«Витязь», брат «Викинга»
НИИП имени Тихомирова разрабатывает не только комплексы ПВО и авиационные БРЛС, но и электронику для вагонов метро

Задача по диверсификации производства за счет выпуска гражданской продукции, поставленная перед ОПК президентом России Владимиром Путиным, в целом успешно выполняется. К числу предприятий, сумевших наладить выпуск близкой по характеру к основной, оборонной, продукции стал НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова (входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей»).

Иван КАРЕВ

В 1989 г. 3-му научно-исследовательскому отделению (НИО-3) были поручены работы по созданию системы автоматизированного управления (САУ), технической диагностики и безопасности движения вагонов метро нового поколения «Витязь». Ставилась задача, привлекая передовые разработки и технологии ОПК, обеспечить производство вагонного оборудования, соответствующего требованиям безопасности перевозки пассажиров, надежности, экономичности и комфортности для машиниста.

Пульт вагона метро модели 81-760.

Главным конструктором темы «Витязь» в НИИП был назначен Б.И. Cкобцов. С 1995 г. главным конструктором темы «Витязь» был назначен Н.Б. Медуницин (ныне главный инженер НИИП). Комплекс проблем, связанных с оптимизацией структуры управления вагонным оборудованием, построением качественного математического и программного обеспечения микропроцессорной системы, решал коллектив специалистов во главе с О.В. Малининым (с 2014 г. –  главный конструктор).

Наиболее сложной задачей в начальный период работ стало концептуальное осознание специфики назначения и применения системы управления поездом метрополитена. Используемая на отечественном железнодорожном транспорте релейно-контакторная схема управления не отвечала современному уровню развития микропроцессорной техники и информационных технологий. Однако, по выражению одного из уважаемых специалистов в области подвижного состава метро, каждая цепочка этой схемы, каждая блокировка выстраданы длительным опытом эксплуатации, а за некоторые из них заплачено самой высокой ценой – человеческой жизнью. От специалистов НИИП требовалось максимально точно повторить эту схему – но с использованием современной электроники и микропроцессоров, заложить в систему «Витязь» значительный модернизационный потенциал, имея в виду автоматизацию процессов управления и диагностики, улучшение информационного обеспечения и т.д.

Дублированный четырехканальный блок безопасности движения БАРС-М.

Формирование облика системы, технического задания на ее составные части, разработка логики работы и математического обеспечения шли в тесном сотрудничестве с научными и производственными коллективами отрасли: МИИТ, ВНИИ железнодорожного транспорта, службой подвижного состава Московского метрополитена и другими, а также с разработчиками вагона – компанией «Метровагонмаш».

В состав системы вошли: информационно-управляющие блоки пульта и кабины машиниста поезда; система автоматической регулировки скорости; аппаратура поездного управления; блоки управления вагонным оборудованием. Разработка и увязка общей структуры системы, ее математического и программного обеспечения выполнялись комплексной лабораторией НИО-3.

Блок системы автоматизированного управления «Витязь».

Наиболее сложной задачей при проектировании системы был поиск компромисса между надежностью аппаратуры и высочайшими требованиями к безопасности. Ведь аппаратура должна обеспечивать не только автоматизированное управление и диагностику всего оборудования поезда, но и безопасную перевозку пассажиров в условиях практически непрерывной работы и соблюдения жесткого графика движения поездов метрополитена.

В 1993 г. первый состав вагонов модели 81-720/721 «Яуза» вышел на испытания вначале на опытном кольце ВНИИЖТ в Щербинке, а затем и на линии Московского метрополитена. Для комплексной бригады по испытаниям и доводке системы начались напряженные трудовые будни: днем – анализ результатов испытаний, доработка аппаратуры и программного обеспечения, а ночью – опытные поездки на линиях метро, с тем, чтобы не мешать графику его повседневной работы.

