№12 декабрь 2018

Мир перед катастрофой

Оптимисты спорят с пессимистами
МАКС-2011 как индикатор современного состояния российского авиапрома

Фото er.ru

Нынешний Московский авиационно-космический салон (МАКС-2011), который начинает свою работу 16 августа в подмосковном Жуковском, можно рассматривать как один из индикаторов современного состояния отечественного авиапрома. Уже с весны текущего года на страницах многочисленных СМИ аналитики и эксперты с привлечением специалистов активно стали обсуждать современное состояние отечественной авиационной промышленности в преддверии открытия этого крупного рекламно-выставочного мероприятия.

Анатолий СОКОЛОВ

 

Для такой активности в настоящее время существуют достаточно веские основания. Уже одно то, что количество авиалайнеров зарубежного производства в составе парка пассажирской авиации стабильно растет, говорит само за себя. Заметно лучше состояние в сегменте военной авиации, однако и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. И это в России, преемнице СССР, в котором ежегодное производство отечественных самолетов обеспечивало не только внутренние потребности в гражданской и военной авиации, но и в значительной степени удовлетворяло запросы зарубежных потребителей. Авиапромышленность бывшего СССР всегда рассматривались как своего рода «локомотив» развития научно-технической мысли и всей промышленности страны в целом.

Память о былом величии, в сравнении с нынешним состоянием российского авиапрома, стала одним из побудительных мотивов для высказываний различных точек мнений как сторонниками наметившегося прогресса в развитии отечественной авиационной отрасли, так и теми, между «оптимистами» и «пессимистами» относительно настоящего и будущего российской авиации. И чем ближе становился момент открытия МАКСа, тем все острей становилась их заочная и очная полемика на страницах СМИ и различного рода форумах.

В достаточно концентрированной форме о нерадостном состоянии российской авиационной промышленности 12 августа в интервью «Независимому военному обозрению»  под названием «МАКСимальный уровень обороны не просматривается» сообщил бывший (1994-2000 гг.) начальник вооружения ВС РФ, заместитель руководителя комиссии РСПП по оборонно-промышленному комплексу, генерал-полковник в отставке Анатолий Ситнов. В целом, после прочтения всего материала, действительно складывается удручающая картина. Надо отдать должное, что свои выводы А. Ситнов, несомненно, обладающий значительным объемом информации в этой области, обосновывает весьма убедительно и возразить ему достаточно сложно. Как наиболее показательные моменты его интервью следует отметить следующее.

Неубедительное, в сравнении с зарубежными конкурентами, выступление России на традиционном авиасалоне в парижском пригороде Ле-Бурже. По мнению А. Ситнова, если Россия не учтет опыт США в создании истребителя Raptor, общую тенденцию развития авиации и потребности рынка, то в сегменте легких истребителей в ближайшие годы мы проиграем китайцам, а «вкладывая огромные средства в разработку Т-50, … в долгосрочной перспективе, проигрываем уже западным разработчикам».

Значительное падение реальных продаж образцов продукции военного назначения (ПВН) целого ряда направлений. По его словам: «Радиолокацию не покупают, боеприпасы не покупают, корабли не покупают, истребители перестали покупать – тендеры в Индии и Бразилии мы проиграли. Не нужны наши истребители теперь и Китаю».

Необоснованные закупки отдельных видов техники за рубежом в ущерб созданию и развитию собственной, в том числе и беспилотной авиации («… по-настоящему перспективные разработки, … не уступающие новейшим западным разработкам, нуждаются в серьезных вложениях. Но финансирования этих проектов нет»). Аналогичная ситуация и в гражданском авиастроении. «Такая политика разрушает все наше авиастроение», - отметил А. Ситнов. Как пример он привел слова руководителей корпорации Boeing, заявивших в 1990-х гг.: «Выпускать дальнемагистральные лайнеры вам не позволим. Это наш рынок. Максимум, что разрешим, – делайте региональные самолеты».

Невыгодная для России ситуация с рядом отечественных фирм, которыми владеют представители зарубежных стран. «Металл мы весь покупаем внутри страны по цене Лондонской биржи. Его продает одна американская фирма, ставшая владельцем двух металлургических заводов в Самаре и Белой Калитве. Выпуская фюзеляжный алюминий, который нужен для производства самолетов, американские хозяева сначала направляют его в США и Европу, выполняя свои обязанности перед тамошними партнерами, а потом по остаточному принципу – российским предприятиям. Причем дороже на 30-40%. И титан, производящийся на Урале, на 93% предназначен для выпуска Boeing. У олигархов отечественная авиапромышленность – на последнем месте», - заявил А. Ситнов.

Снятие с производства дальнемагистрального самолета Ил-96, среднемагистральных Ту-204 и Ту-214, ничем не уступающих зарубежным аналогам, непонятной ситуацией с сертифицированным и принятым Ту-334 (три из шести машин для президентского отряда «недоделанными стоят сейчас на авиазаводе в Казани») и совместными с Украиной проектами, где «в каждом самолете 65-70% участия – доля России» (самолеты Ан-70, Ан-124, Ан-148, Ан-158, «Русланы», Ан-225 «Мрия»).

