уже сейчас объемы поставок новых боевых модулей исчисляются сотнями и есть серьезные перспективы на будущее.

В рамках программ создания ОБТ Leclerc и ударного вертолета EC665 Tigre был создан тепловизор второго поколения IRIS, работающий в диапазоне 8-12 микрон. Тепловизоры разработки SAGEM используются также в системах наведения комплексов войсковой ПВО. Для установки на вертолеты и БЛА французская компания предлагает не только тепловизоры как элементы бортовых систем, но и решения на базе гиростабилизированных платформ, предназначенных для обнаружения, сопровождения целей и целеуказания. Это линейка обзорных систем EUROFLIR (EUROFLIR 350HD и EUROFLIR 410SP), а также СУО вертолетного базирования Strix и Osiris. Компания SAGEM поставляет тепловизоры предприятиям российского ОПК уже около 10 лет, и это сотрудничество продолжается. По всей видимости, его объем будет нарастать как за счет отдельных элементов, так и готовых платформ, предназначенных для установки на вертолеты и БЛА.

Надо отметить, что специалисты SAGEM в ходе 30-летней работы накопили весьма богатый опыт создания беспилотных комплексов. В частности, в Афганистане с успехом применяется БЛА Sperwer. В арсенале компании есть готовые и проверенные на практике, в том числе – в условиях боевых действий, решения по пилотированию БЛА и управлению установленным на нем оборудованием, передаче информации на наземный пункт управления, где проводится ее дешифровка и анализ. И что самое важно – SAGEM (в отличие от некоторых других наших партнеров по беспилотным программам) готова делиться с Россией этими технологиями. Во Франции считают, что расширение промышленного сотрудничества с Россией не только экономически выгодно для наших государств, но и имеет весьма серьезную геополитическую перспективу.


 

НОВОСТИ

На государственном испытательном космодроме «Плесецк» 30 марта проведены очередные бросковые испытания новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса «Сармат».
Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (ПАО «Ил») обсуждает c Минобороны России возможность глубокой модернизации бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на всем парке тяжелых военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-124 «Руслан» ВКС РФ, сообщил РИА «Новости» вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации по транспортной авиации, гендиректор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Военнослужащие зенитной ракетной части 11-й Краснознаменной армии Восточного военного округа (ВВО) получили на вооружение новую зенитную ракетную систему С-400.
В ходе итогового заседания Государственной комиссии по двигателю АЛ-41Ф-1 ПАО «ОДК-УМПО» был торжественно вручен акт о завершении Государственных стендовых испытаний опытного двигателя.
На вооружение мотострелкового соединения общевойсковой армии Восточного военного округа (ВВО), дислоцированного в Амурской области, поступил мобильный комплекс радиоэлектронной борьбы «Житель» (Р-330Ж).
Министерство обороны России намерено закупить более 100 легких транспортных самолетов Ил-112В, заявил замглавы военного ведомства Юрий Борисов в ходе посещения Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО).
В рамках реализации программы перевооружения войск Южного военного округа (ЮВО) мотострелковое соединение 58-й общевойсковой армии, дислоцированное в Дагестане, получило первую партию боевых машин пехоты БМП-3 нового выпуска.
Конструкторское бюро «ВР-Технологии» холдинга «Вертолеты России» приступило к стендовым испытаниям основных систем и агрегатов беспилотного вертолета VRT300. Летные испытания аппарата должны начаться в конце 2018 г.
На полигоне Сары-Шаган (Республика Казахстан) боевым расчетом войск противовоздушной и противоракетной обороны ВКС РФ 31 марта успешно проведен очередной испытательный пуск новой модернизированной ракеты российской системы противоракетной обороны (ПРО).
Порядок управления войсками в ходе непрерывного огневого поражения объектов и живой силы условного противника был отработан в ходе трехдневной командно-штабной тренировки (КШТ), проведенной под руководством командующего войсками Южного военного округа (ЮВО) генерал-полковника Александра Дворникова. В ней были задействованы управления штаба округа и подчиненных объединений, командный состав соединений ЮВО, 4 тыс. военнослужащих и около 1 тыс. единиц военной техники.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100