В 1998 г. на Люблинско-Дмитровскую линию Московского метрополитена поступил в эксплуатацию первый семивагонный поезд «Яуза». Началось изготовление опытно-промышленной партии. Наступил «момент истины» для системы «Витязь-1»: шла проверка реальной эксплуатацией. Не обошлось без проблем, которые, казалось, ставили крест на многолетнем труде больших коллективов. Ведь вагоны и все оборудование не имели аналогов в практике отечественного вагоностроения по большинству научно-технических решений.

Система «Витязь» стала первой автоматизированной системой управления, внедренной на железнодорожном транспорте России, которая интегрировала в единую многопроцессорную сеть все локальные системы управления оборудованием поезда. В 2001 г. весь комплекс работ по созданию и освоению производства вагонов метрополитена «Яуза» получил высокую оценку – Государственную премию Российской Федерации в области науки и техники, единственную высокую награду в области вагоностроения, присужденную за последние несколько десятилетий. В числе авторского коллектива этой награды удостоен начальник НИО-3 – главный конструктор Н.Б. Медуницин.

Для вагонов модели 81-760/761 была создана система управления нового поколения «Витязь-М».

В 2001-2002 гг. была поставлена задача создания вагонов легкого метро, предназначенных для работы на открытых линиях. Усложнялись технические требования к подвижному составу: появилась система обогрева и вентиляции пассажирского салона, бокового видеообзора, а главное, состав должен был обеспечивать прежние нормы длины тормозных путей в условиях зимнего времени. Многие из вновь поставленных задач должны были решаться системой «Витязь», точнее, ее модификацией – «Витязь-1М». В ходе работ по модернизации системы был изменен ряд принципов ее построения, отечественную электронную базу практически полностью заменили на импортную. Внедрили в конструкцию дублированный четырехканальный блок безопасности движения БАРС-М, создали унифицированные контроллеры, на которых строятся все блоки системы.

В 2002-2003 гг. прошли успешные испытания вагонов модели 81-740/741, оборудованных системой «Витязь-1М», и началось их серийное производство. Составы с вагонами этого типа, вскоре получившие наименование «Русич»,  начали курсировать по Бутовской линии Московского метрополитена, открытой в декабре 2003 г.

В кабине управления наиболее современного вагона «Москва».

В конце 2004 г. ОАО «Метровагонмаш» с вагонами модели 81-740/741 выиграло представительный международный тендер по поставке подвижного состава в Болгарию на расширяющийся Софийский метрополитен. В 2010 г. началась поставка вагонов этой модели в метрополитен Казани. Около 300 составов данной серии в различных модификациях, оборудованных системой «Витязь-1М», находятся в эксплуатации.

В середине 2009 г. коллектив НИО-3 приступил к разработке системы управления нового поколения для перспективных вагонов метрополитена модели 81-760/761. Система, получившая шифр «Витязь-М», создавалась с учетом возросших требований к комфорту и безопасности подвижного состава. Опыт, приобретенный коллективом НИО-3 и НИИП в целом при предыдущих разработках и в процессе эксплуатации, позволил создать новую систему в кратчайшие сроки. Впервые состав из трех вагонов, изготовленный по новой конструкторской документации, был представлен в мае 2010 г., в дни празднования 75-летия Московского метрополитена.

Система «Витязь-М» в составе вагонов успешно прошла испытания и поставляется Московскому метрополитену. Параллельно с разворачиванием серийного производства почти сразу началась разработка новых режимов ведения поездов: прицельной остановки, помощи действиям машиниста, комплексного управления на основе радиоканала.

Вагоны модели 81-717.2К/714.2К с системой «Витязь-В» эксплуатируются в Будапеште.

В декабре 2015 г. за плодо­творное сотрудничество НИИП с Московским метрополитеном его руководитель Дмитрий Пегов вручил генеральному директору института Юрию Белому Благодарственное письмо.