Запутанное финансирование отрасли. По словам А. Ситнова: «Имеем линейку от максимального пассажирского до минимального самолета. Но мы сегодня этим делом не занимаемся. Одни разговоры. Ни один завод не имеет заказов, все заказы идут через управляющие компании. Деньги, которые выделяются на авиацию, не доходят до производителей, они пропадают неизвестно где». Ущербность существующего порядка финансирования авиапрома стала причиной резкого сокращения специализированных авиастроительных предприятий. По Ситнову, из существовавших ранее 28 «полноценно работавших заводов» сегодня фактически стоят Нижегородский авиационный завод «Сокол» (почти нет серийных заказов) и «Волга», остановлен Воронежский авиационный завод – «никто не дает работать. Самару тоже остановили. Казань еле дышит. Новосибирский завод в коме». Нет и Смоленского авиационного завода.

Не лучше ситуация и у моторостроителей, считает А. Ситнов. «Фактически нет Самарского куста – научно-технического комплекса имени Кузнецова. В Санкт-Петербурге завод имени Климова после регулярных скандалов вокруг его формы собственности оказался в зависшем состоянии», - заявил он. Деградируют и конструкторские бюро, что подтверждается примером рыбинского КБ (из 3,5 тыс. специалистов осталось около 800 человек), прекратило существование КБ в Уфе, «Мясищевского КБ нет, яковлевского тоже почти нет, туполевское разогнали, ильюшинское практически не дышит. В целом хотел бы отметить, что институт генеральных конструкторов как таковой у нас полностью уничтожен. Вместо них пришли руководить оставшимися пока авиастроительными компаниями «эффективные менеджеры», понимающие толк «только в деньгах», - заявил А. Ситнов.

Но положение еще можно исправить, считает Ситнов. «Еще не поздно. Причем для этого совсем не обязательно изобретать велосипед», - отметил он. Очень много зависит от эффективности совместной работы Минобороны, Минфина и других министерств и ведомств над сбалансированным развитием отечественного ОПК. Во времена СССР, как подчеркнул А. Ситнов, «… денег тогда было вообще мало, в целом по стране». В связи с этим «…установили абсолютно для всех предприятий ОПК ряд жестких требований по экономии средств и вместе с тем преференции. Главное, что решили: рубль должен работать максимально, использоваться строго по назначению, а не прокручиваться в перекладывании из одного государственного кармана в другой».

Это можно рассматривать как пример пессимистического взгляда на состояние отечественной авиационной промышленности. Ну а что говорят «оптимисты»? Как контраргументы, свидетельствующие о наличии прогресса в развитии российского авиапрома, они приводят данные о новых разработках в области авиационной промышленности.

Так, по заявлению источника в авиапроме (ИНТЕРФАКС-АВН, 12.08.11 г.), новый среднемагистральный самолет МС-21 более чем на треть будет состоять из современных композиционных материалов. По сообщению СМИ, доля углеродных композитов в массе планера может быть увеличена до 37,5%, из которых могут изготавливаться крыло, центроплан, оперение и некоторые элементы фюзеляжа. Выросла до 19% и 33% доля титановых и алюминиевых сплавов соответственно. По планам, вновь образованное ЗАО «Аэрокомпозит» должно в 2013-2014 гг. выпустить опытные образцы готовой продукции, а в 2015-2016 гг. начать серийное производство.

Рост поставок вертолетов в российскую армию и гражданским потребителям («НВО», 12.08.11 г.). В течение 2011–2014 гг. российские ВВС должны получить около 400 новых боевых и модернизированных транспортно-десантных вертолетов. В основном это будут Ми-8 АМТШ, Ми-28 и Ка-52, поставки которого уже начались. Четыре Ка-52 в текущем году получили авиаторы объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа в Приморье, а в рамках гособоронзаказа до 2012 г. в армию должно поступить 30 вертолетов Ка-52 «Аллигатор».

Отмечается рост заказов на российские истребители. Так, заметно вырос общий объем заказов РСК «МиГ», который сегодня превышает 4 млрд. долларов (AVIA.RU, 12.08.11 г.). По заявлению генерального директора компании Сергея Короткова: «Говоря о положении «МиГ» на мировом рынке, следует отметить устойчивый спрос на нашу продукцию». В настоящее время компания исполняет несколько контрактов на поставку боевых самолетов. Так, только для ВМС Индии должно быть поставлено 16 самолетов на 1,6 млрд. долларов, а в марте 2010 г. был заключен контракт на поставку еще 29 МиГ-29К на 1,5 млрд. долларов.