В 2016 г. началась эксплуатация составов, в которых САУ «Витязь-М» и новая модернизация САУ «Скиф» дополнены режимом автоматического ведения поезда (АВП). Этот режим позволяет поезду с высокой точностью останавливаться на станции, обеспечивать блокировку открытия дверей на перегоне, разрешать открытие дверей на станции только напротив платформы, соблюдать все ограничения скорости, экономить электроэнергию и главное – очень сильно разгружает машиниста, что позволяет свести к минимуму влияние человеческого фактора. За машинистом остается только функция закрытия дверей и разрешение на отправление поезда со станции.

В настоящее время изготовлен и готов к испытаниям опытный образец САУ «Скиф», обеспечивающий полностью автоматизированное ведение поезда без участия машиниста.

На сегодняшний день более половины составов, курсирующих в московском метро, укомплектованы системами автоматизированного управления серии «Витязь». Разработки НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова для метро также используются в Санкт-Петербургском, Екатеринбургском, Нижегородском и Казанском метрополитенах, а также за рубежом, в городах София, Баку, Будапешт и Ташкент.

В вагоны модели 81-765/766/767 установлена система «Скиф-М». Такие составы эксплуатируются в Москве и Баку.


 

НОВОСТИ

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») сообщил о завершении научно-исследовательской работы «Адаптация» успешными испытаниями двигателя в составе силовой установки с воздушным винтом.
В ВКС РФ на боевое дежурство заступили расчеты радиолокационной станции загоризонтного обнаружения типа «Контейнер». РЛС расположена в населенном пункте Ковылкино в Республике Мордовия.
Снайперская винтовка Чукавина СВЧ-54, которая предлагается в качестве замены знаменитой СВД, пойдет в серию в 2020 г., заявил в интервью ИА «Удмуртия» генеральный директор Группы компаний «Калашников» Дмитрий Тарасов.
Расчеты зенитных ракетных систем С-300ПС Центрального военного округа (ЦВО) заступили на опытно-боевое дежурство в Таджикистане.
В Корпоративном университете «Сухой» стартовали очередные программы подготовки управленческого резерва «Резерв-2» и «Резерв-3», рассчитанные на 2019-2020 учебный год.
217 проектов было представлено на третий конкурс инженерных работ студентов и молодых специалистов «Будущее авиации», итоги которого подвели в Объединенной авиастроительной корпорации.
5 декабря в Санкт-Петербурге в КЦ?«Троицкий» состоялось праздничное мероприятие ФК?«Алмаз – Антей» по случаю завершения футбольного игрового сезона 2019?года.
Со 2 по 6 декабря 2019 г. в Москве в ЦВК «Экспоцентр» состоялась 29-я Международная выставка «Российская неделя здравоохранения-2019» с участием одного из предприятий Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз – Антей» – акционерного общества «ГОЗ Обуховский завод». Форум прошел при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В период с 11 по 12 декабря 2019?г. на территории Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз – Антей» впервые прошла научно-практическая конференция на тему «Аддитивные технологии (АТ) и инновационные разработки предприятий оборонно-промышленного комплекса».
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» по итогам работы в 2018 г. занял первое место в опросе потребителей продукции и услуг для нефтегазового шельфа среди российских компаний в номинации «Подводные добычные комплексы» рейтинга «Импортозамещение на российском шельфе». Опрос проводило рейтинговое агентство «Центр поставщиков ТЭК».

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель и издатель: ООО «Издательский дом «Национальная оборона»

Адрес редакции: 109147, Москва, ул. Воронцовская, д. 35Б, стр. 2, офис 636

Для писем: 123104, Москва, а/я 16

Свидетельство о регистрации: Эл № ФС 77-22322 от 17.11.2005

 

 

 

Дизайн и разработка сайта - Группа «Оборона.Ру»

Техническая поддержка - ООО «Д-Софт»

Система управления сайтами InfoDesigner JS

 

Rambler's Top100