Есть и другие примеры («Однако», 15.08.11 г.). ВМФ России принял решение о приобретении 26 МиГ-29К, контракт на закупку которых планируется подписать в ходе МАКС-2011. Такое решение будет означать смену 15-летней экспортной ориентации в развитии российского ОПК. Постоянно растут заказы со стороны Вьетнама, который по этому показателю на начало 2011 г. занимал третье место после Индии и Венесуэлы. За 2009 и 2010 гг. Вьетнам закупил 20 истребителей (около 1,3 млрд. долларов) - больше, чем за все предыдущие 17 постсоветских лет. Заслуживает внимания контракт на поставку ВВС Алжира 16 истребителей Су-30 МКИ (А) в 2009 г., дополнительно к 28 таким же машинам по контракту 2006 г. (предположительно до 1,5 млрд. долларов). К этому следует добавить и быстрый контракт в декабре 2009 г. с Мьянмой (бывшей Бирмой) на поставку 20 МиГ-29 (400 млн. евро) различных модификаций в условиях ожесточенной конкурентной борьбы. В марте 2010 г. был заключен контракт (около 300 млн. долларов) с Угандой на поставку шести Су-30 МК2, два из которых уже находятся на авиабазе Энтеббэ близ столицы страны Кампалы.

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» на МАКС-2011 в экспозиции ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК) представит изделие 117С – глубокую модернизацию двигателя АЛ-31Ф, создаваемого совместно с ОАО «НПО «Сатурн» (Aviation Explorer, 12.08.11 г.). От базового, новый двигатель отличается повышенной на 2 т тягой, имеет поворотное реактивное сопло с управляемым вектором тяги для обеспечения сверхманевренности на малых скоростях и другим.

На стенде ОДК пермское конструкторское бюро ОАО «Авиадвигатель» представит макет в масштабе 1:4 двигателя пятого поколения ПД-14 (АвиаПорт.Ru, 12.08.11 г.). По информации ОАО «Вертолеты России» (Aviation Explorer, 12.08.11 г.), в первый день МАКСа на статической стоянке и в небе посетители авиасалона увидят новейшие легкие вертолеты Ми-34С1, Ка-226Т и «Ансат», средний вертолет Ка-32А11ВС, новый модернизированный супертяжелый Ми-26Т2 и другую современную вертолетную технику. ОАО «Корпорация «Иркут» в рамках салона представит все свои разработки в области беспилотных летательных аппаратов (АвиаПорт.Ru, 12.08.11 г.). В их числе БЛА «Иркут-3», «Иркут-10» и «Иркут-200», последний из которых уже готовится к летным испытаниям.

Можно было бы продолжить примеры намерений и планов участников МАКС-2011 по демонстрации своих достижений. Вот почему этот салон следует рассматривать, в первую очередь, как наиболее точный индикатор современного состояния и реального прогресса в развитии отечественного авиапрома. Ждать осталось совсем недолго – 16 августа 10-й юбилейный Московский авиационно-космический салон МАКС-2011 начинает свою работу. По его завершении специалисты и посетители сделают соответствующие выводы и вынесут свой вердикт, решив, кто прав – «пессимисты» или «оптимисты».


 

НОВОСТИ

В России разрабатывают современный суперкомпьютер для проектирования перспективных вооружений, сообщила в интервью РИА «Новости» генеральный директор НПО «Молния» Ольга Соколова.
Отдельное подразделение беспилотной авиации формируется в артиллерийской бригаде 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа в Оренбургской области.
В ПАО «ВАСО» (входит в дивизион транспортной авиации ОАК) 27 ноября 2018 г. состоялась процедура передачи первого летного образца Ил-112В на летно-испытательную станцию.
Завершается перевооружение очередного полка Йошкар-Олинского ракетного соединения на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) пятого поколения «Ярс».
Летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля холдинга «Вертолеты России» в рамках программы предварительных испытаний совершили полет на первом образце вертолета Ми-38Т, изготовленном Казанским вертолетным заводом по заказу Министерства обороны России.
Армейская авиация, подразделения противовоздушной и противоракетной обороны войдут в формирования ВДВ, сообщил заместитель командующего ВДВ генерал-лейтенант Александр Вязников 16 ноября на встрече с военными атташе, на которой присутствовали представители 67 зарубежных государств.
Продолжается работа по переходу ракетных войск и артиллерии в качественно новое состояние – разведывательно-огневую систему, заявил в интервью «Красной звезде» начальник ракетных войск и артиллерии ВС РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), входящая в госкорпорацию «Ростех», завершила разработку двигателя ВК-2500П для ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». За счет оснащения ВК-2500П модернизированной системой автоматизированного управления удалось существенно повысить безопасность, функциональность и летные характеристики боевой машины.
Доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в деле укрепления могущества России
Тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат «Охотник» в ноябре совершил первую пробежку по взлетно-посадочной полосе Новосибирского авиационного завода им. В.П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), достигнув в соответствии с программой испытаний скорости 200 км/ч, сообщил ТАСС источник в авиастроительной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - Группа Компаний КОНСТАНТА

Управление сайтом - Система управления контентом (CMS) InfoDesignerWeb

 

Rambler's Top100